О семинарском занятии и подготовке к нему
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Л.А. Романова
Дисциплина «Педагогика»
Модуль
«Теория обучения (дидактика) и педагогические технологии.
Основы управления педагогическими системами.
Нормативно-правовое обеспечение образования»
Планы практических занятий и
Методические рекомендации
Владимир 2014
Пояснительная записка
В условиях сложного и динамичного развития современного мира проблема состояния научных знаний приобретает новый смысл и значение, поскольку перед изменившимся и изменяющимся обществом стоят принципиально новые задачи, возникают потребность и необходимость осмысления происходящих преобразований и места, роли в них человека, а главное, – специфики самого человека начала XXI в. – его ценностей, целей, возможностей, потребностей, степени самоопределения, самореализации, наконец, его компетентности в решении настоятельных общественных и личностно значимых проблем. Поэтому сегодня на первое место выходят науки, связанные с познанием человека, в том числе педагогическая наука, отличающаяся особой чувствительностью к реальному состоянию общества и человека, его социально-культурной деятельности.
Дисциплина «Педагогика» Модуль «Теория обучения (дидактика) и педагогические технологии. Основы управления педагогическими системами. Нормативно-правовое обеспечение образования» при подготовке бакалавра по направлению «Педагогическое образование» имеет своей целью формирование системных знаний и компетенций в области владения современными педагогическими теориями и технологиями, что будет способствовать становлению базовой общенаучной компетентности бакалавра педагогики для решения образовательных и исследовательских задач, ориентированных на практическую деятельность в предметной области знаний.
Модуль Б.3. Б.2. «Теория обучения и педагогические технологии. Основы управления образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования» дисциплины «Педагогика» относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла (Б.3). Данная дисциплина опирается на общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетентности, приобретенные студентами в процессе освоения содержания базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1) с дисциплинами История, Философия, Экономика образования, а также дисциплины Психология (Б.3. Б.1.) базовой части профессионального цикла (Б.3). Содержание модуля Б.3. Б.2. «Теория обучения и образовательные технологии. Основы управления образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования» дисциплины «Педагогика» является средством расширения и углубления психолого-педагогической составляющей базового профессионального опыта будущих учителей, приобретенного студентами на предшествующих этапах освоения дисциплины «Педагогика» в процессе изучения модулей «Общая педагогика. История педагогики и образования» (4-й семестр), «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика» (5-й семестр). В соответствии с учебным планом дисциплина «Педагогика» является обязательной дисциплиной подготовки студентов-бакалавров и предполагает последующее углубление и дифференциацию профессиональных компетенций в процессе освоения теоретических и технологических аспектов современного образования. Курс базируется на сочетании общеобразовательной, теоретической и практической подготовки.
Модуль «Теория обучения и педагогические технологии. Основы управления образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования» выступает основополагающей в организации учебных и производственных педагогических практик, определяет процесс профессионального развития бакалавров как в период их обучения, так и в период профессиональной жизнедеятельности.
В результате освоения модуля студент-бакалавр должен знать теоретические основы педагогики как науки и сферы практической деятельности; основные проблемы и перспективы развития современной педагогики; методологию педагогики как науки; положения системного, антропологического, культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов; основные теории, концепции, законы и закономерности теории воспитания и теории обучения; понимать интегративную природу научного педагогического знания, основанную на достижениях истории, философии, культурологии, психологии, социологии и других гуманитарных наук (ОПК-1; ОПК-2; ОПК-4; ПК-5); уметь осуществлять научный информационный поиск; анализировать научные и образовательные проблемы, устанавливать причинно-следственные связи; выявлять общие черты и различия сравниваемых процессов, событий и явлений в сферах науки и образования; раскрывать методологические и мировоззренческие основы основных концепций историко-педагогического процесса, их связь с научными, культурными и идейно-политическими течениями общественной мысли; выделять проблемные направления развития науки и образования; выбирать необходимые методики исследования; правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать используемые в сфере образования педагогические технологии обучения, воспитания и социально-педагогической деятельности (ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ПК-2; ПК-10; ПК-11); владетьспособами осмысления и критического анализа научной информации; методологией научного исследования, компетентностным подходом к научной и практической деятельности; базовыми понятиями по курсу, основными методами, средствами и формами педагогической деятельности; опытом анализа жизненных и образовательных ситуаций развития человека, нуждающегося в педагогической поддержке и сопровождении, а также опытом оценки образовательных программ, ориентированных на осуществление личностно ориентированного обучения (ОПК-1; ОПК-2; ОПК-4; ОК-4;ПК-1; ПК-9).
