Эпоха Возрождения. XIV-XVI
П Е ДА Г О Г И К А
Черникова Алла Евгеньевна
159.08.66, 89057352070
Креативность - способность к творчеству
Эмпатия - способность человека встать на эмоциональную позицию
другого
Педагогическое общение – профессиональное общение учителя и учеников
на уроке и вне урока, направленное на создание
благоприятного, психологического климата
Образовательные стандарты – это минимум, необходимый для всех
Просьбы Аллы Евгеньевны к студентам на уроке:
1. Не жевать жвачку.
2. Не заниматься на уроке другими предметами.
3. Не хамить друг другу.
4. Не брать на себя функции Аллы Евгеньевны.
5. Каждый имеет право на свое видение. Но это не значит, что мы не
должны учитывать мнение другого.
6. Не делает ошибок тот, кто не работает.
7. Не списывать, не использовать шпаргалки.
8. О неготовности предупреждать до урока.
9. Не пользоваться сотовым телефоном на уроке.
Педагогика как наука
Понятие педагогики имеет 2 значения:
Наука – одна из форм человеческого сознания.
Цель науки – объяснять, описывать явления действительности на
основе законов, которые открыты наукой.
Каждая наука имеет объект и предмет исследования:
Объект – это явления, процессы, состояния, которые существуют вне
нас, которые были до нас и будут после нас.
Предмет – то, что изучается в данном объекте.
Искусство, приближенное к практике.
Педагогическая наука- это наука о закономерностях процесса воспитания и образования детей и взрослых.
Целостный педагогический процесс – это взаимосвязь 3-х категорий: обучение, воспитание, образование.
Любая научная дисциплина имеет свои категории – это научные понятия.
В каждой науке существуют парадигмы– принципы, которым следуют в науке.
С течением времени принципы могут видоизменяться под влиянием соц. факторов, новыми исследованиям.
В истории педагогики были разнообразные парадигмы. Одна из краеугольных проблем в педагогике – это проблема соотношения индивидуального и коллективного.
Первая парадигма– значение предавалось развитию индивидуальности. Это направление дал Аристотель: «Неравенство для неравных». Общество должно создавать условия для развития индивидуальности и тогда будет развиваться само общество.
Вторая парадигма- > значение предавалось коллективному началу в человеке Платон: «Равенство для равных». Развивается общество, развивается индивидуальность.
Советская педагогика стояла на позициях второй парадигмы. После 90-х гг. в отечественной науке делаются попытки соотнести позиции и той, и другой парадигмы. Разрабатывается новая образовательная модель – личностноориентированный подход, который предполагает переход от субъекто-объективных к субъектно-субъективным S --- O S --- S.
Необходимо создать условия для развития личности.
Разные подходы к предмету изучения педагогической науки
Советская педагогика, зап.: обучение --- воспитание --- образование
Воспитание
обучение --- образование
90-е гг. образование
воспитание --- обучение
4. Целостный педагогический процесс: обучение --- образование ---
воспитание.
Задача педагогической науки
Постоянные задачи:
1. Вскрыть закономерности в педагогической науке:
закономерности – это связь между условиями (которые реально
существуют или специально созданы) и результатом.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта. Не только положительный, но и отрицательный опыт.
3. Разработка новых методов, форм, средств в педагогической науке, педагогическая инноватика.
4. Прогнозирование образования на ближайшее отдаленное будущее, т.е. педагогическая футорология.
5. Внедрение современных методов в педагогическую практику (без связи с практикой теория существовать не может и наоборот).
Временные задачи: создание образовательных стандартов, создание электронной библиотеки, базы данных.
Система педагогических наук
- совокупность педагогических наук о воспитании и образовании детей
и взрослых.
Структура педагогического процесса:
а) – теория воспитания
б) - теория образования и обучения (дидактика)
в) – школоведение
1. Препатальная педагогика - наука о закономерности образования и
обучения детей в утробе матери.
2. Ясельная педагогика - наука о закономерностях образования и
воспитания детей младшего возраста.
3. Дошкольная - детей дошкольного возраста
4. Школьная - школьного возраста
5. Педагогика средне-специального образования.
6. Педагогика профессионально-технического образования.
