По учебной дисциплине «Педагогика семьи»

10 баллов — (превосходно):

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;

- точное использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

- умение ориентироваться в теоретико-методологических основах, концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;

- умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье, моделировать работу с различными категориями семей;

- умение составлять необходимую документацию по социально-педагогическому сопровождению семьи;

- полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- творческая самостоятельная работа на семинарских занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

9 баллов — (отлично):

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;

- точное использование научной терминологии, ключевых понятий семейной педагогики, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

- умение ориентироваться в теоретико-методологических основах, концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики и давать им критическую оценку;

- умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье, моделировать работу с различными категориями семей;

- умение составлять необходимую документацию по социально-педагогическому сопровождению семьи;

- полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

8 баллов — (почти отлично):

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы;

- использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- умение ориентироваться в теоретико-методологических основах, концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики и давать им сравнительную оценку;

- умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье, моделировать работу с различными категориями семей;

- умение составлять необходимую документацию по социально-педагогическому сопровождению семьи;

- усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

7 баллов — (очень хорошо):

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;

- использование научной терминологии, лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- умение ориентироваться в теоретико-методологических основах, концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики и давать им сравнительную оценку;

- умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье, моделировать работу с различными категориями семей;

- умение составлять документацию по социально-педагогическому сопровождению семьи;

- усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- самостоятельная работа на семинарских занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

6 баллов — (хорошо):

- достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы;

- использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- умение ориентироваться в теоретико-методологических основах, концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики и давать им оценку;

- умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье;

- умение составлять документацию по социально-педагогическому сопровождению семьи;

- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

5 баллов — (почти хорошо):

- достаточные знания в объеме учебной программы;

- использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;

- умение ориентироваться в основных концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики и давать им оценку;

- умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье;

- умение составлять документацию по социально-педагогическому сопровождению семьи;

- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- самостоятельная работа на семинарских занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

4 балла — (удовлетворительно):

- достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта;

- использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;

- умение ориентироваться в основных концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики;

- умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье;

- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- работа под руководством преподавателя на семинарских занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий.

3 балла — (неудовлетворительно):

- недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта;

- знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками;

- неумение ориентироваться в основных концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики;

- пассивность на семинарских занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

2 балла — (неудовлетворительно):

- фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта;

- знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины;

- неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок;

- пассивность на семинарских занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

1 балл — (неудовлетворительно):

- отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа.

Вопросы к экзамену по дисциплине

«Педагогика семьи»

1. Объект, предмет и задачи семейной педагогики.

2. Развитие идей семейной педагогики в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

3. Сущность и задачи семейного воспитания.

4. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.

5. Выполнение в семье функции материнства.

6. Выполнение в семье функции отцовства.

7. Молодая семья: проблемы и перспективы.

8. Методы семейного воспитания, специфика их использования в семье.

9. Детская ложь и средства ее предупреждения.

10. Использование традиций и методов народной педагогики белорусов в воспитании детей в семье.

11. Особенности воспитания в семье единственного ребенка.

12. Поведенческие факторы, влияющие на развитие будущего ребенка во внутриутробном периоде (алкоголь, никотин, наркотики).

13. Грудное кормление и его преимущества перед искусственным.

14. Особенности воспитания в семье сиблингов и нескольких детей.

15. Особенности воспитания в семье близнецов.

16. Характеристика типов семейного воспитания.

17. Характеристика стилей семейного воспитания.

18. Методы и приемы семейного воспитания в разные критические периоды (возрастные кризисы) детей.

19. Родительское требование (приказание): методика его реализации.

20. Виды насилия над детьми в семье и пути его преодоления.

21. Родительское общение как эффективное средство воспитания детей.

22. Работа с детьми, родители которых злоупотребляют алкоголем.

23. Критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетних.

24. Социально-педагогическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении.

25. Правила профессиональной социально-педагогической интервенции (вмешательства) в семью.

26. Сущность диагностики семейных отношений. Роль первого контакта с семьей в диагностической работе.

27. Методики диагностирования семейных отношений.

28. Модели социально-педагогического взаимодействия с семьей.

29. Пути и формы повышения педагогической культуры родителей.

30. Внедрение активных форм психолого-педагогического обучения родителей.

31. Самообразование родителей. Домашняя библиотека по проблемам семьи и семейного воспитания.

32. Социально-педагогический портрет семьи.

33. Принципы организации социального расследования.

34. Методы сбора информации в социальном расследовании.

35. Условия эффективности проведения социального расследования.

36. План обеспечения безопасного положения ребенка в семье.

37. Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися домашнему насилию.

38. Особенности работы педагога социального с семьей, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития.

39. Особенности воспитания приемных детей в SOS-Kinderdorf (SOS-детской деревне).

40. Подготовка детей и учащейся молодежи к семейной жизни.

41. Зависимость детей от технических средств (компьютер, телефон, телевизор): рекомендации родителям.

42. Модель естественного воспитания в трудах Ж.-Ж. Руссо.

