Общие рекомендации к развитию фразовой речи у ребенка
3 Обратите внимание на стихи Т. А. Шарыгиной для детей, которые были специально написаны для детей раннего возраста и прошли апробацию в ДОУ №815 ЮЗАО (зав. Р.И. Тюркина).
Первоначально наиболее распространенными примерами использования первых двухкомпонентных высказываний в речи ребенка раннего возраста выступают модели двух типов:
1. «Замороженные формы», образованные по образцу взрослых
высказываний:
- Слышала? Ворона сидит: кар-кар!
- Фу! Кака! Иди гуляй!
2. Собственные детские высказывания, образованные без
использования грамматической связи между частями
предложения, что характерно для «доморфологического» этапа в
развитии речи
- Мама нет.
- Вова бух!
Именно модели второго типа являются более продуктивными формами для развертывания детских высказываний путем их наращивания до 3 слов:
- Папа работа ту-ту (Папа уехал на работу).
- Мама нет магазин (Мама не пошла в магазин).
Интересно, что при развертывании двухкомпонентного высказывания в трехкомпонентное высказывание некоторые дети используют в них «замороженные формы», которые теперь проявляют характерные для «доморфологического» этапа признаки:
- Саша бабушка забрала (Сащу забрала бабушка).
- Деда ля ля не дал! (Деда не дал куклу).
Некоторые дети, чаще - это девочки, способны выучить за взрослым наизусть и трехкомпонентное высказывание, не содержащие глагола (Алина Ш., 2.2.: «Дочка - счастье мамино»), однако такая модель не является продуктивной и не преобразуется в дальнейшем в речи детей в другие типы высказываний. В тоже
время «безглагольные» модели двухкомпонентных детских высказываний со временем «разворачиваются» до 3 слов, и часто этим третьим словом становится именно глагол:
- Извини, Аля пить не (Извини, Алина пить не хочет)
- Ищё сыок хотю (сравнить с образцом более ранних высказываний
- еще сыра, еще каши).
В раннем возрасте дети - чрезвычайно талантливые «ученики», и развитие у них фразовой речи идет очень быстро. По нашим данным, примерно за 1,5 - 2,5 месяцев ребенок модифицирует свои высказывания в грамматические конструкции, практически не отличающиеся от образцов правильной взрослой речи:
2.2.: Маму люблю сильно.
2.2.Поедем на дачу к бабе Ире
2.2.Сережа на дачу играть, Аля тоже.
2.2.Баба, ищи мое пальто.
2.2.Мама, пошли играться, домик строить
2.2.Включи мультик Антошка, Антошка
2.3.Давай лялю покормим.
2.3.Папа домой скоро придет.
2.3.Мишку сейчас посажу и покормлю
2.3.Гулять на коляске пойдем
2.3.В магазин пойдем к крестному
2.4.Я хочу пудик (пудинг).
2.4.Антон, иди скорей, делай уроки.
Как видно из этих примеров, после 2 лет развертывание детских высказываний происходит, прежде всего, за счет усвоения дополнений. Анализируя собранные данные о лексическом развитии детей второго - третьего года жизни, мы убедились в том, что опережающее накопление номинативного словаря по сравнению с адъективным словарем диктуется его коммуникативной значимостью для развертывания детского высказывания до 3 и более слов. Маленькие дети сначала начинают самостоятельно употреблять предложения, состоящие из слов, которые выполняют функцию подлежащего (сущ.), сказуемого (глагола) и дополнения (сущ.), и только потом переходят к продуцированию развернутых
высказываний с прилагательными, местоимениями и другими частями речи. Сравним:
2.2.Баба, ищи мое пальто 2.3 Мишку сейчас посажу и покормлю 2.5.Я сама не могу колготки одеть. 2.5.Мы играем с Машей на балконе
Осваивая родной язык, дети стремятся передать все больший и больший объем информации, строя высказывания с однородными членами - глаголами (а вскоре и дополнениями) или бессоюзные «предложения» из нескольких грамматических основ. Сравним:
2.3. Мишку сейчас посажу и покормлю 2.3. Мама, пошли играться, домик строить
2.5.Папа придет с работы и принесет ягодку с косточкой 2.5. Не будем мазать, будет больно, само пройдет 2.5.Пойдем на рынок, купим хлебушка и шоколадку 2.5.Не мешай мне, я буду кашу варить 2.5.Сейчас пойдем и гулять. Пойдем, да? 2.5.Уйди, видишь, меня причесывают.
2.5. У меня дома есть мама, папа, дедушка еще (есть).
2.7.К Даше придет баба Ежка и укусит за животик
Примерно к 2.6. дети овладевают сочинительной связью частей сложного предложения, в это же время в их инициативных высказываниях появляются сложноподчиненные союзы и союзные слова.
2.6. Папа а аботе, мама юбит учиться, та я сады хожу. (Папа на работе, мама любит учиться, а я
сады хожу).
2.6. Мама, авай пойдем азин купать атетки (конфетки), сок, а апом в парк апать (копать).
2.7. Дедушка, почитай книжку, а то Дима обидится
2.7.У меня дома теефон, по коому я азговаиваю
2.7.Мамина сетка сломанная, смоти, как разоваась.
2.7.Когда деда покушает, мы пойдем играть в констуктор.
2.9.Я подозреваю, что папа ушел в гараж за машиной
2.9.Собачка грустная, потому что хочет кушать
2.10. Мне вчера приснился сон, как будто мы все катались на паровозике.
2.10.Я буду кататься с горки, а ты посмотришь, как я съезжаю.
2. Ю.Когда я была дома с бабушкой, мамой, папой и Костей и мама пошла меня купать, сняла с
меня кофту, а у меня на руке сидел комар.
После 2,5 лет дети значительно точнее начинают формулировать временные отношения, используя в своих высказываниях - наречия времени,
2.10.Сейчас я принесу ноты, ежика и мы споем песню про ежика.
2.10.Сейчас я достану свое шоколадное мороженое из своего груза и угощу вас.
- глаголы в форме будущего времени
2.8.Я пойду в садик и буду плавать в бассейне. 2.8.Папа заработает денежку и купит мне конфетку. 2.8.Я на корабле на море поеду.
2.10 .Или ты меня разбудишь, или я тебя разбужу.
В приведенных выше примерах есть высказывания как мальчиков, так и девочек, записанные родителями во время свободной деятельности детей в домашних условиях. Мы просили дать образцы 5 самых длинных предложений из речи ребенка, самых длинных и трудных в каком-либо отношении. Это должны были быть самостоятельно построенные предложения, а не тексты песенок, стихотворений, а также не повторение фраз вслед за взрослым.Это задание полностью соответствует формулировке задания из второй части МакАртуровского «Теста речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и предложения», работа над стандартизацией которого ведется в настоящее время сотрудниками кафедры детской речи РГПУ им. А.И. Герцена.