7. Педагогика высшей школы.
8. Производственная.
9. Военная.
10. Социальная – внешкольное образование.
11. Третьего возраста – пенсионного возраста.
12. Исправительно-трудовая – людей, находившихся в заключении.
13. Сравнительная – сравнивается в разных странах.
14. Лечебная – больных, недомогающих.
15. История педагогики – изучение педагогического наследия.
16. Методики обучения детей и взрослых.
17. Специальные педагогические науки – работа с детьми и взрослыми,
которые имеют физические отклонения в развитии:
а) сурдопедагогика (глухих)
б) тифлопедагогика (плохо видящих или слепых)
в) олигофренопедагогика (умственно отсталых).
Связь педагогики с другими науками
1. философия
психология
физиология, анатомия, педиатрия
социология
2. Юридические, экономические, исторические
3. Разные виды искусства (музыка, живопись)
Методы педагогического исследования
Форма организации целостного педагогического процесса – это внешние очертания (фронтальный, по подгруппам, индивидуальный).
Методы организации целостного педагогического процесса – это способы решения задач целостного педагогического процесса (метод отвечает на вопрос как?).
Средства – с помощью чего (наглядный материал – показ иллюстраций).
Показ иллюстраций группе – фронтальная форма.
Метод – способ познания окружающей действительности.
Методы исследования – способы решения научно-исследовательских задач.
Принципы выбора методов исследования
1. Совокупность методов исследования
Тест: Каков ваш характер?
1/ в 2 6/ в 0
2/ в 0 7/ в 2
3/ а 2 8/ а 2
4/ в 3 9/ в 2
5/ а 2 10/ в 2
2. Адекватность -“- к изучаемому предмету
Методы исследования:
- Метод естественного наблюдения – т.е. непосредственное восприятие изучаемых явлений
а) непосредственные
б) опосредованные
Сплошные, дискретные наблюдения: лонгитюдные наблюдения – длительное время
ретроспективные (в прошлом).
Позиция педагога:
- нейтралитет исследователя
- включение самого исследователя в деятельность
Средства этого метода: написание протоколов, дневниковые записи, видеозаписи и т.д.
Опросные методы:
Беседа, анкетирование, интервьюирование.
Анкетирование: открытое, т.е. есть вопрос, но нет ответа, закрытое – наоборот, смешанное.
Педагогический эксперимент:
Цель – проверить гипотезу опытно.
– констатирующий эксперимент – выявить проблему
– формирующий эксперимент – по определенному плану внедряется
та или иная методика
– контрольный эксперимент – проверка внедренной методики
Социометрические методы:
- направлены на выявление межличностных отношений.
Тестирование, методы психологической диагностики.
Методы изучения документации.
Методы изучения продуктов деятельности – творческие работы, аппликация.
Метод моделирования – моделирование ситуации.
Метод провокаций – не приветствуется в ток-шоу.
Метод мемуаров, анализ мемуаров (твой дневник – анализ изменений).
Методы математического исследования.
Целостный педагогический процесс
Структурные компоненты:
- теория воспитания
совокупность - теория образования и обучения (дидактика)
- школоведение (управление школой)
Воспитание
как категория имеет 4 характеристики
1. – вечная
2. – социальная (только для людей)
3. – историческое
4. – классовый характер (воспитание реализует цели господствующего
класса)
Существуют два определения воспитания:
- в широком, интегрированном смысле
- в узком – дифференцированном смысле
В широком смысле:
Воспитание – функция человеческого общества по передаче ранее накопленного общества (знания, умение, навыки; творческой трудовой деятельности, ценностных ориентаций) от старшего поколения к младшему двумя способами:
1) через специальные организованные формы (системы образования)
2) естественное усвоение (через межпоколенные связи и влияние
среды)
Воспитание в узком смысле:
целенаправленный систематический процесс по созданию условий для
развития личности, как субъекты деятельности, как индивидуальности.
Цель воспитания:
идущий из глубины веков идеал разносторонней гармонически развитой личности.
Более высокий уровень – это самовоспитание.
Самовоспитание– это целенаправленная работа личности над своим
духовным ростом
Перевоспитание– корректировка поведения личности
Цели полагания в педагогике
1. Одна из основных проблем педагогической науки и практики.
