По учебной дисциплине «Педагогика семьи»
10 баллов — (превосходно):
- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;
- точное использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
- умение ориентироваться в теоретико-методологических основах, концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;
- умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье, моделировать работу с различными категориями семей;
- умение составлять необходимую документацию по социально-педагогическому сопровождению семьи;
- полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
- творческая самостоятельная работа на семинарских занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
9 баллов — (отлично):
- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;
- точное использование научной терминологии, ключевых понятий семейной педагогики, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
- умение ориентироваться в теоретико-методологических основах, концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики и давать им критическую оценку;
- умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье, моделировать работу с различными категориями семей;
- умение составлять необходимую документацию по социально-педагогическому сопровождению семьи;
- полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
- активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
8 баллов — (почти отлично):
- систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы;
- использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
- умение ориентироваться в теоретико-методологических основах, концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики и давать им сравнительную оценку;
- умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье, моделировать работу с различными категориями семей;
- умение составлять необходимую документацию по социально-педагогическому сопровождению семьи;
- усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
- активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
7 баллов — (очень хорошо):
- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;
- использование научной терминологии, лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
- умение ориентироваться в теоретико-методологических основах, концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики и давать им сравнительную оценку;
- умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье, моделировать работу с различными категориями семей;
- умение составлять документацию по социально-педагогическому сопровождению семьи;
- усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
- самостоятельная работа на семинарских занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
6 баллов — (хорошо):
- достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы;
- использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
- умение ориентироваться в теоретико-методологических основах, концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики и давать им оценку;
- умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье;
- умение составлять документацию по социально-педагогическому сопровождению семьи;
- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
- активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
5 баллов — (почти хорошо):
- достаточные знания в объеме учебной программы;
- использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;
- умение ориентироваться в основных концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики и давать им оценку;
- умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье;
- умение составлять документацию по социально-педагогическому сопровождению семьи;
- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
- самостоятельная работа на семинарских занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
4 балла — (удовлетворительно):
- достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта;
- использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;
- умение ориентироваться в основных концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики;
- умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье;
- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
- работа под руководством преподавателя на семинарских занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий.
3 балла — (неудовлетворительно):
- недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта;
- знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
- использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками;
- неумение ориентироваться в основных концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики;
- пассивность на семинарских занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.
2 балла — (неудовлетворительно):
- фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта;
- знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины;
- неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок;
- пассивность на семинарских занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.
1 балл — (неудовлетворительно):
- отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа.
Вопросы к экзамену по дисциплине
«Педагогика семьи»
1. Объект, предмет и задачи семейной педагогики.
2. Развитие идей семейной педагогики в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
3. Сущность и задачи семейного воспитания.
4. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.
5. Выполнение в семье функции материнства.
6. Выполнение в семье функции отцовства.
7. Молодая семья: проблемы и перспективы.
8. Методы семейного воспитания, специфика их использования в семье.
9. Детская ложь и средства ее предупреждения.
10. Использование традиций и методов народной педагогики белорусов в воспитании детей в семье.
11. Особенности воспитания в семье единственного ребенка.
12. Поведенческие факторы, влияющие на развитие будущего ребенка во внутриутробном периоде (алкоголь, никотин, наркотики).
13. Грудное кормление и его преимущества перед искусственным.
14. Особенности воспитания в семье сиблингов и нескольких детей.
15. Особенности воспитания в семье близнецов.
16. Характеристика типов семейного воспитания.
17. Характеристика стилей семейного воспитания.
18. Методы и приемы семейного воспитания в разные критические периоды (возрастные кризисы) детей.
19. Родительское требование (приказание): методика его реализации.
20. Виды насилия над детьми в семье и пути его преодоления.
21. Родительское общение как эффективное средство воспитания детей.
22. Работа с детьми, родители которых злоупотребляют алкоголем.
23. Критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетних.
24. Социально-педагогическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении.
25. Правила профессиональной социально-педагогической интервенции (вмешательства) в семью.
26. Сущность диагностики семейных отношений. Роль первого контакта с семьей в диагностической работе.
27. Методики диагностирования семейных отношений.
28. Модели социально-педагогического взаимодействия с семьей.
29. Пути и формы повышения педагогической культуры родителей.
30. Внедрение активных форм психолого-педагогического обучения родителей.
31. Самообразование родителей. Домашняя библиотека по проблемам семьи и семейного воспитания.
32. Социально-педагогический портрет семьи.
33. Принципы организации социального расследования.
34. Методы сбора информации в социальном расследовании.
35. Условия эффективности проведения социального расследования.
36. План обеспечения безопасного положения ребенка в семье.
37. Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися домашнему насилию.
38. Особенности работы педагога социального с семьей, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития.
39. Особенности воспитания приемных детей в SOS-Kinderdorf (SOS-детской деревне).
40. Подготовка детей и учащейся молодежи к семейной жизни.
41. Зависимость детей от технических средств (компьютер, телефон, телевизор): рекомендации родителям.
