Технологии учебников и учебно-методических комплексов

Учебник – представитель науки в школе.

П. Каптерев

Учебник – это: а) книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области; б) содержание обучения и воспитания, разработанное с учетом дидактических принципов и закономерностей усвоения; в) средство обучения, с помощью которого осуществляется организация усвоения содержания.

Для большинства учителей учебник определяет не только содержание учебного материала, но и применяемую технологию в рамках традиционного обучения, хотя имеется немало учебников, написанных под данную технологию.

Учебник выполняет следующие технологические функции:

• обучающую (содержательную):

– информирует школьников в области данного предмета;

– формирует умения и навыки, предметные и общеучебные (частично);

– содействует повторению, закреплению и обобщению учебного материала;

• организационно-методическую (процедурную):

– определяет форму подачи информации: дозировку материала, размер дидактических единиц, последовательность изучения;

– управляет самостоятельной работой учащихся;

– реализует (в некоторой степени) дифференциацию и индивидуализацию обучения;

– помогает контролю усвоения учебного материала (содержит вопросы к тексту);

– играет роль справочника (если имеет справочный аппарат);

– дает возможность выбора материала для занятий по особым программам;

• развивающую:

– создает опыт творческой деятельности учащихся (через постановку и решение учебных проблем, творческих заданий);

– помогает формировать и развивать интеллект (память, мышление, самостоятельность и др.);

• воспитывающую:

– мотивирует учебную деятельность школьников, связывает обучение с жизнью;

– передает определенное эмоционально-ценностное отношение к миру, воспитывает патриотизм, формирует мировоззрение.

Современный учебник все больше и больше оснащается методическим аппаратом организации усвоения информации, задавая процессуальный аспект технологии, становится моделью объекта (рис. 70). Учебник содержит: а) информативный компонент (систему знаний); б) систему заданий, развертывающих логику понятийной линии курса в соответствии с дидактическими этапами и уровнем усвоения; в) деятельностный компонент (задания, нацеленные на конкрети­зацию и усвоение репродуктивных и творческих способов действия); г) органи­заци­он­но-методический компонент (обобщающие материалы, справоч­ный раздел, в котором помещаются дополнительные и пояснительные тексты, выполняющие одновременно рефлексив­ную и контрольную функции); д) эмоционально-ценностный компонент, заложенный в содержании (языке, стиле, иллюстрациях). Все эти средства обеспечивают постепенный переход учащихся от кол­лективно распределенной учебной деятельности к ин­дивидуальной самостоятельной работе с тек­стом учебника.

Рис. 70. Основания структурирования содержания учебников и УМК.

Учебно-методические комплексы (УМК). Одним из главных требований к учебнику является ограничение его объема. Учебник, решая главную задачу – отражение стандарта той или иной образовательной об­ласти, не­избежно оставляет за своими рамками остальное содер­жание во всем его богат­стве и разнообразии. В по­следнее десятилетие в образовательной практике реализуется идея учебно-ме­тодического комплекса, зародившаяся в середине 80-х годов.

Учебно-методический комплекс (УМК) представляет собой систему дидактических средств обучения по конкретному предмету (включая пособия для учителя), создаваемую в целях наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач.

Задающей основой УМК является учебник и программа, реализации которой помогает целый комплект вспомогательных печатных и технических средств. УМК можно представить как развернутый учебник, снабженный всевозможными дидактическими материалами, которыми сопровождается учебный процесс.

Се­годня в УМК как сопровождающий комплект учебника могут входить:

• Учебные пособия для учащихся, расширяющие, интерпретирующие или обобщающие содержание учебного предмета или его частей.

• Рабочие тетради,предназначенные для организации са­мостоятельной работы учащихся и содержащие разнообразные задания и дополнительную учебную информацию, которая помогает лучше понять и закрепить изучаемый материал.

• Краткие курсы,помогающие учащимся в повторении основ­ных сведений соответствующего школьного предмета. Они написаны авторами известных школьных учебников. Конс­пективное изложение материала позволит быстро отыскать в книгах нужную теоретическую справку, примеры использо­вания того или иного положения.