2. Различают 2 понятия:
1 – целеобразование
2 – целеполагание
Целеобразование – поиск, определение воспитания детей и взрослых.
Целеполагание – закрепление целей воспитания в официальных документах, в официальной педагогической политике государства.
3. Традиционная цель воспитания – идущий из глубины веков разносторонне идеологической и гармонически развитой личности.
4. Содержание воспитания раскрывается через задачи воспитания (ум, эстетика, физическое, нравственное воспитание, трудовое) + современные: экономическое, экологическое и правовое.
Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе
Педагогическая профессия– это деятельность, которая имеет определенную структуру.
Структура любой деятельности:
1. потребительный мотив
2. организационные компоненты, методы, формы
3. контроль, самоконтроль
4. результат
В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека – быть активным.
Существуют разные классификации деятельности:
- духовная деятельность
- практическая
- репродуктивная
- творческая
- индивидуальная
- коллективная
Сущность педагогической деятельности:
Педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование и развитие детей и взрослых.
Есть профессиональная педагогическая деятельность и непрофессиональная педагогическая деятельность.
Непрофессиональной педагогической деятельностьюзанимаются родители.
Профессиональной педагогической деятельностьюзанимается учитель, воспитатель, методист, вожатый, преподаватель колледжа, вуза.
Основные признаки профессиональной педагогической деятельности:
1. Деятельность имеет преднамеренный характер (целенаправленная, систематическая деятельность).
2. Этой деятельностью занимается специальный человек, который обладает определенными знаниями, умениями и навыками.
3. Человек должен иметь специальное образование.
4. Реализация данной деятельности имеет определенные формы (урок, занятие, класс).
5. Отношения учителя и ребенка носят официальный, деловой характер; они регламентированы определенными документами (устав школы, декларация).
6. Результат педагогической деятельности может быть проверен (в основном в процессе обучения) – тест, экзамен, контрольная работа.
История возникновения и развития педагогической науки
I. Первая эпоха воспитания –
Дородовое общество:
- составляли дети-подростки,
- полноценные участники труда,
- пожилые люди.
Воспитание в этот период носит естественный характер, не является целевым системным процессом. Воспитание – не подготовка к жизни, а сама жизнь. Дети усваивают опыт в процессе жизни с взрослыми, др. членами общества. Нет специальных организационных учреждений, воспитывают 1-2 старейшины. Мальчиков – отцы; девочек – матери. Средства обучения – устный народный фольклор.
Первобытное общество развивается, расслоение общества, новые орудия труда, появляется письменность, частная собственность, индивидуальная семья, появляется элита (вожди, жрецы). Разделение умственного и физического труда. В ….. Дородового общества, в период Матриархата первые общественные учреждения. Воспитание начинает превращаться в специфическую общественную деятельность.
II. Период Античности
Философская мысль – связь человека с космосом. Воспитание начинает носить классовый характер, целенаправленный системный процесс.
Общество:
- рабовладельцы
- рабы
- демос (свободные граждане)
Две системы воспитания:
Спарта, Афины
Спарта – основная цель – физическое воспитание
Афины – эстетическое воспитание (музыка, искусство).
Формируется понятие педагог, т.е. ведущий за руку – это рабы или свободные люди.
Цель воспитания формируется более четко – гармонически развитая личность. Первые учебные заведения академии – в честь бога Академа. Обучались через общение по саду.
Платон – равенство для равных, развивать общество, тогда будут развиваться индивидуальности.
Ученик Платона – Аристотель – неравенство для неравных. Каждый человек сам себе более всего друг и должен любить прежде всего самого себя. Личности формируют общество.
Аристотель создает ликей – общественное учебное заведение (лицей). Активность личности в освобождении индивидуальности.
Сократ – саморазвитие личности. Главное – познать самого себя. Юмористические беседы – нестандартное видение ситуации. Метод – продуктивны, проблемно-поисковый.
Цели воспитания на Востоке и на Западе имели разные системы.
На Востоке большое внимание уделяется развитию индивидуальности с помощью самопознания.
Конфуций – умение соблюдать ритуал, уважать старших, надо спрашивать себя – достойный человек, а ничтожный человек спрашивает других. Уважал традиции. Судьба человеку дается от Бога.
