Тема 2. Основные педагогические явления и процессы

Изложение темы предусматривает раскрытие сущности и содержания основных педагогических категорий (обучение, воспитание, образование), обоснование их общественного характера и социального смысла. Тема знакомит с психологическими характеристиками субъектов обучения и воспитания, их влиянием на достижение целей образования; обосновывает взаимообусловливающий характер обучения и воспитания. В ходе изложения темы определяется сущность педагогического процесса, выявляются особенности субъект-субъектных отношений, формирующихся в рамках педагогического процесса, характеризуются его структурные компоненты, обосновываются принципы педагогического процесса, дается описание педагогической деятельности с точки зрения функций, которые осуществляет педагог , и требований , предъявляемых к его компетенции.

Ключевые понятия: обучение, воспитание, педагогический (образовательный) процесс, функции, субъект-субъектные отношения, усвоение, знания, навыки, умения, мастерство, педагогическая процесса об компетенция.

Тема 3. Сущность и содержание процесса обучения и воспитания.

Тема знакомит с основными компонентами процессов обучения и воспитания (цель, содержание, средства, методы, формы, принципы, направления). В ходе изложения темы выделяются критерии классификации методов и форм обучения и воспитания, равкрывается специфика инновационных методов ( в том числе интерактивных), применяемых в современном образовательном процессе; обосновываются принципы организации учебно-воспитательного процесса.

Ключевые понятия: цель, содержание, средства обучения, методы , формы, принципы, организация, инновационный, интерактивный, знания, навыки, умения.

Тема 4. Проблемы современной парадигмы образования. Компетентностный подход.

Тема знакомит с современными подходами к системе образования как на глобальном, так и национальном уровне; раскрывает сущность и содержание современной – компетентностоной – парадигмы образования, раскрывает ее отличия от знания-центричной модели. В ходе изложения темы обосновываются основные положения компетентностного подхода, сообщается информация о его становлении и развитии за рубежом и в России; обосновывается необходимость учета модульного принципа для организации образовательного процесса , определяется значение компетентностной модели для высшего образования.

Ключевые понятия: подход, парадигма, модель, компетенция, модуль, образовательный процесс, компетентностная модель.


3. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Организацию структуры и содержания дисциплины определяет компетентностно-модульный подход, лежащий в основе достижения цели и решения поставленных задач. Их взаимодействие и преемственность структурно и содержательно обусловливают выделение модулей разного порядка. Организацию структуры и содержания дисциплины образуют 2 модуля первого порядка: модуль 1 – «Теоретические основы и прикладные аспекты общей психологии», направленный на формирование и развитие общепсихологической подготовленности бакалавра; модуль 2 – «Теоретические основы и прикладные аспекты педагогики», целью освоения которого является формирование и развитие общепедагогической подготовленности бакалавра. Логически и содержательно-методически оба модуля взаимосвязаны друг с другом.

В структуру первого модуля входят модули второго порядка: модуль 1.1. – «Теоретические основы общей психологии», осваиваемый в рамках лекционных занятий; модуль 1.2. – «Прикладные аспекты общей психологии», освоение и содержание которого осуществляется в процессе семинарских занятий. Модуль 2.1. – «Теоретические основы педагогики» (лекционные занятий) и модуль 2.2. – «Прикладные аспекты педагогики» (семинарские занятия). Таблица №2 представляет модульную организацию структуры и содержания дисциплины.

Таблица №2

Модульная организация структуры и содержания дисциплины

Модули первого порядка
Модуль 1. Теоретические основы и прикладные аспекты общей психологии Модуль 2. Теоретические основы и прикладные аспекты педагогики
Модули второго порядка
Модуль 1.1. Теоретические основы общей психологии   Модуль 1.2. Прикладные аспекты общей психологии Модуль 2.1. Теоретические основы педагогики Модуль 2.2. Прикладные аспекты педагогики
       


4. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

4.1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль 1. Теоретические основы и прикладные аспекты общей психологии.

Тема 1. Цель, задачи, предмет и объект общей психологии.

План

1. Психология как теоретическая дисциплина.

2. Цель и задачи психологии в создании научной картины мира.

3. Предмет и объект психологии.

4. Психология как практическая дисциплина.

5. Цель и задачи изучения психологии в процессе профессиональной подготовки бакалавра.

Краткое содержание

Тема знакомит с основными атрибутами, характеризующими психологию как науку. В ходе ее изложения определяется специфическая роль психологии в создании научной картины мира, формулируются цели и задачи психологии, раскрывается сущность ее предмета и объекта. Содержание темы дает общее представление о прикладных аспектах психологии; включает в себя информацию о требованиях федерального государственного образовательного стандарта к психологической подготовке бакалавра.

Ключевые понятия: психика, отражение, сознание, психология, предмет, объект, научная картина мира, психологическая компетенция.

А) Основная литература: 1,4,5

Б) Дополнительная литература: 1, 2

Наши рекомендации