Объем дисциплины и виды учебной работы. Тематический план № Название раздела, темы Всего з.е/час Аудиторные

Виды учебной работы Всего
Общая трудоемкость в зачетных единицах
Общая трудоемкость в часах
Аудиторные занятия в часах
Лекции
Практические (лабораторные) занятия
Самостоятельная работа в часах
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) Зачет, экзамен (2 зач.)

Тематический план

Название раздела, темы Всего з.е/час Аудиторные занятия Самостоятельная работа Формы текущего контроля
Лекции Практические Лабораторные
1. Педагогика как наука. 0,4/8   Оценка устного ответа на вопрос в ходе проведения семинарского занятия, оценка конспекта, выполненного при подготовке к семинарскому занятию, проверка и оценка заданий, предложенных для самостоятельной работы.
2. Методология педагогической науки. 0,4/8   Оценка устного ответа на вопрос в ходе проведения семинарского занятия, оценка конспекта, выполненного при подготовке к семинарскому занятию, проверка и оценка заданий, предложенных для самостоятельной работы.
3. Педагогический процесс как система и целостное явление. 0,4/8     Оценка устного ответа на вопрос в ходе проведения семинарского занятия, оценка конспекта, выполненного при подготовке к семинарскому занятию, проверка и оценка заданий, предложенных для самостоятельной работы.
4. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса. 0,4/8   Оценка устного ответа на вопрос в ходе проведения семинарского занятия, оценка конспекта, выполненного при подготовке к семинарскому занятию, проверка и оценка заданий, предложенных для самостоятельной работы.
5. Общие закономерности и принципы воспитания. 0,4/8   Оценка устного ответа на вопрос в ходе проведения семинарского занятия, оценка конспекта, выполненного при подготовке к семинарскому занятию, проверка и оценка заданий, предложенных для самостоятельной работы.
6. Система методов и форм воспитания. 0,4/8     Оценка устного ответа на вопрос в ходе проведения семинарского занятия, оценка конспекта, выполненного при подготовке к семинарскому занятию, проверка и оценка заданий, предложенных для самостоятельной работы.
7. Обучение в структуре целостного педагогического процесса. 0,4/8   Оценка устного ответа на вопрос в ходе проведения семинарского занятия, оценка конспекта, выполненного при подготовке к семинарскому занятию, проверка и оценка заданий, предложенных для самостоятельной работы.
8. Закономерности и принципы обучения. 0,4/8   Оценка устного ответа на вопрос в ходе проведения семинарского занятия, оценка конспекта, выполненного при подготовке к семинарскому занятию, проверка и оценка заданий, предложенных для самостоятельной работы.
9. Формы и методы организации обучения. 0,4/8   Оценка устного ответа на вопрос в ходе проведения семинарского занятия, оценка конспекта, выполненного при подготовке к семинарскому занятию, проверка и оценка заданий, предложенных для самостоятельной работы.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Педагогика как наука.Зарождение научной педагогики. Источники педагогического знания. Объект, предмет и функции педагогики. Структура педагогической науки и ее связь с другими отраслями человеческого знания. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, личность, формирование, развитие, социализация, педагогическая деятельность.

Методология педагогической науки.Понятие «методология педагогической науки», ее уровни. Философские основания педагогики. Системный подход как общенаучный уровень методологии. Конкретно-научный уровень методологии: личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, полисубъектный, антропологический, синергетический подходы в педагогике. Методологическая культура педагога. Взаимосвязь педагогической науки и практики.

Педагогический процесс как система и целостное явление.Сущность педагогического процесса. Взаимодействие педагога и ребенка в педагогическом процессе. Основные компоненты педагогического процесса: целевой, содержательный, операционально-деятельностный, аналитико-результативный. Движущие силы педагогического процесса, закономерности и принципы педагогического процесса. Педагогической процесс как целостная динамическая система. Сущность целостности педагогического процесса. Общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

Воспитание в структуре целостного педагогического процесса.Сущность воспитания, характерные особенности, движущие силы воспитания. Цель воспитания и ее место в воспитательном процессе. Воспитание как педагогический компонент социализации. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Субъект и объект воспитания. Базовые теории воспитания и развития личности.

Общие закономерности и принципы воспитания.Закономерности воспитания, их взаимосвязь с общепедагогическими закономерностями. Понятие о принципах воспитания. Соотношение целей, закономерностей и принципов. Принципы воспитания: персонификации (индивидуализации), культуросообразности (социальной адекватности), природосообразности, гуманизации (гуманистической ориентации), дифференциации, воспитания в коллективе, целостности, субъектности, единства обучения и воспитания, воспитания и самовоспитания, преемственности, последовательности и систематичности, опоры на положительное (оптимистической перспективы), согласованности требований и др.

Система методов и форм воспитания. Средства воспитания.Основные подходы к определению сущности метода воспитания. Классификации методов воспитания. Формы организации воспитательной деятельности. Типология форм воспитательной работы. Коллектив как объект и субъект воспитания. Становление и развитие педагогической концепции детского коллектива. Коллектив как фактор развития ребенка. Этапы развития коллектива. Социально-психологический климат в коллективе и его использование в воспитании. Самоуправление в детском коллективе.

Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Исторический контекст развития взглядов на процесс обучения. Дидактика, ее предмет и задачи. Традиционная дидактическая система (И.Ф. Гербарт и др.), педоцентристская система (Дж. Дьюи), современная дидактическая система. Основные категории дидактики. Сущность и движущие силы процесса обучения, его особенности. Функции обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

Закономерности и принципы обучения. Соотношение и взаимосвязь законов, закономерностей, принципов обучения, история их выявления. Основания для классификации закономерностей. Основные принципы осуществления процесса обучения: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связи теории с практикой.

Формы и методы организации обучения. Понятие о методах обучения и их классификации: традиционная (по источнику знаний), по назначению, по характеру познавательной деятельности, по дидактическим целям и др. Соотношение методов и приемов обучения. Сущность и содержание методов обучения. Эффективность методов обучения. Выбор методов и средств обучения и факторы, влияющие на этот процесс. Деятельность учителя и учеников в различных видах обучения. Формы организации обучения и их возможности. Классно-урочная система, ее характеристика. Урок как основная форма организации обучения. Типы уроков, их структурные особенности. Анализ урока. Нетрадиционные модели организации обучения. Инновационные образовательные процессы.

Планы практических занятий

Наши рекомендации