Формы организации процесса воспитания, их разнообразие
Воспитание- это целенаправленный педагогич процесс организации и стимулирования активной деятельности развивающейся личности ребенка по овладеванию им общественного опытом формирования качеств, желаемых социумом. Воспитание- это ведущий фактор развития личности в процессе онтогенеза.
Формывоспитания (воспитательной работы) — это варианты организации конкретного воспитательного процесса; композиционное построение воспитательного мероприятия. Они всегда взаимосвязаны с содержанием.
Понятие форма— означает способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса (Философский энциклопедический словарь. М., 1989, с.595).
В педагогической литературе и школьной практике иногда употребляется понятие "организационные формы воспитания". Не менее широкое распространение получило и определение воспитательное мероприятие.
Мероприятие— организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей (Толковый словарь русского языка. М., 1982, с.177)..
Мероприятие должно реализовываться как целенаправленное взаимодействие учителя (классного руководителя, воспитателя) с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное решение поставленных воспитательных задач. В этом случае сам мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности. В процессе этой деятельности целенаправленно создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которыесвоим содержанием и эмоциональным проявлением, воздействуютна личность учащегося и тем самым способствуют решению воспитательных задач.
Роль учителя (классного руководителя, воспитателя) — правильно, научно обоснованно управлять этим процессом, целесообразно создавать и конструировать ситуации, которые выступают как составные клеточки воспитательного мероприятия. Каждая из форм воспитательной работы решает вполне определенные воспитательные задачи, используя при этом те или иные рычагиразвития личности, интересы и потребности школьника, формирует на этой основе те или иные его качества и умения.
Особенное состоит в том, что те или иные формы воспитательной работы, как правило, осуществляются преимущественно в определенной среде жизнедеятельности школьника (учебный процесс, внеклассная работа, краеведение, туризм и др.).
Многообразие форм воспитательной работы, их система соответствует многообразию внутреннего мира личности, его всестороннему развитию.
В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся:
-массовые формы (участие всего класса),
-кружковая (групповая) форма
-индивидуальная форма.
Заслуживает внимание подход к определению форм воспитательной деятельности, связанный с направлениями воспитательной работы классного руководителя (воспитателя). Например, организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют такие формы: викторина, аукцион знаний, "Что? Где? Когда?", заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный конкурс, деловые игры, смотр знаний, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир ораторов, различные формы работы с книгой (читательские конференции и др.), устный журнал, практические занятия "НОТ школьника", "Учись учиться" и др.
При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, пресс-конференции, устный журнал, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, издательские конференции, литературно-музыкальные композиции, практические занятия типа — "Культур общения", "Единство прав и обязанностей", телемост, заочные путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность и др.
Практика свидетельствует, что деятельности, связанной с профориентацией учащихся более всего соответствуют такие формы-речи с представителями разных профессий, "В мире профессии "Как выбирать профессию?", экскурсии на производство и др
При организации эстетического воспитания широко применяются: литературные и музыкальные вечера и утренники, экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу.
музыке и живописи, "Учить постигать красоту родной природы", классный дисковечер, праздники искусств, обзоры журналов, выпуск рукописных журналов.
При организации физического воспитания широко применяются: игры типа "Веселые старты", малые олимпийские игры, туристические походы и эстафеты, встречи с представителями различных видов спорта, спортивные вечера и утренники, беседы о гигиене, здоровье и физической культуре и др.
Сложные и многообразные задачи воспитания можно решать только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. Эту позицию четко охарактеризовал А.С.Макаренко. Он советовал учителям помнить, что организационная форма сама по себе не может быть ни хорошей, ни плохой.
Какая бы форма воспитания со школьниками ни избиралась учителями, нельзя обойтись без беседы, умного проникновенного слова. Оно должно быть содержательным, доходчивым, эмоциональным, убедительным и непременно связано с деятельностью, с практическим, конкретным делом самих учащихся.