42. Модель естественного воспитания в трудах Ж.-Ж. Руссо.
43. Актуальные проблемы семейного воспитания в трудах Б. Спока.
44. И.Г. Песталоцци о функциях матери в первоначальном обучении ребенка в семье.
45. П.Ф. Лесгафт о типологии детей.
46. Взгляды А.С. Макаренко на методы семейного воспитания.
47. В.А. Сухомлинский о воспитательном потенциале семьи.
48. Я.А. Коменский о дошкольном обучении и воспитании детей в семье.
49. Я. Корчак о праве ребенка на уважение его полноценной человеческой личности.
50. Взгляды А.Н. Острогорского на воспитательное значение семейных отношений.
51. Горбачевский И.Д. Сельский учитель. Функции учителя в повышении педагогической культуры сельской семьи.
52. Теории о детской природе в педагогическом наследии П.Ф. Каптерева.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Авсиевич, М.Т. Семейная гармония: пути достижения /
М.Т. Авсиевич, Н.Н. Захожая. – Минск: Бестпринт, 2008. –136 с.
2. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися I-XI классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости: Пособие для класс. рук., воспитателей, психологов и соц. педагогов: в 3 ч./под ред. А.Н. Сизанова. –Мн., 1998. –Ч.III. –176 с.
3. Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних нуждающихся в государственной защите: в редакции постановления Министерства образования республики Беларусь от 5 мая 2007 г. № 30 // Сацыяльна-педагагiчная работа. –2007. –№9. –С.3.
4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. №2. – С. 3-19.
5. Лесив-Иванова, Л.Н. Модели социально-педагогического воздействия на семью: Учебно-методическое пособие/ М-во образования Республики Беларусь. Академия последипломного образования. –Минск, 1998. –55 с.
6. Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010. –216 с.
7. Методические рекомендации по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите (письмо Министерства образования Республiкi Беларусь о 22 декабря 2008 г. № 12-02-05/1645) // Зборнiк нарматыуных дакументау Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь. – 2009. – №3. – С.29-45.
8. Методические рекомендации по социальному расследованию/ под ред. В.С. Ахметовой. – Минск: «Альтора-Живые краски», 2009. –89 с.
9. Михеева, Г. В. Подходы в работе с неблагополучной семьей /
Г. В. Михеева // Сацыяльна-педагагiчная работа.– 2006. – №7. – С. 11 – 13.
10. Социально-педагогическая работа с детьми, лишенными родительской опеки: Метод. рекомендации для работников интернат. и альтернатив. учреждений для детей-сирот / под ред. Л.И. Смагиной. – Минск, 2001. - 159с.
11. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания/ В.В. Чечет. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 184 с.
Дополнительная литература
1. Коменский, Я.А. Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет /Избр. пед. соч.: В 2 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1. – С. 201-241.
2. Корчак, Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. - М.: Политиздат, 1990. – 493 с.
3. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А.Куликова. – М., 2000. – 232 с.
4. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / Избр. пед. соч. – М.: Педагогика, 1988. – С. 16-228.
5. Песталоцци, И.Г. Как Гертруда учит своих детей / Избр. пед. соч.: В 2 т. – М.: Педагогика, 1981. – Т. 1. – С. 61-212.
6. Рак, А.Н. Пути преодоления конфликтных ситуаций подростков с родителями // Навуковы дэбют: Зб. навук. арт. – Минск: БДПУ, 2004. – С. 81-82.
7. Рак, А.Н. Социально-педагогическая помощь семье в воспитании детей // А.Н.Рак // Развитие педагогической науки и практики: нравственное воспитание, народная педагогика, подготовка педагогических кадров: материалы пед. чтений, посвящ. 65-летию со дня рождения А.А. Гримотя, Минск, 27 февраля 2004 г., – Минск: Харвест, 2004. –С. 461-465.
8. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Пед. соч.: В 2 т. – М.: Педагогика, 1981. – Т.1. – С. 19-592.
9. Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей: учеб.–метод. пособие / Ж.И. Мицкевич [и др.]. – Минск, 2002. –159 с.
10. Сухомлинский, В.А. Мудрость родительской любви / В.А. Сухомлинский. - М.: Мол. гвардия, 1988. – 304с.
11. Чечет, В.В. От женщины-матери зависит будущее детей и страны / В.В. Чечет // Веснiк адукацыi. – 2006. –№10. –С.43-50.
12. Чечет, В.В. Пути предупреждения насилия над детьми в семье/ В.В. Чечет// Сацыяльна-педагагiчная работа. –2010. –№4. –С.3.
Приложение
Социально-педагогический портрет семьи пишется от руки. Протоколы ответов заполняются респондентами собственноручно (если на это нет особых противопоказаний - инвалидность, заболевания).
Работа предоставляется проверяющему преподавателю на листах бумаги формата А4 (в том числе и бланки протоколов ответов).
Титульный лист (данная фраза не пишется на титульном листе)
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Факультет социально-педагогических технологий (эстетического образования)
Кафедра социальной педагогики
Социально-педагогический портрет семьи
Выполнил(а): студент группы___
Ф.И.О.(полностью)
Проверил(а):
Минск 20__