Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога
Духовная культура педагога составляет содержание его профессиональной деятельности. Педагог — прежде всего личность, профессионально значимая в той мере, в которой причастна к духовным ценностям, выработанным человечеством, и в которой способна приобщить к этим ценностям других людей.
Система ценностей, принятая педагогом, определяет его личностно-профессиональную позицию и проявляется в этических и психологических установках. Среди них наиболее важными являются следующие:
отношение к обучающимся: установка на понимание, сопереживание, на относительную независимость и самостоятельность обучающихся, на выявление творческого потенциала каждого ученика;
отношение к организации коллективной деятельности: установка на развитие демократического самоуправления, на коллективное творчество, на созидание общих дел не только в стенах учебного заведения, но и за его пределами, в том числе и дома, на соблюдение традиций и норм коллективной жизни;
отношение педагога к самому себе: установка на заинтересованность в успешной учебно-воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личностный рост и самоанализ.
Другие черты личности педагога, особенности его характера и темперамента, интересы и уровень культуры также влияют на его отношение к своему труду. Однако, кроме всего прочего, они создают индивидуальный стиль деятельности и общения педагога, а это немаловажно в любой творческой профессии: будь то писатель, актер, художник, журналист или педагог. Родство этих творческих профессий заключается в их индивидуальном выражении (а оно заложено в самой природе педагогического искусства). Важнейшим элементом педагогического мастерства, обеспечивающим успех деятельности, является психолого-педагогическая культура педагога, уровень его подготовленности к практическому осуществлению учебно-воспитательных задач и степень проявления в его непосредственной деятельности качеств организатора и воспитателя.
Понятием "подготовленность" мы обозначаем основные признаки психолого-педагогической культуры педагога, которые можно сгруппировать в следующие блоки.
Признаки и черты, отражающие психолого-педагогическую грамотность. Это важнейшее профессиональное требование к доскональному знанию педагогом своего предмета и методики его преподавания. Только свободное владение предметом может пробудить у обучающихся интерес к знаниям, уважение к педагогу и его требованиям. Иногда говорят: "Учитель не может знать все".
«Незнание — не порок!» Однако эта формулировка очень сомнительна, так как не дает представления о том, что понимается под этим словом "всего". Никто не требует от физика, чтобы он преподавал свой предмет на английском языке, и словеснику необязательно знать закон Бойля—Мариотта. Однако будет нелишним помнить, что преподаватель должен обязательно знать свой предмет и что культура определяется тем, что человек знает сверх обязательного. Это "сверх" и дает возможность понять обучающимся, насколько эрудирован их педагог, насколько развит его вкус к знаниям, насколько разносторонне он образован.
Признаки и черты, отражающие уровень педагогического мастерства. Обучающиеся ценят в педагоге не только его знания, но и умение донести их в наиболее интересной и доходчивой форме. Желание и умение передавать эти знания студентам, отношение к предмету, интерес и увлеченность педагога своим предметом не могут ускользнуть от внимания любознательных людей.
Признаки и черты, отражающие степень развития педагогических способностей. Общеизвестно, что результат любого вида деятельности в значительной степени зависит от индивидуально-психических свойств человека, называемых способностями. Они делают его пригодным именно к определенной деятельности, обеспечивают легкость приобретения соответствующих знаний и умений и сами развиваются в процессе этой деятельности. Для успешной работы в качестве педагога человеку нужны педагогические способности, к которым, на наш взгляд, следует отнести способность к педагогическому мышлению, организаторские способности, а также выносливость нервно-психической системы, так как нервная нагрузка в профессии педагога чрезвычайно высока. Особенно важны для педагога выдержка, способность к торможению, сочетание быстрой реакции с находчивостью, эмоциональная уравновешенность, умение владеть своими чувствами.
Признаки и черты, отражающие нравственно-эмоциональную воспитанность. Они обусловливают моральное право педагога руководить другими людьми, целенаправленно их обучать и воспитывать. Доброжелательное отношение к обучающимся и умение чувствовать настроение, понять психологию каждого студента формирует такое неотъемлемое качество педагога, как педагогический такт. Педагогический такт — драгоценное профессиональное качество педагога, подсказывающее ему меру проявления эмоций при применении средств педагогического воздействия. С ним связаны такие качества, как выдержка, терпение, самообладание.
