Тема 2. Основные педагогические явления и процессы
Изложение темы предусматривает раскрытие сущности и содержания основных педагогических категорий (обучение, воспитание, образование), обоснование их общественного характера и социального смысла. Тема знакомит с психологическими характеристиками субъектов обучения и воспитания, их влиянием на достижение целей образования; обосновывает взаимообусловливающий характер обучения и воспитания. В ходе изложения темы определяется сущность педагогического процесса, выявляются особенности субъект-субъектных отношений, формирующихся в рамках педагогического процесса, характеризуются его структурные компоненты, обосновываются принципы педагогического процесса, дается описание педагогической деятельности с точки зрения функций, которые осуществляет педагог , и требований , предъявляемых к его компетенции.
Ключевые понятия: обучение, воспитание, педагогический (образовательный) процесс, функции, субъект-субъектные отношения, усвоение, знания, навыки, умения, мастерство, педагогическая процесса об компетенция.
Тема 3. Сущность и содержание процесса обучения и воспитания.
Тема знакомит с основными компонентами процессов обучения и воспитания (цель, содержание, средства, методы, формы, принципы, направления). В ходе изложения темы выделяются критерии классификации методов и форм обучения и воспитания, равкрывается специфика инновационных методов ( в том числе интерактивных), применяемых в современном образовательном процессе; обосновываются принципы организации учебно-воспитательного процесса.
Ключевые понятия: цель, содержание, средства обучения, методы , формы, принципы, организация, инновационный, интерактивный, знания, навыки, умения.
Тема 4. Проблемы современной парадигмы образования. Компетентностный подход.
Тема знакомит с современными подходами к системе образования как на глобальном, так и национальном уровне; раскрывает сущность и содержание современной – компетентностоной – парадигмы образования, раскрывает ее отличия от знания-центричной модели. В ходе изложения темы обосновываются основные положения компетентностного подхода, сообщается информация о его становлении и развитии за рубежом и в России; обосновывается необходимость учета модульного принципа для организации образовательного процесса , определяется значение компетентностной модели для высшего образования.
Ключевые понятия: подход, парадигма, модель, компетенция, модуль, образовательный процесс, компетентностная модель.
3. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Организацию структуры и содержания дисциплины определяет компетентностно-модульный подход, лежащий в основе достижения цели и решения поставленных задач. Их взаимодействие и преемственность структурно и содержательно обусловливают выделение модулей разного порядка. Организацию структуры и содержания дисциплины образуют 2 модуля первого порядка: модуль 1 – «Теоретические основы и прикладные аспекты общей психологии», направленный на формирование и развитие общепсихологической подготовленности бакалавра; модуль 2 – «Теоретические основы и прикладные аспекты педагогики», целью освоения которого является формирование и развитие общепедагогической подготовленности бакалавра. Логически и содержательно-методически оба модуля взаимосвязаны друг с другом.
В структуру первого модуля входят модули второго порядка: модуль 1.1. – «Теоретические основы общей психологии», осваиваемый в рамках лекционных занятий; модуль 1.2. – «Прикладные аспекты общей психологии», освоение и содержание которого осуществляется в процессе семинарских занятий. Модуль 2.1. – «Теоретические основы педагогики» (лекционные занятий) и модуль 2.2. – «Прикладные аспекты педагогики» (семинарские занятия). Таблица №2 представляет модульную организацию структуры и содержания дисциплины.
Таблица №2
Модульная организация структуры и содержания дисциплины
Модули первого порядка | |||
Модуль 1. Теоретические основы и прикладные аспекты общей психологии | Модуль 2. Теоретические основы и прикладные аспекты педагогики | ||
Модули второго порядка | |||
Модуль 1.1. Теоретические основы общей психологии | Модуль 1.2. Прикладные аспекты общей психологии | Модуль 2.1. Теоретические основы педагогики | Модуль 2.2. Прикладные аспекты педагогики |
4. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
4.1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Модуль 1. Теоретические основы и прикладные аспекты общей психологии.
Тема 1. Цель, задачи, предмет и объект общей психологии.
План
1. Психология как теоретическая дисциплина.
2. Цель и задачи психологии в создании научной картины мира.
3. Предмет и объект психологии.
4. Психология как практическая дисциплина.
5. Цель и задачи изучения психологии в процессе профессиональной подготовки бакалавра.
Краткое содержание
Тема знакомит с основными атрибутами, характеризующими психологию как науку. В ходе ее изложения определяется специфическая роль психологии в создании научной картины мира, формулируются цели и задачи психологии, раскрывается сущность ее предмета и объекта. Содержание темы дает общее представление о прикладных аспектах психологии; включает в себя информацию о требованиях федерального государственного образовательного стандарта к психологической подготовке бакалавра.
Ключевые понятия: психика, отражение, сознание, психология, предмет, объект, научная картина мира, психологическая компетенция.
А) Основная литература: 1,4,5
Б) Дополнительная литература: 1, 2