Работа 2. Методы обучения
Педагогика II часть. Теория обучения.
№ | Тема | Кол-во час. | ||
Лекц | Сем | С/р | ||
Обучение в целостном педагогическом процессе | ||||
Содержание образования. | ||||
Система методов обучения. | ||||
Современные формы организации обучения | ||||
Всего: | ||||
Самостоятельные работы | ||||
Контрольная работа | ||||
Экзамен |
Семинар 1. Принципы обучения. Содержание образования.
1. Взаимосвязь закономерностей и принципов обучения.
2. Характеристика традиционных принципов обучения: принцип научности; принцип преемственности, последовательности и систематичности; принцип наглядности; учета возрастных и индивидуальных особенностей и др.
3. Характеристика принципов развивающего обучения В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина; Л.В. Занкова.
4. Современные требования к содержанию общего образования (ст. 14 Закона РФ «Об образовании», цели образования в Национальной доктрине образования в РФ – приложение в уч-ке Ситарова).
5. Государственный образовательный стандарт, его компоненты и функции.
6. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования: учебные планы, учебные программы. Виды образовательных программ.
7. Вариативность учебного плана, учебников и технологий образовательного процесса в современной школе. Функции учебника.
Литература:
1. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения /В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
2. Занков Л.В. Принципы экспериментальной дидактической системы // Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. – С. 112 – 120.
3. Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2006. – С. 52 – 76.
4. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшая школа, 2007. – 430 с. (Принципы, содержание, вариативность).
5. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2000. – Гл. 9, 11 (Принципы, стандарт, норм. док-ты).
6. Подласый, И. П. Педагогика: в 3 кн.: учеб. для вузов/ И.П. Подласый. – М.: Владос. – Кн. 2: Теория и технологии обучения. – 2007. – 575 с.
7. Подласый, И.П. Педагогика начального образования /И.П. Подласый. – М.: Владос, 2000. – 4000 с.
8. Ситаров В.А. Дидактика: учеб. пособие для вузов/ В.А. Ситаров; ред. В.А. Сластенин.- М.: Академия, 2002.-(высшее образование).- 366 с. (Принципы, разв. обучение, учебник).
Семинар 2. Система методов обучения.
1. Система методов обучения по функциональному назначению (И.Ф. Харламов):
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся – объяснение, лекция, рассказ, иллюстрация и демонстрация при объяснении и т.д.;
б) методы закрепления изучаемого материала – беседа, работа с учебником и др.;
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению – работа с учебником, лаб. работы и др.;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков – упражнения, лаб. занятия и др.;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся – наблюдение, опрос, контрольные и домашние работы, программированный контроль.
2. Система методов проблемного обучения (М.И. Махмутов): 7
монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный.
План рассмотрения каждого метода: признаки - определение - основные функции - правила - применение - отличие от других методов. Правила должны характеризовать 4 основные задачи обучения: формирование новых знаний и способов действий, побуждение учащихся к активной деятельности, управление процессом учения, оценивание процесса и результатов.
Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций.- Калининград: Калинингр. ун-т, 1996.
Литература:
1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для пед. вузов/ В.И. Загвязинский.-3-е изд., испр.-М.: Академия, 2006.-188 с.
2. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшая школа, 2007. – 430 с.
3. Педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1988.- 479с.
4. Ситаров В.А. Дидактика: учеб. пособие для вузов/ В.А. Ситаров; ред. В.А. Сластенин.- М.: Академия, 2002.- 366 с.
5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.- М.: Юристъ, 1997.- 512с.
Семинар 3. Формы обучения. Урок.
1. Альтернативные системы обучения: Белл-ланкастерская, Мангеймская, Дальтон-план, план Трампа и др. Особенности организации обучения в них, отличия от классно-урочной системы. Плюсы и минусы.
2. Разнообразие форм обучения: экскурсия, практикум, семинары, факультативные занятия, консультации, дополнительные занятия, домашняя учебная работа, внеклассные и внешкольные занятия (кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, игры, выставки).
3. Структура уроков различных типов (по В.Онищуку и др.).
4. Подготовка учителя к уроку.
5. Анализ урока. Алгоритм.
Литература:
1. Пидкасистый П.И. Педагогика.- М., 2002.- Гл. 11-13.
2. Ситаров В.А. Дидактика.- М., 2002.- Гл. 4.4.
Самостоятельные работы.
Работа 1. Содержание образования.
Подготовить конспективный ответ по плану:
1. Принципы и критерии отбора учебного материала.
2. Госстандарт и другие документы, регламентирующие содержание образования.
Литература:
Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для пед. вузов/ В.И. Загвязинский.-2-е изд., испр.-М.: Академия, 2004.- 192 с.- Гл. 5.
Пидкасистый П.И. Педагогика, 2002.- Гл. 8.
Ситаров В.А. Дидактика: учеб. пособие для вузов/ В.А. Ситаров; ред. В.А. Сластенин.- М.: Академия, 2002.- 366 с.- Гл. 4.1.
Харламов И.Ф. Педагогика, 1997.- Гл. 8.
Работа 2. Методы обучения.
1. Подготовьте 4 фрагмента уроков с использованием различных методов обучения: назвать метод, дать его полное название (охарактеризовать по различным классификациям), обосновать выбор.
2. Каждый из 7 методов проблемного обучения (М.И. Махмутов): монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный - рассмотреть по плану: признаки - определение - основные функции - правила - применение - отличие от других методов. Правила должны характеризовать 4 основные задачи обучения: формирование новых знаний и способов действий, побуждение учащихся к активной деятельности, управление процессом учения, оценивание процесса и результатов.
Литература:
Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций.- Калининград: Калинингр. ун-т, 1996.
Ситаров В.А. Дидактика: учеб. пособие для вузов/ В.А. Ситаров; ред. В.А. Сластенин.- М.: Академия, 2002.- 366 с.- Гл. 5.3.