Этапы подготовки и их взаимосвязь с годами обучения
Многолетняя подготовка спортсменов всех возрастов рассматривается как единый педагогический процесс. Поэтому этапы подготовки сочетаются с годами обучения следующим образом:
Этап базовой подготовки и углубленного совершенствования: Группы начальной подготовки (3 года)
Этап начальной спортивной специализации: 1—2-й год обучения в учебно-тренировочных группах
Этап углубленной тренировки: 3—4-й год обучения в учебно-тренировочных группах
Периоды подготовки распределяются по годам обучения в группах начальной подготовки:
I год обучения:
1-й период | Этап комплектования учебно-тренировочной группы (2 месяца) |
2-й период | Ознакомление с основными элементами и базовыми действиями (3 месяца) |
3-й период | Этап базовой подготовки с включением каникул (6 месяцев) |
4-й период | Этап самостоятельной подготовки — (август). |
Для II года обучения выделяются 5 периодов подготовки (И.А. Кондрацкий, Г.М. Грузных, В.М. Игуменов [17]), соответствующих режиму основной учебной деятельности школьников.
1-й период — подготовительный | Подготовка к участию в соревнованиях следующего периода (сентябрь—февраль) |
2-й период — соревновательный | Участие в классификационных соревнованиях (март—апрель) |
3-й период — подготовительный | Подготовка к большим нагрузкам следующего периода (апрель—май) |
4-й период — базовый (или каникулярный) | Тренировка в условиях выездных спортивных лагерей — подготовка к следующему учебному году (июнь—июль) |
5-й период — индивидуальный | Самостоятельная работа (по заданию тренера) по видам подготовки (август) |
В III год обучения построение годичной тренировки на основе макроцикла может быть одноцикловым, двухцикловым, трехцикловым. В каждом макроцикле выделяются 3 периода — подготовительный, соревновательный и переходный, которые составляют основу построения годичного цикла. В подготовительном периоде закладывается прочная функциональная база для успешной подготовки и участия в соревнованиях, обеспечивается становление различных сторон подготовленности. Этот период делится на 2 этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. В соревновательном периоде происходит дальнейшее формирование различных сторон подготовленности, обеспечивается интегральная подготовка, осуществляются непосредственная подготовка к соревнованиям и участие в них. Переходный период направлен на восстановление физического и психического потенциала борцов после тренировочных и соревновательных нагрузок предыдущих периодов, осуществление мероприятий, связанных с подготовкой к очередному макроциклу.
На начальном этапе подготовки наиболее продолжительным является подготовительный период, тогда как соревновательный период не очень продолжителен и нечетко выражен.
На этапах многолетней подготовки большое место отводится отбору. В отборе можно выделить 3 основных ступени: предварительная, промежуточная и заключительная. На каждой из них решается своя задача: на предварительной — определение целесообразности выбора ребенком занятий вольной борьбой с учетом его морфофункциональных данных и психических особенностей; на промежуточной —выявление у занимающихся способности к эффективному совершенствованию двигательных умений в процессе тренировки; на заключительной — выявление у спортсменов возможностей к достижению результатов международного класса.
Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения с учетом возрастных периодов развития физических качеств у юных борцов
Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом возрастных периодов развития физических качеств у юных борцов. Вместе с тем нельзя оставлять без внимания качества, которые в данном возрасте не совершенствуются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех качеств, которые имеют разные физиологические механизмы. По данным лаборатории обмена веществ и энергии НИИ возрастной физиологии детей и подростков АПН СССР, оптимальным периодом для развития аэробных возможностей организма у мальчиков групп начальной подготовки является возраст от 8 до 10 лет; а для развития анаэробно-гликолитических механизмов — возраст 11-13 лет.
По вопросу, каковы же конкретные сроки сенситивных фаз развития того или иного физического качества, у специалистов нет единства мнений. Тем не менее, основываясь на обобщении научных материалов, можно выделить их примерные возрастные границы (табл. 7).
Таблица 7
ПРИМЕРНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Морфофункциональные показатели и физические качества | Возраст (лет) | ||||||
Рост | + | + | |||||
Вес | + | + | |||||
Сила | + | ||||||
Быстрота | + | + | + | ||||
Скоростно-силовые качества | + | + | + | + | + | ||
Выносливость (аэробные возможности) | + | + | |||||
Выносливость (анаэробные возможности) | + | + | + | ||||
Гибкость | + | + | + | + | |||
Координационные способности | + | + | + | + | + | ||
Равновесие | + | + | + | + | + | + |
Урок как основная форма занятий, наполняемость учебных групп