Объем дисциплины и виды учебной работы. Тематический план № Название раздела, темы Всего з.е/час Аудиторные
Виды учебной работы | Всего |
Общая трудоемкость в зачетных единицах | |
Общая трудоемкость в часах | |
Аудиторные занятия в часах | |
Лекции | |
Практические (лабораторные) занятия | |
Самостоятельная работа в часах | |
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) | Зачет, экзамен (2 зач.) |
Тематический план
№ | Название раздела, темы | Всего з.е/час | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Формы текущего контроля | ||
Лекции | Практические | Лабораторные | |||||
1. | Педагогика как наука. | 0,4/8 | Оценка устного ответа на вопрос в ходе проведения семинарского занятия, оценка конспекта, выполненного при подготовке к семинарскому занятию, проверка и оценка заданий, предложенных для самостоятельной работы. | ||||
2. | Методология педагогической науки. | 0,4/8 | Оценка устного ответа на вопрос в ходе проведения семинарского занятия, оценка конспекта, выполненного при подготовке к семинарскому занятию, проверка и оценка заданий, предложенных для самостоятельной работы. | ||||
3. | Педагогический процесс как система и целостное явление. | 0,4/8 | Оценка устного ответа на вопрос в ходе проведения семинарского занятия, оценка конспекта, выполненного при подготовке к семинарскому занятию, проверка и оценка заданий, предложенных для самостоятельной работы. | ||||
4. | Воспитание в структуре целостного педагогического процесса. | 0,4/8 | Оценка устного ответа на вопрос в ходе проведения семинарского занятия, оценка конспекта, выполненного при подготовке к семинарскому занятию, проверка и оценка заданий, предложенных для самостоятельной работы. | ||||
5. | Общие закономерности и принципы воспитания. | 0,4/8 | Оценка устного ответа на вопрос в ходе проведения семинарского занятия, оценка конспекта, выполненного при подготовке к семинарскому занятию, проверка и оценка заданий, предложенных для самостоятельной работы. | ||||
6. | Система методов и форм воспитания. | 0,4/8 | Оценка устного ответа на вопрос в ходе проведения семинарского занятия, оценка конспекта, выполненного при подготовке к семинарскому занятию, проверка и оценка заданий, предложенных для самостоятельной работы. | ||||
7. | Обучение в структуре целостного педагогического процесса. | 0,4/8 | Оценка устного ответа на вопрос в ходе проведения семинарского занятия, оценка конспекта, выполненного при подготовке к семинарскому занятию, проверка и оценка заданий, предложенных для самостоятельной работы. | ||||
8. | Закономерности и принципы обучения. | 0,4/8 | Оценка устного ответа на вопрос в ходе проведения семинарского занятия, оценка конспекта, выполненного при подготовке к семинарскому занятию, проверка и оценка заданий, предложенных для самостоятельной работы. | ||||
9. | Формы и методы организации обучения. | 0,4/8 | Оценка устного ответа на вопрос в ходе проведения семинарского занятия, оценка конспекта, выполненного при подготовке к семинарскому занятию, проверка и оценка заданий, предложенных для самостоятельной работы. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Педагогика как наука.Зарождение научной педагогики. Источники педагогического знания. Объект, предмет и функции педагогики. Структура педагогической науки и ее связь с другими отраслями человеческого знания. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, личность, формирование, развитие, социализация, педагогическая деятельность.
Методология педагогической науки.Понятие «методология педагогической науки», ее уровни. Философские основания педагогики. Системный подход как общенаучный уровень методологии. Конкретно-научный уровень методологии: личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, полисубъектный, антропологический, синергетический подходы в педагогике. Методологическая культура педагога. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
Педагогический процесс как система и целостное явление.Сущность педагогического процесса. Взаимодействие педагога и ребенка в педагогическом процессе. Основные компоненты педагогического процесса: целевой, содержательный, операционально-деятельностный, аналитико-результативный. Движущие силы педагогического процесса, закономерности и принципы педагогического процесса. Педагогической процесс как целостная динамическая система. Сущность целостности педагогического процесса. Общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
Воспитание в структуре целостного педагогического процесса.Сущность воспитания, характерные особенности, движущие силы воспитания. Цель воспитания и ее место в воспитательном процессе. Воспитание как педагогический компонент социализации. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Субъект и объект воспитания. Базовые теории воспитания и развития личности.
Общие закономерности и принципы воспитания.Закономерности воспитания, их взаимосвязь с общепедагогическими закономерностями. Понятие о принципах воспитания. Соотношение целей, закономерностей и принципов. Принципы воспитания: персонификации (индивидуализации), культуросообразности (социальной адекватности), природосообразности, гуманизации (гуманистической ориентации), дифференциации, воспитания в коллективе, целостности, субъектности, единства обучения и воспитания, воспитания и самовоспитания, преемственности, последовательности и систематичности, опоры на положительное (оптимистической перспективы), согласованности требований и др.
Система методов и форм воспитания. Средства воспитания.Основные подходы к определению сущности метода воспитания. Классификации методов воспитания. Формы организации воспитательной деятельности. Типология форм воспитательной работы. Коллектив как объект и субъект воспитания. Становление и развитие педагогической концепции детского коллектива. Коллектив как фактор развития ребенка. Этапы развития коллектива. Социально-психологический климат в коллективе и его использование в воспитании. Самоуправление в детском коллективе.
Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Исторический контекст развития взглядов на процесс обучения. Дидактика, ее предмет и задачи. Традиционная дидактическая система (И.Ф. Гербарт и др.), педоцентристская система (Дж. Дьюи), современная дидактическая система. Основные категории дидактики. Сущность и движущие силы процесса обучения, его особенности. Функции обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
Закономерности и принципы обучения. Соотношение и взаимосвязь законов, закономерностей, принципов обучения, история их выявления. Основания для классификации закономерностей. Основные принципы осуществления процесса обучения: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связи теории с практикой.
Формы и методы организации обучения. Понятие о методах обучения и их классификации: традиционная (по источнику знаний), по назначению, по характеру познавательной деятельности, по дидактическим целям и др. Соотношение методов и приемов обучения. Сущность и содержание методов обучения. Эффективность методов обучения. Выбор методов и средств обучения и факторы, влияющие на этот процесс. Деятельность учителя и учеников в различных видах обучения. Формы организации обучения и их возможности. Классно-урочная система, ее характеристика. Урок как основная форма организации обучения. Типы уроков, их структурные особенности. Анализ урока. Нетрадиционные модели организации обучения. Инновационные образовательные процессы.
Планы практических занятий