За воспитание, но другодоминантное
Задание №1
|
С Вашей точки зрения, педагогика – это наука и/или искусство ?
* И.Г. Песталоцци (1746-1827) считал, что обучение человека есть искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. Во многих его работах употребляются выражения «искусство педагогики», «законы педагогического искусства», «искусство воспитания», «искусство формирования мыслительных способностей человека», «образовательное искусство».
* К.Д. Ушинский (1824-1871) называет искусством всякую практическую деятельность, «стремящуюся удовлетворить нравственным высшим и вообще духовным потребностям человека, то есть тем потребностям, которые принадлежат исключительно человеку и составляют исключительные черты его природы». В этом смысле деятельность педагога для него «первое, высшее из искусств», «самое обширное, сложное, самое высокое необходимое из всех искусств».
* Для Ш.А. Амонашвили (1931) педагогика – мера самой жизни, высочайшая, божественная культура мышления, высочайшее из всех искусств, которое носит вселенский характер.
Задание №2
|
Выразите свое отношение к их точке зрения на воспитание.
ЗА ВОСПИТАНИЕ, НО ДРУГОДОМИНАНТНОЕ
Г. С. БАТИЩЕВ, Институт философии АН СССР
Существующая школа является тем звеном общественной системы, которое подавляет личность, авторитарно воздействуя на становление человека, и поэтому в нынешнем своем виде она никуда не годится. Ситуация достаточно известная. Весь вопрос в том, что же делать альтернативно?
Острота проблемы порождается вопросом о том, насколько мы свободны и не повязаны ни позитивными, ни негативными зависимостями с тем, что есть. Позитивные зависимости означают, что мы просто идем на косметически подремонтированные варианты того же самого — вместо государственно-общественной системы воспитания создаем общественно-государственную, отвечающую, тем не менее, заказам государства и ведомств, систему, признающую примат социальных потребностей. Под негативной зависимостью я имею в виду ситуацию, когда мы сами, обуреваемые протестом, вызванным насилием, насильственным стеснением истинной доброты и красоты человека, находимся в состоянии «вопрекистов» и противоборцев. Но тогда за что мы ратуем? За то, что мы «сами с усами» и потому обладаем правом самодеятельно перекроить мир. Тогда мы ратуем за то, что ребенок сам для себя есть абсолютный воспитатель, он — тот идеал своецентризма, который не удался Пико делла Мирандоле, однако будто бы по силам ребенку. Человек — «мера всем вещам»! Пока это нами не реализовано, а вот ребенок-де реализует. Он будет идеальным своемером, своецентристом, о чем все мы втайне мечтаем, просто у нас это не получается. А у ребенка — получится. И он нас этому научит.
Негативная зависимость такого рода угрожает всем нам. Ведь в поисках выхода из создавшейся ситуации мы в этом случае будем действовать по принципу «наоборот»: перевернем величины, поставив их с обратным знаком. Там было принуждение, авторитаризм, насилие, там были властные, отчужденные структуры — в том числе и то, что входит в понятие «социализация»,— а здесь мы не будем всерьез ни социализовывать, ни воспитывать, ни обучать. Сами мы центристами быть не можем, так как всеми узами повязаны с социумом, авот ребенок — не повязан. Он нас и научит, как быть свободными, как реализовать идеал Пико делла Мирандолы.
Когда мы выдвигаем формулу «САМО» — изменять мир и переделывать общественные отношения по принципу САМО,— то под этой общей рубрикой скрывается в действительности весь спектр возможностей, включая и противоположности, потому что откуда, как не из самоизменений, возникли также и все тоталитарно-авторитарные структуры? Откуда, если не из самодеятельности, самополаганий, самовыражения человека, личности, возникли вседеспотии? Не таковы ли и все социальные группы, которые навязывали свои интересы другим?
Значит, нам не обойтись без того, чтобы начать с концепции человека, с антропологических измерений социального мира, с анализа имеющихся в нем ярусов и слоев, а также возможностей, в том числе и тоталитарных, могущих в первую очередь заявлять себя как «само».
Вопрос в том, как воспитывать? Если человек сам себе воспитатель, то воспитательный процесс есть процесс самоформирования, а не формирования извне. Воспитательный процесс действительно идет по логике общения, но с кем, как, каковы принципы этой логики? Какие слои, какие ярусы субъектного мира участвуют в нем?