= Нет ничего лучше, чем следовать древним = тезис.
Стал известен после смерти, педагогом стал в 22 года – частный учитель, воспитал 3000 учеников, 72 стали выдающимися личностями. Основоположник китайской школы. Народ надо образовывать. Был философом. Выделял 2 добродетели: долг и гуманность. Чего не желаешь себе, не делай другим. Пытался выровнять общество.
III. Эпоха Средневековья
Основное философское течение – христианство. Основная идея – вера в догмы (без доказательств).
Философия – на службе у религии.
Августин – умерщвление плоти человека.
Обучение в монастырях, при монастырях.
Самые образованные представители – духовенство.
Классы: - рыцари
духовенство (образование)
- крепостные крестьяне
Рыцари: играть в шахматы
владеть мечом
плавать
ездить верхом
слагать песни для возлюбленной
честь господина
Христос12 апостолов учеников
В заповедях возлюби Бога, возлюби ближнего, как самого себя.
Основные идеи – притчи, нагорная проповедь.
Прощение: Если тебя ударили по одной щеке – подставь другую.
Блаженные, плачущие, ибо они утешатся. Блаженным чистым сердцем – ибо они Бога узрят.
Аврелий Августин (354-430)– «отец церкви» оказал влияние на развитие философии и педагогики. Основное место – учение о божественном предопределении. Человек действует свободно. Что человек делает, делает через него Бог. Над человеком висит рок, изменить судьбу не в состоянии. Идея аскетизма презрения к плоти. Человек – временный путник на земле. Задача воспитания – умерщвление плоти и смирение духа --- Строгое наказание, физические меры воздействия, которые полезны для детей.
Фома Аквинский (1225-1247) – взял задачу обосновать христианскую доктрину. Член монашеского ордена доминиканцев. Представитель направления в философии – схоластики.
В схоластической системе – отношения подчинения. Характер взаимоотношений – младший существует для блага старшего. Засилье вербализма в школах мешало умственному развитию детей, не давало проявлять творческие способности. Основная идея – подчинение младшего к старшему.
Иезуитское воспитание– наиболее типичная система авторитарного воспитания. Основано на религиозной догматике католической церкви. Задача – борьба с реформацией и с инакомыслящими. Оружие – проповедь и исповедь как средства воспитания. Цель – воспитать «Христова воина».
Воспитание иезуитов было направлено прежде всего на развитие индивидуальных способностей, честолюбия, духа соревнования. В учебных заведениях ордена заботились о хорошем питании, физическом развитии. Занятия не > 5 часов в сутки. Главное направление – религиозное воспитание детей. Молились, посещали мессы.
Середина XVI в. – развитие.
Боевой орден.
XVII-XVIII – развитие индивидуальное, умение вести за столом, поддерживать разговор - светское образование.
Метод надзора, телесные наказания – специальный наемный человек. Расширение образования – литература, история, геометрия, география.
Эпоха Возрождения. XIV-XVI
Направление культуры – гуманизм. «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Идея – культура жизнерадостного гармонично развитого и активного человека, умеющего ценить и наслаждаться жизнью. Педагогические идеи – близость школы к жизни, развитие активности и самодеятельности учащихся. Понятие – «гуманистическая педагогика». Гуманистам свойственны непоследовательность и противоречивость.
Представители: - купцы
- ремесленники
- торговцы
Развитие ремесел, торговли, ремёсел. В противовес аскетизму. Развитие производства, закладываются основы следующей эпохи. Заключительная основа начального образования.
Мишель Монтень (1533-1592)
Книга «Опыты». Воспитание – эстетическое + физическое. Наставник – с хорошей головой, нравственно красив, а не с туго набитой головой.
Идея самостоятельности учащихся. «Наставник заставляет через сито просеивать все, но не вдалбливать. Ученик делает выбор самостоятельно. Глупцы непоколебимы в своей уверенности.
Томас Мор (1478-1535)– книга «О наилучшем устройстве государства и новом острове «Утопия». Идея равного общественного воспитания, обучения на родном языке, одинаковое образование для мужчин и женщин, самообразование, трудовое воспитание.