Подготовка и участие в семинарском занятии

Семинар - сложная форма организации занятия, способствующая закреплению и углублению теоретических знаний студентов, развитию навыков самостоятельной работы с литературными источниками, обмену духовным опытом, эмоциональному общению, раскрытию интеллектуально-творческого потенциала личности.Семинарские занятия являются логическим продолжением лекционного курса по дисциплине, требующие умение говорения.

На семинарских занятиях под руководством преподавателя ведется заранее подготовленное совместное обсуждение вопросов каждым участником семинара. Семинары проводятся в виде беседы по заранее намеченным и возникающим в ее ходе вопросам, дискуссии, обсуждения докладов, рефератов. При подготовке к семинарским занятиям студент должен внимательно изучить литературу, рекомендованную по данной теме, подготовить план ответа на каждый вопрос, вынесенный на обсуждение на семинаре. Сообщение в пределах 10 минут готовится по заданию преподавателя либо по инициативе студентов по теме, согласованной с преподавателем.

Подготовка к семинарскому занятию является одним из видов самостоятельной работы студентов и включает нескольких этапов:

- теоретический (изучение рекомендованной литературы);

- теоретико-практический (составление аннотаций, конспектов, тезисов, реконструкция текста в виде таблиц, диаграмм, схем и пр.);

- презентационный (продумывание тактики выступления перед аудиторией, подготовка устного выступления или компьютерной презентации);

- аналитический (анализ семинарского занятия, уяснение новой информации, систематизация ранее усвоенных знаний).

Оценка за участие в семинарском занятии выставляется за умение устного выступления, умение слушать оппонента, обобщать полученную информацию, аргументировать свою точку зрения, привлекая в этих целях имеющийся запас знаний, примеры, факты. Успешная работа на семинарском занятии зависит от соблюдения общепризнанных правил:

- на семинаре говори, а не читай материал подготовленного ответа;

- ответ должен быть четким и обоснованным;

- быстро включайся в обсуждение поставленных вопросов;

-слушай и оценивай ответ сокурсника, что улучшит собственные аналитические способности.

9 МОЖНО ЛИ СТАТЬ ЦИЦЕРОНОМ… ИЛИ ОБ ОРАТОРСКОМ ИСКУССТВЕ

Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь - это основной инструмент деятельности специалиста практически любой профессии. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Справиться с этой задачей он сможет только при соблюдении нескольких условий.

1) Внешний вид. Хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным пу­тем. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, как он жестикулирует.

Когда возникает необходимость встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требова­ниям слушателей и обстановки. Прическа должна быть в порядке, руки и ногти - чистыми, обувь - начищенной, платье или костюм - тщательно отглаженными и аккуратно застегнутыми.

2) Манеры. Надлежащие манеры оратора имеют более сущест­венное значение, чем его внешность. Если оратор будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слу­шателя немедленно сменится разочарованием и досадой. «Читай не как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой…».

3) Поза. Не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. При­мите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи.

4) Контакт со слушателями. Прежде всего, следует подтвердить основной прин­цип: подлинно движущая и направляющая сила внеш­них данных и приемов оратора заключается в его глубоком переживании взаимного общения с аудиторией.

5) Жесты. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом, управляйте жестами. Жесты должны отвечать своему назначению.

Резюме.В общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, по­зы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Лучшая черта во внешнем облике оратора - коррект­ность. Неотъемлемые качества хороших ораторских ма­нер - непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непри­нужденность осанки и легкость движений. Жесты - это любые движения, усиливающие впечатление от выска­зываемых идей.

Наши рекомендации