От преувеличения роли социализации мы не уйдем, пока не поймем, что человек более многомерен, более многоярусен, что в нем есть и такие вертикали, которые в социуме не выполнимы. Любой тип социальности, какой бы мы ни придумали, реализуется всегда беднее, чем ее спектр, имманентно присущий человеку, многомерному личностному миру. Поэтому: человек – воспитатель общества, а не общество — воспитатель человека (хотя, безусловно, здесь есть и элемент обратного).
Итак, первичность человека. Человек – фигура исторически не формируемая, а формирующая – и cебя, и общество вокруг себя.
Далее, какие ярусы? Прежде всего, те, которые складываются в человеке в зависимости от того, каким образом он воспринимает культуру, уготованную ему в живом общении. Всякое произведенческое бытие имеет какие-то поверхностные слои, утилитарно-потребительски функционирующие, на любые потребности отвечающие, но за ними скрываются все более и более подлинные, вплоть до авторских, те, где действительно внутренняя духовная биография человека как-то опредмечена, как-то туда заложена.
Спрашивается, если люди будут стихийно изменять обстоятельства, перекраивать мир, не обрекут ли они себя на самую поверхностную профанизацию, экзотерику? В таком случае, возможно, получится Телемская обитель, абсолютизированное «само»: «делай что хочешь!»... А если брать субъектное бытие, которое никогда полностью не сводимо к произведенческому, то здесь дело обстоит иначе. Есть потребности, интересы субъекта, есть душевный мир, который сильно порушен, есть духовный мир. И когда мы говорим «само», то не различаем, где же именно человек нашел и обрел свое «я». А ребенок может оказаться выбравшим что-то на любом уровне: дети-то очень разные, и куда пойдет развитие – непредсказуемо. Каков же выбор?
Либо это душевное Я, мир всех душевных сил, когда они укрощают, умеряют, находят какой-то способ очеловечивания, гуманизации первичных влечений, нужд, интересов. (Кстати, интересы могут быть и властными, ребенок тоже может командовать, есть и такой полюс в его душе — это оттуда растет маленький вождек, появляющийся в детском саду, на улице и т. д.)
Либо – Я духовное, которое владеет также и душевными силами и посвящает их абсолютным ценностям: Истине, Добру, Красоте.
И вот эта вертикаль, венчаемая совестной инстанцией, с присущей ей другодоминантностью,— когда доминирует не САМО, а ДРУГО. Конечно, я буду САМОопределяться; но определяться, посвящая свою жизнь тому, что всегда больше, важнее, ценнее меня, всегда шире, глубже – ДРУГОМУ, но тому не как столь же своецентричному индивидууму, как и я, а другому предвестнику от всего универсума, от всякого бытия, и от социального в том числе. И даже от погрязшего в авторитаризме-тоталитаризме, потому что и сами властные структуры – они-то тоже из детей.
Во взрослом таится ребенок, внутренний мир детства с его ценностным горизонтом, — и именно в этом опора и надежда воспитания. Значит, и этих детей, таящихся во взрослых, надо спасать!
Вообще-то тоталитарность, враго-, а не другодоминанта именно с того и начинаются, что есть «Мы», а есть противостоящие нам «Они». Если есть образ вpaгa, есть «Они», которые не приглашены быть, которые заведомо забракованы, и якобы ничего уже с ними не сделаешь, то даже при самых высших ценностях и самых лучших отношениях обязательно будет тоталитаризм. Это выражение внешних проекций внутренней враждебности, внутренней упреждающей защиты. А всякая такая защита — корень агрессии.
Так вот, истинный духовный мир — тот, который беззащитен, хотя внешне вынужден защищаться, тот, который другодоминантен, а не своедоминантен, таково начало всех начал в человеке.
Есть настоящий светоч и спаситель наш духовный — академик А. А. Ухтомский, а у него есть предтеча — мировая традиция, и можно проследить все ее вехи. (Одни фигуры у нас поднимаются — Лысенко и прочие, а Бахтин из философа был превращен в литературоведа, Рубинштейн — в психолога, хотя он настоящий философ, у него, кстати, есть прекрасная идея, что человек — республика субъектов, что только через Другого мы открываем себя, что любить себя невозможно.) Но Ухтомский наиболее четко высказал эту идею другодоминантности.
И если уж говорить о каком-то начале общения, то нужно говорить о людях другодоминантных — умеющихпредпочитать другого себе, не теряя при этом своего Я. Я должен сохранить себя, свою совестную инстанцию.
Есть великая мечта интеллигенции быть автономной. Не в смысле политической автономии или какой-то другой. А быть именно своезаконными, т.е. законоустановителями, быть теми, кто вводит нормирующие предписания вообще на всю Вселенную.
