Технологии учебников и учебно-методических комплексов
Учебник – представитель науки в школе.
П. Каптерев
Учебник – это: а) книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области; б) содержание обучения и воспитания, разработанное с учетом дидактических принципов и закономерностей усвоения; в) средство обучения, с помощью которого осуществляется организация усвоения содержания.
Для большинства учителей учебник определяет не только содержание учебного материала, но и применяемую технологию в рамках традиционного обучения, хотя имеется немало учебников, написанных под данную технологию.
Учебник выполняет следующие технологические функции:
• обучающую (содержательную):
– информирует школьников в области данного предмета;
– формирует умения и навыки, предметные и общеучебные (частично);
– содействует повторению, закреплению и обобщению учебного материала;
• организационно-методическую (процедурную):
– определяет форму подачи информации: дозировку материала, размер дидактических единиц, последовательность изучения;
– управляет самостоятельной работой учащихся;
– реализует (в некоторой степени) дифференциацию и индивидуализацию обучения;
– помогает контролю усвоения учебного материала (содержит вопросы к тексту);
– играет роль справочника (если имеет справочный аппарат);
– дает возможность выбора материала для занятий по особым программам;
• развивающую:
– создает опыт творческой деятельности учащихся (через постановку и решение учебных проблем, творческих заданий);
– помогает формировать и развивать интеллект (память, мышление, самостоятельность и др.);
• воспитывающую:
– мотивирует учебную деятельность школьников, связывает обучение с жизнью;
– передает определенное эмоционально-ценностное отношение к миру, воспитывает патриотизм, формирует мировоззрение.
Современный учебник все больше и больше оснащается методическим аппаратом организации усвоения информации, задавая процессуальный аспект технологии, становится моделью объекта (рис. 70). Учебник содержит: а) информативный компонент (систему знаний); б) систему заданий, развертывающих логику понятийной линии курса в соответствии с дидактическими этапами и уровнем усвоения; в) деятельностный компонент (задания, нацеленные на конкретизацию и усвоение репродуктивных и творческих способов действия); г) организационно-методический компонент (обобщающие материалы, справочный раздел, в котором помещаются дополнительные и пояснительные тексты, выполняющие одновременно рефлексивную и контрольную функции); д) эмоционально-ценностный компонент, заложенный в содержании (языке, стиле, иллюстрациях). Все эти средства обеспечивают постепенный переход учащихся от коллективно распределенной учебной деятельности к индивидуальной самостоятельной работе с текстом учебника.
Рис. 70. Основания структурирования содержания учебников и УМК.
Учебно-методические комплексы (УМК). Одним из главных требований к учебнику является ограничение его объема. Учебник, решая главную задачу – отражение стандарта той или иной образовательной области, неизбежно оставляет за своими рамками остальное содержание во всем его богатстве и разнообразии. В последнее десятилетие в образовательной практике реализуется идея учебно-методического комплекса, зародившаяся в середине 80-х годов.
Учебно-методический комплекс (УМК) представляет собой систему дидактических средств обучения по конкретному предмету (включая пособия для учителя), создаваемую в целях наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач.
Задающей основой УМК является учебник и программа, реализации которой помогает целый комплект вспомогательных печатных и технических средств. УМК можно представить как развернутый учебник, снабженный всевозможными дидактическими материалами, которыми сопровождается учебный процесс.
Сегодня в УМК как сопровождающий комплект учебника могут входить:
• Учебные пособия для учащихся, расширяющие, интерпретирующие или обобщающие содержание учебного предмета или его частей.
• Рабочие тетради,предназначенные для организации самостоятельной работы учащихся и содержащие разнообразные задания и дополнительную учебную информацию, которая помогает лучше понять и закрепить изучаемый материал.
• Краткие курсы,помогающие учащимся в повторении основных сведений соответствующего школьного предмета. Они написаны авторами известных школьных учебников. Конспективное изложение материала позволит быстро отыскать в книгах нужную теоретическую справку, примеры использования того или иного положения.
