По общению с детьми разного возраста
Помните, прежде всего, Вы – проводник, имеющий свои должностные обязанности! За педагогическое сопровождение детей отвечают руководители группы. Вместе с тем, бывают ситуации, когда проводнику необходимы знания детской психологии и основ педагогики. Например, когда сопровождающим группы нужна помощь с очень любопытными или чрезмерно возбуждёнными детьми. При общении с детьми полезно соблюдать определённые правила, которые основываются на знании особенностей развития детской психики:
· Принимайте детей такими, какие они есть: с их шалостью, непослушанием, непосредственностью, незнанием многих очевидных для взрослых людей жизненных вещей. Вспомните детство: когда-то Вы сами были такими же.
· Обратите своё внимание на то, что взрослые, которые говорят одно, а делают другое, могут почувствовать неуважение со стороны детей. Поэтому своим собственным примером покажите, что такое культура поведения и этикет, как нужно соблюдать общепринятые правила поведения в общественных местах и в частности – в пассажирских вагонах.
· Обращайтесь к детям на «Вы», начиная с подросткового возраста. Дошкольники и младшие школьники могут не понять такого обращения и растеряться, поэтому к ним допустимо обращаться на «Ты».
· Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать детей, а вечером пожелать им спокойной ночи. Произносите эти слова с улыбкой и доброжелательным тоном. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.
· Старайтесь выражать своё отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений.
· Стремитесь проявлять заинтересованность в процессе общения с ребёнком. Подчеркивайте это кивками, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем своё внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
· В общении с ребенком уделяйте большое внимание неречевому общению. Так, вместо того, чтобы категорично сказать слово «нельзя», в некоторых случаях попробуйте использовать выразительный жест, взгляд или мимику. Сказать, ничего не говоря, - это высочайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об умении взрослого установить глубокий контакт с ребёнком.
· Прежде чем начать общаться с ребёнком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. Иногда Вам придётся присесть.
· Выберите правильное, своевременное обращение к ребёнку или детям, например: «Дети…» для детей младшего школьного возраста, «Ребята…» - для детей постарше, «Молодые люди…» - для детей старшего школьного возраста. В обращении к детям и подросткам запрещается использование просторечных форм или сленга, например, «пацаны», «мелюзга», «малой», «киндер» и др.
· Подчеркните с помощью слов, мимики, жестов, интонации, громкости голоса самоценность ребёнка, постарайтесь передать ему Вашу уверенность в его способности правильно понять Ваше требование или замечание и выполнить его или исправить ошибку. Скажите ему: «Я вижу, что ты – сообразительный мальчик (девочка) и быстро поймёшь, что от тебя требуется»; «Я уверен(-а), что ты правильно меня поймёшь и всё сделаешь как нужно»; «Мне просто повезло, что у меня в вагоне едут такие воспитанные дети, которые не будут шуметь и мешать спать другим детям в соседнем купе…» и др. Только тогда дети будут способны видеть, принимать, уважать Вас и прислушиваться к Вашим словам.
· Не воздействуйте на ребёнка силой. Следует избегать столкновений характеров. Необходимо использовать другие, позитивные средства, чтобы добиться добровольного сотрудничества с ребенком. К таким средствам относятся похвала и награда за хорош поведение, использование положительных примеров (особенно в отношении манер и языка), непременное разъяснение причин вводимых вами ограничений, метод беседы.
· Старайтесь адекватно реагировать на поступки детей: постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий? Спросите его о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания; оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил стакан и тут же можно услышать: «Ты как слон в посудной лавке!» Наиболее уместным было бы такое выражение: «Ты разбил стакан, не порезался? Сейчас мы всё это уберём». А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: «Я думаю, стакан разбился потому, что ты его неправильно держал, в следующий раз будь осторожнее и аккуратнее обращайся со всеми предметами в вагоне». Дайте понять ребенку, что независимо от проступка, Вы к нему относитесь положительно. Откажитесь от оценочных высказываний: «Вот хулиганы!», «Безобразники!», критикуйте поведение, а не личность: «Вы нарушаете покой других пассажиров!», «Вы подвергли себя опасности!», «Вы нарушаете правила поведения в вагоне!»
· Если Вы видите, что ребёнок переживает, найдите время и поговорите с ним: «Я вижу, что тебя что-то беспокоит», «Я вижу, что тебя кто-то огорчил», «Расскажи, что с тобой…». Не проявляйте равнодушия по отношению к чужому ребёнку. Помните, что Ваш ребёнок может попасть в такое же положение и только взрослый, который в этот момент окажется рядом с ним, может ему помочь.
· Будьте рядом, если нужно поддержать ребёнка. Например, он нечаянно рассыпал конфеты или печенье и другие дети стали подсмеиваться над ним. Объясните им, что в такую ситуацию может попасть каждый, поэтому нужно помочь собрать то, что рассыпано, и успокоить попавшего в неловкое положение.
· В любой ситуации оставайтесь спокойными и помните, что если вы потеряли свое хладнокровие, то вы потеряли свое преимущество.