Особое место в этом ряду занимает педагогическое общение. Когда студентов-педагогов после первой практики спросили, что им было труднее всего, 80% из них ответили: "Найти общий язык с детьми". Проблемность общения подтверждают и социологические исследования, проведенные в рамках республиканской программы "Общественное мнение" в крупных вузовских центрах России (Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Иркутске, Томске, Саратове и Уфе). Культуру взаимоотношений "студент—преподаватель" оценивают как низкую 15% преподавателей и 15% студентов соответственно. Способность найти общий язык в общении меньше всего связана с командами или послушанием. Это выражение общего желания, надежды, веры и любви. Глагол "воспитывать" объединяет как минимум три педагогических действия учить, управлять, общаться. Однако в них имеются существенные различия. Для учения необходимо, чтобы педагог превосходил чающегося в знаниях и опыте. Для управления также необходимо превосходство в должности, уме, силе или авторитете. В общении же, наоборот, требуется абсолютное равенство, так как в чувствах мы все в известном смысле равны. Дар вчувствования в другого это и есть дар общения. И педагогический талант в том и состоит, что педагог умеет почувствовать в студенте равного себе душой "общаться с ним на равных.
Если педагог в учебном заведении не умеет управлять, то он пропал. Если он умеет только управлять, то пропали учащиеся, так как управление действенно лишь в той степени, в какой оно может опереться на подчас неуловимое сердечное общение. Где нет общения, там и управление студентами невозможно: они "не слышат" педагогов, не уважают их. Именно поэтому педагогу остается только жаловаться на то, что ему достались трудные учащиеся. Педагогическое общение проходит ряд ступеней: контакт, душевное, а затем духовное общение. Контакт — это проявление дружелюбия, которое может быть мимолетным или более длительным. Душевное общение устанавливается тогда, когда налицо общность мнений или общий' интерес. Духовное общение — это наивысший уровень общения, который формируется на основе общих устремлений и переживается человеком как состояние счастья иметь рядом человека, который разделяет твои духовные порывы. Инструментами общения прежде всего выступают голос и взгляд. Взгляд косой, подозрительный, настороженный, хмурый, "кислый", унылый, умиленный, недовольный, насмешливый, безразличный — это все антипедагогические взгляды. Любая недобрая интонация, злость и раздражительность должны быть оценены самим педагогом как проступок перед студентами, как поведенческое табу. Напротив, взгляд добрый, ласковый, веселый, юмористический, понимающий, подбадривающий, восхищенный — действенное незаменимое средство в арсенале педагога.
Общественные функции педагога, необходимость быть все время на людях (особенно на глазах учащихся) предъявляют определенные требования и к его внешности, к его стилю одежды. Как правило, педагоги предпочитают деловой стиль одежды, подчеркивающий скромность, аккуратность, символизирующий глубину человеческого характера.
Итак, мы перечислили лишь основные звенья психолого-педагогической культуры, тот фундамент, без которого педагогу невозможно успешно решать учебно-воспитательные задачи. Однако представление о психолого-педагогическом образе педагога было бы неполным, если бы мы не сказали об его умениях и навыках, без которых становится невозможным педагогическое мастерство. Педагогу необходимы самые разные умения: развивать в студентах любознательность; сплачивать их вокруг себя; понимать их, вести за собой; завоевывать их абсолютное доверие; осуществлять практический контроль не только за полученными знаниями, но и за тем, чтобы слово превращалось в дело; быть образцом смелости, выдержки, настойчивости; способность убеждать. Этот перечень можно было бы продолжить, но это бессмысленно, так как каждая ситуация неповторима и требует своего педагогического подхода. Однако можно назвать группы умений, которыми должен обладать педагог как распространитель научных знаний, организатор и воспитатель. К ним следует отнести ораторские, дидактические, коммуникативные, перцептивные умения, а также владение педагогической техникой. Набор этих умений объясняется особенностями содержания воспитательной работы и задачами, стоящими перед педагогом.
Педагогическая техника — необходимая составная часть педагогического мастерства. Она проявляется и в умении педагога владеть средствами личного воздействия (голосом, мимикой, жестами, осанкой), и в умении педагогически целесообразно организовать свое поведение. Педагогическая техника, по словам А.С. Макаренко, — это доведенное до большой степени совершенства мастерство. Мастерство педагога — это высокий уровень творческого овладения им современным арсеналом средств психолого-педагогического воздействия; это эффективное применение их в процессе всей деятельности; это постоянный критический анализ своих действий и поступков как воспитателя и целенаправленное и систематическое совершенствование воспитательных умений и навыков. Естественно, что направленность этого мастерства должна служить общей цели — воспитанию в человеке гуманистических начал, формированию личности, способной к реализации своих творчески способностей, к успешному выполнению своих ролей во всех сферах жизни.