• Школьные практикумы,включающие описание самостоятельных практических и лабораторных работ, предназначенных для закрепления пройденного материала, разнообразные варианты творческих заданий, а также дополнительный информационный материал для учащихся.
• Справочники и справочные материалы,содержащие все необходимые учащимся сведения по курсу школьной программы. Ими можно пользоваться как при изучении нового материала, так и при повторении пройденного. Справочники по различным предметам необходимы не только в школе, но и при поступлении в вузы.
• Словари школьника,помогающие учащимся быстро найти толкование слова, объяснение термина, относящегося к тому или иному явлению. Отбор слов и терминов, включенных в словари, соответствует тематике школьных программ и учебников.
• Предметы в формулах и таблицах.Это справочные пособия, где в наглядной форме изложен теоретический материал по биологии и экологии. Весь материал представлен в виде таблиц, что дает возможность проще воспринимать и запоминать все необходимое.
• Научно-познавательные и занимательные книги. Это книги для внеклассного чтения (хрестоматии, отдельные научно-популярные очерки, энциклопедии), рассчитанные на учащихся средних и старших классов. В них в интересной и увлекательной форме, просто и доступно рассказано о различных фактах, явлениях, научных открытиях.
• Мультимедийные пособия,представляющие аудио- и видеосопровождение учебного материала, что значительно обогащает возможности его понимания и усвоения.
• Методические пособия, адресованные учителям, содержат общие рекомендации по проведению занятий и разработки уроков. Они включают тематическое планирование программного материала и подробные комментарии к новым, наиболее сложным темам курса, что дает возможность более рационально использовать учебник и лучше организовать процесс обучения.
• Рабочие тетради для учителя,призванные помочь учителю в организации планирования и проведения уроков и содержащие страницы классного журнала для ведения текущего контроля за знаниями учащихся, вариант поурочного планирования учебного материала на год и трафареты разработок уроков.
• Сборники программно-методических материалов.Это официальные издания, подготовленные Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, включающие программы по соответствующим школьным предметам, нормативные документы, перечни необходимого школам оборудования и др.
• Сборники «Оценка качества подготовки выпускников основной школы»по всем предметам – это серия официальных изданий Министерства образования РФ. Они включают обязательный минимум содержания образования, примерные программы, требования к уровню подготовки учеников, образцы заданий для проверки уровня подготовки.
• Сборники экзаменационных материаловпомогут школьникам подготовиться к экзаменам. В них даются варианты ответов на теоретические и практические вопросы, включаемые в экзаменационные билеты.
• Сборники экзаменационных билетов – официальные издания Министерства образования РФ, содержащие примерные билеты для проведения выпускных школьных экзаменов в 9 и 11 классах.
• Сборники заданий для проведения устных экзаменов – официальные издания Министерства образования РФ. В них содержатся именно те задания и тексты, которые будут предложены выпускникам на экзаменах в 9 и 11 классах. Это даст возможность учителям лучше подготовить ребят к экзаменам, а учащимся без страха выдержать испытания и не бояться неожиданных вопросов.
• Сборники заданий для проведения письменных экзаменов– официальные издания Министерства образования РФ, содержащие темы и задания, которые будут предложены школьникам на экзаменах.
• Контрольные и проверочные работы,составленные с учетом современных действующих программ и предназначены для тематической, текущей и итоговой проверки знаний учащихся. Работы адресованы прежде всего учителям, но будут хорошим подспорьем школьникам и их родителям при подготовке к зачетам и контрольным.
• Сборники тестов, которыедают возможность учителям быстро, а учащимся с интересом проверить знания по определенной теме, выявить типичные ошибки, своевременно провести коррекцию, систематизировать пройденный по теме материал.
Учебник и УМК являются одним из главных субъектов педагогической технологии и в этой роли либо сами несут определенную технологию, задавая характеристики учебному процессу, либо служат средством реализации какой-либо технологии (современные технологии способны переориентировать учебники) (см. классификацию образовательных технологий – рис. 16).