Средства объективного контроля (СОК)

Использование СОК позволяет решать следующие задачи:

- контролировать качество выполнения полетов и предупреждать нарушения правил летно-технической эксплуатации;

- повышать уровень профессиональной подготовки ЛПС (разборы, самоконтроль по СОК);

- выявлять отказы и неисправности АТ (по регистрируемым параметрам);

- обеспечивать при АП наличие необходимой информации о полете;

- повышать эффективность использования АТ (по режимам работы двигателей).

К СОК относится бортовое и наземное оборудование для сбора и обработки информации о полете ВС.

Существуют следующие группы СОК:

1) бортовые средства сбора параметрической информации (БСССПИ);

2) бортовые средства сбора звуковой информации (БССЗИ);

3) бортовые средства автоматизированной обработки и анализа

параметрической информации (БСАОАПИ);

4) наземные средства сбора параметрической информации (НССПИ);

5) наземные средства обработки полетной информации (НСОПИ).

Бортовые регистраторы полетной информации

1).МСРП – 64М – 2 (магнитная система регистрации параметров с цифровым кодирующим устройством, записывает параметры на магнитную ленту);

2).МС – 61 (магнитная система – магнитофон, запись на магнитную проволоку;

3).БУР-01, БУР-92 (бортовое устройство регистрации, запись на магнитную ленту);

5).К3-63 (трёхканальный механический самописец, записывает пером на подвижную ленту: НБАР, индикаторную скорость VИН, перегрузку ny);

6).САРПП-12 (система автоматической регистрации параметров полёта, регистрирует параметры полёта на фотоплёнку) и т.п.

Бортовые регистраторы полетной информации позволяют в наше время регистрировать до 400 параметров.

По назначению СОК на борту ВС подразделяются на:

аварийные;

эксплуатационные;

комбинированные.

Аварийные предназначены для сохранения информации в случае АП, попадания в агрессивные среды и используются при расследовании АП.

Эксплуатационные предназначаются для оценки качества пилотирования ВС и его работоспособности, не имеют аварийной защиты и достаточно просты в эксплуатации.

Защищённый бортовой накопитель МСРП-64М-2 для сохранения информаций помещен в теплоударозащитный кожух, который:

выдерживает перегрузку до 200 ед;

нагрузку (распределенную) до 10.000Н;

воздействие температуры до 10000С на 50% площади в течение 15 мин;

пребывание в морской воде до 36 час;

воздействие керосина, бензина до 15 мин).

Отечественные СОК обеспечивают продолжительность сохраняемой записи от 1 до 50 часов

Принцип работы СОК

Механические (К3-63).

Вертикальная перегрузка ВС записывается механическим способом пером на движущейся ленте самописца.

Осциллографический (САРПП) механические движения исполнительных элементов преобразуются датчиками в электрические сигналы, которые воспроизводятся световым лучом на фотопленке (Отклонение луча пропорционально электрическому сигналу).

Магнитные (МСРП) с помощью датчиков физические значения параметров преобразуются в электрические сигналы с напряжением пропорциональным значению параметра. Электрический сигнал преобразуется кодирующим устройством в цифровой код, удобный для обработки (время - импульсный код, сигнал - двоичный код) и записывается на магнитную ленту.

Обработка параметров СОК производится как ручным и автоматизированным методами, а также экспресс - анализом.

Средства объективного контроля (СОК) - student2.ru

Комплект оборудования (СОК) САРПП 12, устанавливаемый на вертолёте МИ-8Т

Средства объективного контроля (СОК) - student2.ru

Комплект оборудования (СОК) БУР-1А, устанавливаемый

на вертолётах МИ-8Т, МИ-8МТВ

Средства объективного контроля (СОК) - student2.ru

Защищённый бортовой накопитель информации БУР-92А,

установленный в хвостовой части самолёта АН-38-120

Неавтоматизированная (ручная) обработка включает в себя:

-декодирование - воспроизведение закодированных сигналов и их запись с помощью декодирующих устройств (на фото или электрограф-бумагу) - воспроизведение осциллограмм;

-оформление осциллограмм - разметка измеряемых параметров (определение участков полета, выделение необходимых временных или режимных моментов и т.д.);

-расшифровка осциллограмм - считывание данных с осциллограммы и определение по градуировочному графику устройств, значений параметров и физических величин в необходимые моменты времени;

-заполнение соответствующих таблиц для анализа результатов обработки.

Автоматизированная обработка полетной информации с использованием ЭВМ может быть следующих видов:

- автоматизированная (первичная) обработка - декодирование, расшифровка и документирование в физических величинах закодированной исходной информации;

- экспресс - анализ - проведение по заданным алгоритмам автоматического количественного и логического анализа полетной информации;

- автоматизированная (вторичная обработка) определение дополнительных нерегистрируемых параметров полета по значениям регистрируемых для более глубокого анализа, систематизация и обобщения результатов, оценки и прогнозирования состояния АТ.

Экспресс - анализ является основным из применяемых в ГА видов обработки информации СОК, при котором обеспечивается, достаточно, глубокий и объективный анализ ПИ.

Для нужд инженерно - авиационной службы из расшифровки П.И. извлекаются данные со следующей целью:

- анализ тенденций измерения определяющих параметров авиатехники и прогнозирования по ним ее работоспособности;

- разработка оперативных рекомендаций по ТО систем и ВС в целом;

- принятие решения о дальнейшем использовании АТ;

-обобщение опыта эксплуатации АТ и разработка рекомендаций направленных на повышение БП;

- получение материала для тех. учебы с ЛС;

- поиск отклонений в системах при помощи регистрируемых параметров.

Регистрируются 4 группы параметров:

1) Параметры движения самолета (высота Н, приборная скорость Vпр, число М, угол атаки a, вертикальная перегрузка Пу, и другие).

2) Параметры, характеризующие положение органов управления (углы отклонения элеронов бэ, руля высоты брв, руля направления брн, отклонение педалей, штурвала и т.д.)

3) Параметры силовой установки (обороты КНД - Nкнд; обороты КНД - Nквд; температура газов за турбиной - Тг, расход топлива - Gт и.т.д.)

4) Параметры, характеризующие состояние топливной, гидравлической и др. систем.

Оценка БП по данным ПИ

Для определения достоверности событий, зарегистрированных в экспресс - анализе, детального исследования действий экипажа при развитии ситуаций до АП используют совокупность аналоговых параметров и разовых команд на осциллограммах.

При анализе определяют характерные моменты полета (включение реверса, касание ВПП, выпуск - уборка шасси и т.д.)

Результаты расшифровки СОК значительно облегчают расследование АП, и инцидентов, помогают определить причины отказов АТ.

Предварительный анализ ПИ производится подразделением АТБ по эксплуатации средств сбора и обработки параметрической информации (ПЭССОПИ).

Окончательный анализ обработки ПИ производится КРС летных подразделений.

Раздел 7

Наши рекомендации