Работа над активацией фразовой речи

- Учить детей слушать и отвечать на вопросы взрослого.

- Учить задавать вопросы: «Кто это, что это?», «Что делает?».

- Учить здороваться, прощаться, благодарить.

- Учить описывать реальный предмет, а также изображение, отвечая на вопросы педагога.

- Учить рассматривать простейшую сюжетную картинку, описывать ее, отвечая на вопросы педагога.

- Учить описывать прошедший день, рассказывать об экскурсии, прогулке, опираясь на вопросы педагога.

- Учить детей слушать рассказ педагога, чтение книжки, учить отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на вопросы педагога.

- Заучивать с детьми наизусть стихи хором и индивидуально.

Работа над использованием в речи некоторых грамматических форм

- Учить детей различать множественное и единственное число существительных, по возможности употребляя их в речи.

- Учить детей различать ласкательно – уменьшительную форму существительных и по возможности употреблять ее в речи.

- Учить детей понимать и использовать предлоги в речи (в, на).

- Учить детей понимать вопросы косвенных падежей.

ПРЕДМЕТНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1 этап

- Учить детей фиксировать взгляд на предметно – манипулятивных действиях педагога и прослеживать движение предмета в следующих упражнениях и играх. Прослеживать движения показываемой педагогом игрушки с использованием экрана, ширмы. Ожидать появления игрушки в двух определенных местах.

- Учит наблюдению за движущимися заводными игрушками при постепенном увеличении времени наблюдения, начиная от 10-15 сек. До 2-3 мин. Ожидать появления игрушки из-за экрана, загораживающего предмет в определенном месте. Прослеживать движение солнечного зайчика, луча карманного фонаря.

- Учить детей внимательно смотреть на взрослого и подражать различным его действиям, показывать части своего тела и лица, повторяя показ взрослого.

- Выполнять простые подражательные движения за педагогом по показу и инструкции «Делай вместе», «Делай , как я»: поднять руки вверх, положить руки на голову, положить руки на стол перед собой, сжимать и разжимать кулачки, постучать одним кулачком о другой («молоток») и т.д.

Выполнение по показу следующих действий с предметами:

- катание шариков в определенном направлении,

- бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком,

- перекладывание предметов из одной коробки в другую,

- открывание и закрывание коробки, деревянных яиц, матрешек,

- заполнение отверстий втулками, «грибками»,

-нанизывание предметов с отверстиями на стержень (деревянную, пластмассовую палочку)

Различение предметов по цвету, форме, величине. Фиксировать внимание детей на одном изучаемой признаке (показать детям на окружающих предметах, что они могут быть различны по одному какому – либо признаку, будучи одинаковыми во всех других отношениях). Первичная постановка понятий «одинаковые - разные», «такой же»

РИСОВАНИЕ

Начинать необходимо с элементарной работы у доски, предложив ребенку «чиркать» мелом в любом направлении. Доска может быть расположена как вертикально, так и горизонтально. На этом этапе важно научить детей пользоваться предметами – орудиями (губка, сачок, палочка) Данным целям способствуют следующие упражнения:

- вытирать доску палочкой со щеткой,

- ловить сачком губку в тазу,

- доставать предмет из банки с узким горлом,

- открывать и закрывать коробки, доставать предметы (мел, карандаш)

- учить ставить точки мелом

- собирать крошки от мела в кулак

- перебирать вату или крошки пенопласта

- черкать палочкой по воску, пластилину, получать стружку,

- перебирать в мешочках камешки, песок

После соответствующей подготовки мелкой моторики руки, настроя детей, можно приступить к обучающим занятиям:

- работа с мелом (демонстрация мела, доски, губки, показать свойства мела и губки, чирками штрихов, определение позиции мела в руке, показ цветных лент, дорисовка их, рисование красной ленты, нитки, дорожки, салюта);

- работа с краской (демонстрация краски и кисти, наблюдение появления цветовых пятен, продолжение красной ленты краской на бумаге, рисование вертикальных линий – забор, лестница, тесьма);

- работа с карандашами (демонстрация карандаша, его свойств, виды упражнений для закрепления рисования вертикальных и горизонтальных линий)

2 этап

Продолжать учить детей подражать действиям взрослого.

Выполнять более сложные, чем на I этапе, подражательные движения за педагогом по инструкции: «делай вместе» (общие широкие движения рук, движения кистей «Замочек», «Топор» и пр.).

Выполнять по показу с помощью педагога следующие предметные действия: открывание и закрывание коробок, флаконов с завинчивающимися крышками, складывание аккуратно предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой.

На втором этапе постепенно увеличивают количество предметов, с которыми действует ребенок. Если на первом этапе он выбирал один цвет (форму, величину) из двух, то здесь можно предлагать ему выбрать нужный цвет (по образцу) из нескольких предметов, трех цветов (красный, синий, желтый). По названию выбирать только красный и, по возможности, называть.

На этом этапе обучения дети различают следующие формы: шарик, кубик, «кирпичик» (параллелепипед), «крыша» (треугольная призма, круг, квадрат (без названия форм) и величины: большой – маленький, длинный – короткий ( без называния).

Необходимо учить детей манипулировать с предметами этих цветов, форм, величин по подражанию взрослому, в совместных действиях с ним, используя показ и словесную помощь, а также образец и инструкцию («дай и такой», «выбери все такие», «разложи в разные коробки стаканы»)

Наши рекомендации