Учебная деятельность студентов-бакалавров протекает в рамках самых разнообразных форм организации учебно-воспитательного процесса, таких как лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, практики по избранной специальности, коллоквиумы, зачеты, экзамены и другие. И хотя каждая из названных форм занимает определенное место в целостном педагогическом процессе, все они предполагают самостоятельную работу. А ведь именно в рамках самостоятельной работы, как наиболее насыщенной творческой свободой, создаются наиболее благоприятные условия для освоения опыта исследовательской деятельности.
В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий, так как представляет собой средство развития у бакалавров культуры научного мышления. Поэтому, основная цель семинара для студентов-бакалавров – не взаимное информирование участников, но совместный поиск качественно нового знания, вырабатываемого в ходе обсуждения поставленных проблем.
Семинарские занятия способствуют осмыслению ведущих научных идей, теорий, систем, направлений в рамках изучаемой дисциплины, формированию аналитических умений на основе сравнительных характеристик различных научных концепций и моделей. На семинарах вырабатывается аргументированная, личностно-рефлексивная позиция в оценке основных особенностей эволюции культуры. Подготовка к семинарам способствует формированию не только рефлексивной, нои научно-информационной компетентности, предполагающей владение навыками работы с разнообразными источниками, сформированность умений составлять библиографический список и план раскрытия темы; воспринимать и обрабатывать информацию, из информации получать новое знание; интерпретировать текстовые сообщения, создавать недостающие части текста; организовывать обсуждение и защиту рефератов, докладов, участвовать в научных дискуссиях, владение практикой организации диалога; организации и проведения деловых игр и пр.
Готовясь к семинару, студенты-бакалавры должны не только рассмотреть различные точки зрения по вопросу, выносимому на семинарское занятие, выделить его проблемные области, но и сформулировать собственную точку зрения, предусмотреть спорные моменты темы. Для полноценной подготовки к занятию чтения учебника или учебного пособия недостаточно, так как в них излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях из журналов поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов, дается новое не всегда стандартное его видение.
Планы каждого семинара включают в себя практические задания, обязательные для выполнения каждым студентом-бакалавром, а так же темы творческих заданий и рефератов, которые каждый может выбрать в соответствии со своими интересами и способностями.
В ходе семинара, в рамках разнообразных форм его организации и проведения (деловая игра, групповое проектирование, учебные дебаты, конференция, конкурс индивидуальных презентаций и др.) осуществляется текущий контроль усвоения лекционного материала и самостоятельной работы студента-бакалавра. Возможно проведение контрольных работ или тестирования.
При подготовке к семинарским занятиям необходимо помнить о некоторых правилах и приемах самостоятельной работы, которая является непременным условием освоения теоретического педагогического материала и развития учебных умений каждого студента.
При такой подготовке семинарское занятие пройдет на необходимом методологическом уровне и принесет интеллектуальное удовлетворение всей группе.
Остановимся более подробно на специфике подготовки к семинару и работе на нем.
О семинарском занятии и подготовке к нему
Напоминаем: слово «семинар» в переводе с латинского означает «рассадник». В общепринятом смысле семинар означает такую форму организации учебной работы, когда его участники знакомят друг друга с итогами своей самостоятельной работы.
В чем заключается подготовительная работа участников семинара? – С выбора темы: рекомендуется выбрать ту тему, которая покажется вам менее других понятной, т.е. более трудную, чтобы самому разобраться до конца в ней.
Самостоятельно (или с помощью преподавателя) составляется библиография (список литературы) к выбранной теме. Доступная литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (аннотация, выписка цитат, тезисы, конспект) все, что представляет интерес для темы. Целесообразно в первую очередь просмотреть презентацию лекции по теме семинара. В презентации содержатся главные факты, идеи и события, характеризующие рассматриваемую проблему.
Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы. В этой работе немалую роль играют индивидуальные особенности докладчика: его склад ума, умение формулировать мысль, разнообразно пользоваться индуктивным и дедуктивным способами изложения, аргументированно отстаивать свою точку зрения и, конечно же, владение устной речью.
Способам и умениям выступления с докладом на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего – заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей.
И последнее. Сообщение магистранта должно занимать не более 5-7 минут, так как основной вид работы на семинаре – участие в обсуждении проблемы всей группой. Необходимо помнить, что на семинаре идёт не проверка вашей подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), но степень проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы. Поэтому дискуссия будет идти не по содержанию прочитанных работ, а проблемным идеям. Помните, что ваше сообщение на семинаре обязательно должно вызвать реакцию со стороны слушателей, заинтересовать их, – только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута.
Устное выступление
(лекция, доклад, подготовка к ответу на семинарском занятии)
В свое времяизвестный российский ученый-литературовед и общественный деятель Д.С. Лихачев (1906-1999 гг.) писал: «Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами.
Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять все то, что известно об ораторском искусстве. Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней. Материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.
И еще: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.
А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами…»