И их учет в процессе обучения и воспитания
В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определённого возраста, особенное отделяет отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности.
Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нём различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.
Должны ли в обучении и воспитании учитываться индивидуальные особенности? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения – массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении.
Отечественная педагогика стоит на иных позициях - воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности.
Признаки индивидуального подхода:
1. индивидуальный подход предполагает гуманное отношение к ребенку со стороны взрослых;
2. индивидуальный подход является активным развивающим принципом;
3. в индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок без исключения;
4. индивидуальный подход носит двусторонний характер и предполагает активность самой личности.
Индивидуальный подход осуществляется разными путями: непосредственное личное воздействие на воспитанника, влияние через коллектив и его представителей, воздействие на ребенка через семью.
В индивидуальном подходе можно выделить следующие этапы работы:
а) систематическое изучение ребенка,
б) постановка задач в работе с ним,
в) выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода,
г) фиксация и анализ полученных результатов;
Таким образом, индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое развитие личности?
2. Какими факторами обуславливается развитие личности?
3. Что такое наследственность?
4. Какие признаки передаются по наследству от родителей к детям?
5. Что такое задатки? Наследуются ли они?
6. Какие специальные задатки наследуются детьми?
7. Что такое среда?
8. Как проявляется влияние ближайшего окружения на развитие личности?
9. Как влияет на развитие личности воспитание?
10. Можно ли воспитанием полностью изменить человека?
11. Как влияет деятельность на развитие личности?
12. Зависит ли развитие от активности личности? Каким образом?
13. Что такое возрастная периодизация? Что составляет её основу?
14. Что такое возрастные особенности?
15. Для чего необходимо учитывать возрастные особенности?
16. Охарактеризуйте особенности развития младших школьников.
17. Охарактеризуйте особенности развития подростков.
18. Охарактеризуйте особенности развития учеников старшего школьного возраста.
19. Что такое индивидуальные особенности, и какие взгляды существуют на их учёт в учебно-воспитательной работе?
Литература
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2000. С.7-130.
2. Гапонова С.А. Возрастная психология. Н.Н., 1999. С.44-100.
3. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986. С.218-280.
4. Педагогика. /Под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998. С.83-101.
5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн. М., 1999. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. С.71-127.
6. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000. С.33-83.
7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. /Под ред. В.А.Сластенина. М., 2000. С.35-54.
8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. М., 1979.
9. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997. С.58-75, 97-116.