43. Актуальные проблемы семейного воспитания в трудах Б. Спока.

44. И.Г. Песталоцци о функциях матери в первоначальном обучении ребенка в семье.

45. П.Ф. Лесгафт о типологии детей.

46. Взгляды А.С. Макаренко на методы семейного воспитания.

47. В.А. Сухомлинский о воспитательном потенциале семьи.

48. Я.А. Коменский о дошкольном обучении и воспитании детей в семье.

49. Я. Корчак о праве ребенка на уважение его полноценной человеческой личности.

50. Взгляды А.Н. Острогорского на воспитательное значение семейных отношений.

51. Горбачевский И.Д. Сельский учитель. Функции учителя в повышении педагогической культуры сельской семьи.

52. Теории о детской природе в педагогическом наследии П.Ф. Каптерева.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Авсиевич, М.Т. Семейная гармония: пути достижения /
М.Т. Авсиевич, Н.Н. Захожая. – Минск: Бестпринт, 2008. –136 с.

2. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися I-XI классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости: Пособие для класс. рук., воспитателей, психологов и соц. педагогов: в 3 ч./под ред. А.Н. Сизанова. –Мн., 1998. –Ч.III. –176 с.

3. Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних нуждающихся в государственной защите: в редакции постановления Министерства образования республики Беларусь от 5 мая 2007 г. № 30 // Сацыяльна-педагагiчная работа. –2007. –№9. –С.3.

4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. №2. – С. 3-19.

5. Лесив-Иванова, Л.Н. Модели социально-педагогического воздействия на семью: Учебно-методическое пособие/ М-во образования Республики Беларусь. Академия последипломного образования. –Минск, 1998. –55 с.

6. Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010. –216 с.

7. Методические рекомендации по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите (письмо Министерства образования Республiкi Беларусь о 22 декабря 2008 г. № 12-02-05/1645) // Зборнiк нарматыуных дакументау Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь. – 2009. – №3. – С.29-45.

8. Методические рекомендации по социальному расследованию/ под ред. В.С. Ахметовой. – Минск: «Альтора-Живые краски», 2009. –89 с.

9. Михеева, Г. В. Подходы в работе с неблагополучной семьей /
Г. В. Михеева // Сацыяльна-педагагiчная работа.– 2006. – №7. – С. 11 – 13.

10. Социально-педагогическая работа с детьми, лишенными родительской опеки: Метод. рекомендации для работников интернат. и альтернатив. учреждений для детей-сирот / под ред. Л.И. Смагиной. – Минск, 2001. - 159с.

11. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания/ В.В. Чечет. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 184 с.

Дополнительная литература

1. Коменский, Я.А. Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет /Избр. пед. соч.: В 2 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1. – С. 201-241.

2. Корчак, Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. - М.: Политиздат, 1990. – 493 с.

3. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А.Куликова. – М., 2000. – 232 с.

4. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / Избр. пед. соч. – М.: Педагогика, 1988. – С. 16-228.

5. Песталоцци, И.Г. Как Гертруда учит своих детей / Избр. пед. соч.: В 2 т. – М.: Педагогика, 1981. – Т. 1. – С. 61-212.

6. Рак, А.Н. Пути преодоления конфликтных ситуаций подростков с родителями // Навуковы дэбют: Зб. навук. арт. – Минск: БДПУ, 2004. – С. 81-82.

7. Рак, А.Н. Социально-педагогическая помощь семье в воспитании детей // А.Н.Рак // Развитие педагогиче­ской науки и практики: нравственное воспитание, народная педагогика, подготовка педагогических кадров: материалы пед. чтений, посвящ. 65-летию со дня рождения А.А. Гримотя, Минск, 27 февраля 2004 г., – Минск: Харвест, 2004. –С. 461-465.

8. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Пед. соч.: В 2 т. – М.: Педагогика, 1981. – Т.1. – С. 19-592.

9. Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей: учеб.–метод. пособие / Ж.И. Мицкевич [и др.]. – Минск, 2002. –159 с.

10. Сухомлинский, В.А. Мудрость родительской любви / В.А. Сухомлинский. - М.: Мол. гвардия, 1988. – 304с.

11. Чечет, В.В. От женщины-матери зависит будущее детей и страны / В.В. Чечет // Веснiк адукацыi. – 2006. –№10. –С.43-50.

12. Чечет, В.В. Пути предупреждения насилия над детьми в семье/ В.В. Чечет// Сацыяльна-педагагiчная работа. –2010. –№4. –С.3.

Приложение

Социально-педагогический портрет семьи пишется от руки. Протоколы ответов заполняются респондентами собственноручно (если на это нет особых противопоказаний - инвалидность, заболевания).

Работа предоставляется проверяющему преподавателю на листах бумаги формата А4 (в том числе и бланки протоколов ответов).

Титульный лист (данная фраза не пишется на титульном листе)

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Факультет социально-педагогических технологий (эстетического образования)

Кафедра социальной педагогики

Социально-педагогический портрет семьи

Выполнил(а): студент группы___

Ф.И.О.(полностью)

Проверил(а):

Минск 20__

Наши рекомендации