Закономерности и принципы обучения. Общие закономерности процесса обучения:
Общие закономерности процесса обучения:
1. Закономерность цели обучения.
Цель обучения зависит от:
· уровня и темпов развития общества;
· потребностей и возможностей общества;
· уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.
2. Закономерность содержания обучения.
Содержание обучения зависит от:
· общественных потребностей и целей обучения;
· темпов социального и научно-технического прогресса;
· возрастных возможней школьников;
· уровня развития теории и практики обучения;
· материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.
3. Закономерность качества обучения.
Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:
· продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов;
· характера и объема изучаемого материала;
· организационно-педагогического воздействия обучающих;
· обучаемости учащихся;
· времени обучения.
4. Закономерность методов обучения.
Эффективность дидактических методов зависит от:
· знаний и навыков в применении методов;
· цели обучения;
· содержания обучения;
· возраста учащихся;
· учебных возможностей (обучаемости) учащихся;
· материально-технического обеспечения;
· организации учебного процесса.
5. Закономерность управления обучением.
Продуктивность обучения зависит от:
· интенсивности обратных связей в системе обучения;
· обоснованности корректирующих воздействий.
6. Закономерность стимулирования обучения.
Продуктивность обучения зависит от:
· внутренних стимулов (мотивов) обучения;
· внешних стимулов.
Принципы обучения (по П.И. Пидкасистому):
1) Сознательность, активность, самостоятельность – один из главных принципов современной дидактической системы
· Обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности, включаются в процесс самостоятельного добывания знаний (выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения).
· Этого можно добиться, если:
o опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения (на первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности);
o включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем;
o использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии;
o стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.
· Реализация данного принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.
2) Наглядность:
· Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.
· В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать - через это вести к знаниям. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах пед. процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование.
· Виды наглядности:
o естественная (предметы объективной реальности);
o экспериментальная (опыты, эксперименты);
o объемная (макеты, фигуры);
o изобразительная (картины, фото, рисунки);
o звуковая (магнитофон);
o символическая и графическая (карты, схемы, графики, формулы);
o внутренняя (образы, создаваемые речью учителя).
3) Систематичность, последовательность, комплексность в обучении:
· Придает системный характер учебной Д, теоретическим знаниям, практическим умениям учащихся.
· Требует логического построения и содержания, и процесса обучения, что выражается в ряде правил:
o изучаемый материал планируется, делится на логические разделы - темы, устанавливая порядок и методику работы с ним;
o в каждой теме устанавливаются содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока;
o при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.
4) Обучение на высоком уровне трудности: на низком уровне трудности не происходит развитие.
5) Прочность овладения:
· Требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью сознания, основой привычек и поведения.
· Для прочного усвоения необходимо
o сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу;
o правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, необходимо учесть индивидуальные различия;
o прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.
6) Групповой и индивидуальный подход:
· В процессе обучения следует использовать разнообразные формы организации обучения: урок, экскурсии, практикумы, а так же различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных или сменных парах, в малых и больших группах.
45. Методы воспитания.(28)
Метод воспитания – модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.
Методы воспитания:
· это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями;
· это пути достижения заданной цели воспитания;
· это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника и взаимодействие с ним с целью выработки у них позиции и качеств, заданных целью воспитания.
В структуре метода всегда есть приемы и средства (так слово - средство, а реплика, замечание, сравнение - приемы).