Общение начинается с другодоминатности, а именно — там, где есть «я» и есть предпочитаемое «ты». Это и будет выходом, прорывом того порочного круга, в котором оказалось наше общество в целом и система воспитания в частности и в особенности. Идея другодоминантности — это идея понимания антропологических измерений человека как гораздо более богатых, чем социальность, даже чем все эти культурные наборы произведений, которые мы можем извне предложить становящемуся человеку.
Я предлагаю обсудить такую проблему: «Полифонизм или диалогизм?» Полифонизм – это другодоминантный диалог, это отношения сопричастного общения при обычном диалоге, о котором всё говорят (и новатора какого ни возьми, он за диалог — ученика с учителем и. пр.), возможен только внешний союз, так как в самом главном человек остается монопольно самоопределяющимся в себе и для себя, и другой – тоже в себе и для себя. А сопричастности нет и не может быть. Ведь человек определен так, как определял Спиноза свободу и творчество, а именно: свобода есть верность актов моего выбора мне же самому, и творчество есть возможность опредметить, т. е. сотворить вокруг себя мир таким, каков я сам есть, несмотря на все пессимистические ограничения, что свободной и творческой может быть только сама субстанция — субъект. Но потом приходит Фихте, он подготавливает Гегеля с его панлогическим субстанционализмом, а затем появляются Макс Штирнер, неогегельянцы, бунтари, Шопенгауэр, Ницше. За всем этим стоит бунт, но какой? Что, если субстанция, которая и есть подлинный субъект, может, почему бы и я не смог, если ...
Мы критикуем рабство, хотим уязвить и ниспровергнуть рабовладельца, сами оставаясь всего лишь взбунтовавшимися рабами, которые своедоминантны, так же как и рабовладелец, не понимая, что это две ипостаси одного и того же.
Прорыв мне видится только в одном: в принципе другодоминантности, в идее глубинно-сопричастной полифонии, понимании того, что прежде всего полифоничен сам человек. Если мы не раскроем полифонии в внутри субъектного мира, не поймем такими самих себя, то ничего не получится, и мы никогда не примем друг друга как инаковых, никогда не услышим друг друга. Здесь вся загадка воспитания!
Я – за воспитание! С чего начинается идея воспитания? С того, что человек выбирает свое я» внутри антропологического пространства, внутри своего возможного мира. Воспитание есть предоставление человеку возможности самоопределиться. Для этого и нужна вся история культуры во всем ее драматизме — античность в ее негативном и позитивном проявлении, средневековье, Возрождение и т. д. Они должны быть пережиты личностно.
Нужно создавать другой, не виданный до сих пор тип социальности, тип образовательно-воспитывающих общественных отношений, где не институты, не вещно-социальные роли, а само становление человека было бы принципом их структурирования. Но это невозможно в массовом масштабе под руководством Госкомитета или любого общественного института, хотя бы и противостоящего ведомствам...
Это возможно только в виде небольших очагов, внутри которых действительно можно было бы сосредоточить все интеллигентные силы, всех Дмитриев Сергеевичей Лихачевых, Алексеев Федоровичей Лосевых... Тех, кто действительно уже сегодня самим своим существованием ненавязчиво воспитывает нас, и мы чувствуем, кто другодоминантен, кто умеет слышать других.
В этих маленьких очагах, лицеях, академиях нам нужно начать спасать детей от самих себя, от наших недостоинств и несовершенств, так, чтобы потом дети и нас спасли.
Если авторская школа представляет собой не институт, не учреждение, прилепленное к какому-либо ведомству, если она формируется неким общественным движением, если она вариативна, не программируема извне, если есть правовые, экономические и демократические рамки, – тогда это не будет ни «концентрационной педагогикой», ни «воспитательной шарашкой», хотя риск всегда есть, ведь все худшее — это вырожденное лучшее. Но если не торопиться, если семь раз мерить прежде, чем резать, то можно это сделать.
Уже сейчас есть педагоги, которые не прошумели в качестве новаторов, но они более новаторы, чем кто-либо, потому и не прошумели. Мы должны прежде всего философски осмыслить то, что они делают, потому что там действительно есть выход, есть прорыв этого порочного круга.
Принцип другодоминантности – это всего лишь один момент ценностной программы нового философско-педагогического мышления, это действительно позитивная программа, а не просто реакция на командно-административную систему.
И последнее. Давайте постараемся не оставаться в пределах негативной зависимости от командно-административной системы, потому что она повязывает не менее тесными узами и цепями, чем зависимость позитивная.