Воспитательного коллектива

МАКАРЕНКО АНТОН СЕМЕНОВИЧ (1888-1939), педагог и писатель. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания де­тей-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920—1928 гг.) и детской ком­муне им. Ф.Э.Дзержинского (1927—1935 гг.). Основные произведения, раскрывающие его взгляды на тео­рию и методику воспитания в коллективе: «Педагогическая по­эма» (1935), «Флаги на башнях» (1938), «Марш 30 года» (1932).

Важная заслуга А. С. Макаренко состоит в разработке таких за­конов и принципов организации жизнедеятельности коллектива и коллективного воспитания, как:

□ ЗАКОН ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ- педагог воздей
ствует на личность через коллектив, поскольку коллектив несет
ответственность за каждого своего члена, а каждый человек от­
ветствен перед своим коллективом. Один из важных факторов
реализации этого закона — общественное мнение, которое может
служить и действенным орудием (инструментом воздействия) и
губительным оружием (инструментом устрашения, подавления,
насилия).

□ ЗАКОН РАЗВИТИЯ (ДВИЖЕНИЯ) КОЛЛЕКТИВА- «Формы бытия свободного человеческого коллектива — движение вперед, форма смерти — остановка»14; коллектив, достигший определен­ной цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего.

□ ПРИНЦИП ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЛИНИЙ- суть этого прин­ципа, по словам А.С. Макаренко, состоит «в организации новых перспектив (развития коллектива и коллективной деятельности. — B.C.), в использовании уже имеющихся, в постепенной подготов­ке более ценных». Педагог должен уметь увлечь весь коллектив и

14 Макаренко А.С. Педагогическая поэма // АС. Макаренко. Пел. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 3. С. 267.

каждого из его членов определенной целью (перспективой), осу­ществление которой потребует приложения усилий, труда, но вместе с тем принесет удовлетворение, радость достижения, а ис­тинным стимулом человеческой жизни является именно «завт­рашняя радость»15.

□ ПРИНЦИП ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ-

отбор содержания жизни, деятельности и общения коллектива должен непременно быть обусловлен целями и задачами воспита­ния.

□ ПРИНЦИП АКТИВНОЙ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ-

А.С.Макаренко настаивает на том, что к достижению цели и пер­спектив развития «мы должны стремиться в прямом и энергич­ном действии. В воспитательной работе требуется решительная и активная энергия устремления к цели...»16.

□ ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ-

«Человек не воспитывается по частям, он создается синтетичес­ки... — писал А.С. Макаренко. — Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решаю­щим моментом является не прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных»17.

а А ТАКЖЕ УЖЕ ЗНАКОМЫЙ ВАМ ПРИНЦИП ОТВЕТСТ­ВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ, РЯД ПОЛОЖЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ТОНА И СТИЛЯ ОТНО­ШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ, ЭСТЕТИКОЙ ВОСПИТАНИЯ...

♦ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

(по А.С. Макаренко)

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти определен­ный путь качественных преобразований.

А.С. Макаренко выделяет на этом пути несколько этапов (ста­дий) развития коллектива, рассматривая в качестве критериев развития, во-первых, источник выдвижения требований и ини­циативы в постановке целей, задач, перспектив деятельности; во-вторых, отношение коллектива к предъявляемым педагогичес­ким требованиям.

15 Макаренко А.С. Педагогическая поэма // А.С. Макаренко. Пел. соч.: В 8 т.
М., 1984. Т. 3. С. 397.

16 Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания (тезисы) //
А.С. Макаренко. Псд. Соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 4. С. 120-121.

17 Там же. С. 119.

воспитательного коллектива - student2.ru

воспитательного коллектива - student2.ru

Ш Б БАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙСЛОВАРЬ

П

ЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ - способ воздейсг>'ия на сознание воспитанников (коллектива) с целью стим\:,и" рования или торможения отдельных видов их активности. Тр^0' вание должно быть целесообразным, определенным, понятие1' посильным.

Вконцепции коллективного воспитания А.С. Макаренко

есть ряд положений,

которые объяснимы с позиций 30-х годов,

но не вполне приемлемы сегодня.

И это естественно — tempora mutantur!

Наши рекомендации