• Школьные практикумы,включающие описание само­стоятельных практических и лабораторных работ, предназ­наченных для закрепления пройденного материала, раз­нообразные варианты творческих заданий, а также дополни­тельный информационный материал для учащихся.

• Справочники и справочные материалы,содержащие все необходимые учащимся сведения по курсу школьной про­граммы. Ими можно пользоваться как при изучении но­вого материала, так и при повторении пройденного. Спра­вочники по различным предметам необходимы не только в школе, но и при поступлении в вузы.

• Словари школьника,помогающие учащимся быстро найти толкование слова, объяснение термина, относящегося к тому или иному явлению. Отбор слов и терминов, включенных в словари, соответствует тематике школьных программ и учеб­ников.

• Предметы в формулах и таблицах.Это справочные пособия, где в наглядной форме изложен теоретический ма­териал по биологии и экологии. Весь материал представлен в виде таблиц, что дает возможность проще воспринимать и запоминать все необходимое.

• Научно-познавательные и занимательные книги. Это книги для внеклассного чтения (хрестоматии, отдельные научно-популярные очерки, энциклопедии), рассчитанные на уча­щихся средних и старших классов. В них в интересной и ув­лекательной форме, просто и доступно рассказано о различ­ных фактах, явлениях, научных открытиях.

• Мультимедийные пособия,представляющие аудио- и видеосопровождение учебного материала, что значительно обогащает возможности его понимания и усвоения.

• Методические пособия, адресованные учителям, со­держат общие рекомендации по проведению занятий и разработки уроков. Они включают тематическое планирование программного материала и подробные комментарии к новым, наиболее сложным темам курса, что дает возможность более рационально использовать учебник и лучше организовать процесс обучения.

• Рабочие тетради для учителя,призванные помочь учи­телю в организации планирования и проведения уроков и содержащие страницы классного журнала для ведения текуще­го контроля за знаниями учащихся, вариант поурочного пла­нирования учебного материала на год и трафареты разрабо­ток уроков.

• Сборники программно-методических материалов.Это официальные издания, подготовленные Департаментом образовательных программ и стандартов общего образова­ния Министерства образования РФ, включающие программы по соответствующим школьным предметам, нормативные до­кументы, перечни необходимого школам оборудования и др.

• Сборники «Оценка качества подготовки выпускни­ков основной школы»по всем предметам – это серия офи­циальных изданий Министерства образования РФ. Они вклю­чают обязательный минимум содержания образования, при­мерные программы, требования к уровню подготовки учеников, образцы заданий для проверки уровня подготовки.

• Сборники экзаменационных материаловпомогут школьникам подготовиться к экзаменам. В них даются вариан­ты ответов на теоретические и практические вопросы, включаемые в экзаменационные билеты.

• Сборники экзаменационных билетов – официаль­ные издания Министерства образования РФ, содержащие примерные билеты для проведения выпускных школьных эк­заменов в 9 и 11 классах.

• Сборники заданий для проведения устных экза­менов – официальные издания Министерства образования РФ. В них содержатся именно те задания и тексты, которые будут предложены выпускникам на экзаменах в 9 и 11 клас­сах. Это даст возможность учителям лучше подготовить ребят к экзаменам, а учащимся без страха выдержать испы­тания и не бояться неожиданных вопросов.

• Сборники заданий для проведения письменных эк­заменов– официальные издания Министерства образова­ния РФ, содержащие темы и задания, которые будут предло­жены школьникам на экзаменах.

• Контрольные и проверочные работы,составленные с учетом современных действующих программ и предназначе­ны для тематической, текущей и итоговой проверки знаний учащихся. Работы адресованы прежде всего учителям, но бу­дут хорошим подспорьем школьникам и их родителям при подготовке к зачетам и контрольным.

• Сборники тестов, которыедают возможность учителям быстро, а учащимся с интересом проверить знания по определенной те­ме, выявить типичные ошибки, своевременно провести кор­рекцию, систематизировать пройденный по теме материал.

Учебник и УМК являются одним из главных субъектов педагогической технологии и в этой роли либо сами несут определенную технологию, задавая характеристики учебному процессу, либо служат средством реализации какой-либо технологии (современные технологии способны переориентировать учебники) (см. классификацию образовательных технологий – рис. 16).

Наши рекомендации