Глава 3. Принципы процесса обучения
Проблема принципов обучения всегда занимала умы многих выдающихся педагогов всего мира. Тем не менее и на сегодняшний день она своего окончательного решения не получила. Выражается это в том, что до сих пор не определены исходные основания к разработке номенклатуры принципов обучения; не разработаны научные основы системы принципов обучения, их соподчиненности, иерархии. Именно это является причиной того, что в соответствующих фундаментальных трудах по дидактике и в учебных пособиях по курсу «Педагогика» количество принципов, их формулировки значительно разнятся, а содержание чрезмерно психологизировано, логизировано и идеологизировано. Видимо, о чем писал в свое время выдающийся деятель современной отечественной педагогики М.Н. Скаткин, это объясняется тем, что одни педагоги выводили принципы из опыта обучения, другие -- из философии, теории познания, третьи считали, что основой принципов должны служить закономерности психики детей. Это привело различных авторов к умозрительности в постулировании принципов обучения, к изолированному их рассмотрению, к отождествлению с самыми общими закономерностями, которыми учитель должен руководствоваться в ходе своей практической педагогической деятельности. Тем самым принцип обучения по сути лишается признаков общей нормы педагогической деятельности, стирается граница между принципами обучения и частными методическими указаниями. Принципы обучения в этом случае перестают быть универсальными для всех учебных предметов и во всех ситуациях обучения [7].
История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на основании их сформулировать т важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов в обучении школьников. Становление теоретических основ дидактики, выявление сущностей дидактических критерий закономерности, принципа, правила в упорной борьбе взглядов.
Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить, как систему, компонентами которой они являются. Многочисленные попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:
1. сознательности и активности;
2. наглядности;
3. систематичности и последовательности;
4. прочности;
5. научности;
6. доступности;
7. связи теории с практикой.
Эти принципы составляют систему дидактических принципов ([4], стр. 443 - 445)
Специфика закономерностей обучения заключается во взаимосвязях его целей, задач, содержания, организации, способов, условий с достигаемыми педагогическими результатами -- прежде всего с обученностью учащихся, а также вкладом в их воспитанность, образованность и развитость. Эти закономерности находят отражение в общих принципах обучения (общедидактических принципах) -- основных рекомендательных положениях, выступающих в роли научных норм его построения и обеспечивающих эффективность. В книгах встречаются не совсем схожие варианты их перечней, но чаще всего в них включены представленные на рис.1.
1. Принцип природосообразности и научности. Он исходит из существующих причинно-следственных зависимостей между действиями субъектов учебного процесса и закономерностями (природой) человеческого познания. О сформулированном Я.А. Коменским принципе природосообразности К.Д. Ушинский писал: «Только система ...выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями»1. Понимать эти закономерности надо не обывательски, а научно (рис. 2).
Рис. 1. Общие принципы обучения
Рис. 2. Общая схема процесса преподавания и усвоения знаний
Есть основные правила его реализации (детализированные советы по практическому применению):
понимания закономерностей познавательной деятельности обучающихся и построения обучения на нем;
научного отбора содержания и методов;
достижения целей обучения при обязательной оптимизации системных зависимостей -- внутриличностных, социально-педагогических, межличностных, личностно-групповых и средовых, ибо познание -- не обособленный от всего процесс, а системно обусловленный;
психолого-педагогической предусмотрительности -- предвидения, тщательного проектирования и исключения возможных негатив
2. Принцип соответствия содержания, форм, методов и условий обучения ее целям. Принципу присущи правила:
целеустремленности -- подчинения всегда и всего в обучении достижению результатов, полностью отвечающих его цели и задачам;
целостности педагогического процесса обучения -- обеспечения согласованности всех элементов педагогической системы обучения, а также обучения с развитием, воспитанием и образованием;
создания благоприятных педагогических условий -- будучи системным, само обучение является частью более крупных систем, особенности которых выступают его условиями и должны максимально оптимизироваться;
связи теории с жизнью -- все запомненное, но не связанное с пони манием и умением его применять -- мертвый груз для памяти: «По-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет». Учатся люди для того, чтобы практически самореализоваться в жизни, и этому, призвано способствовать любое обучение;
современности - связи изучаемого с современными условиями и проблемами жизни, понимания их на этой основе и формирования правильного отношения к ним.
3. Принцип плановости, систематичности, последовательности, преемственности и согласованности обучения. Его правила:
плановости -- продуманности, определенности намечаемых мер, их сроков, затрат времени;
структурности -- четкое определение структуры содержании изучаемого материала, взаимосвязей его частей, логики раскрытия. При сложной структуре используются графические схемы, создающие у обучающихся целостный образ изучаемого и его частей. Они могут использоваться с начала занятия и последовательно раскрываться по ходу, а также в конце для обобщения изложенного;
систематичности и последовательности -- построения обучения по познавательной логике -- от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому с систематичным наращиванием, расширением и упорядочиванием накапливающихся у обучающихся знаний, навыков и умений превращение их в систему, научную картину действительности «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам власть над нашими знаниями», -- писал К.Д. Ушинский.
опоры на усвоенное -- по словам Я.А. Коменского, все сегодняшнее должно закреплять вчерашнее и предлагать дорогу в завтрашнее; переходить к последующему после усвоения предыдущего;
согласованности действий всех педагогов по достижению общей цели обучения, его содержания и применяемых методов;
комплексирования дисциплин в учебном процессе -- необходимости исходить из связей между ними и научной картиной мира, практикой, профессионализмом. Решение практических задач никогда не должно быть однобоким, опираться на знания од ной учебной дисциплины или науки. Оно эффективно, когда в памяти человека, профессионала всплывает комплекс знаний (специальных, социальных, нравственных, экономических, финансовых, правовых, психологических, управленческих и др.), который примеривается к данной ситуации, вспоминаются рекомендации, аналогичные случаи из практики, возникают разные ходы мысли, соображения, взвешивание «за» и «против» и многое другое. Практику безразлично, к какой учебной дисциплине относятся те или иные знание, мысль, умозаключение, аргумент, аспект, норма. Что приходит на ум -- зависит от решаемой задачи и того, как знания переплетены в его сознании. Образно говоря, как был «намотан клубок знаний» при обучении, так он и «разматывается» при решении практических задач жизнедеятельности.
4. Принцип интереса, активности, сознательности и самостоятельности. Он связан с пониманием закономерной зависимости результатов обучения не только от добросовестности и активности педагога, но и адекватной активности обучающихся. Здесь существуют правила:
мотивации -- надо постоянно помнить, что успехи обучения зависят не только от работы ума обучающихся, но и их добро совестной учебы и усилий в преодолении трудностей; разнообразными способами будить мысль и память, но оставлять спящими чувства и совесть -- значит действовать педагогически примитивно, формально;
интереса -- пробуждения, усиления, поддержки и развития интереса обучающихся как одного их важнейших психологических активаторов и катализаторов учения; в своей основе это связано с выбором нужного обучающимся, а потому и интересного им содержания обучения, а также интересной его подачи. Интерес не требует никого принуждать учиться. В одном из документе ЮНЕСКО отмечается, что будущее за «интересной школой».
активности -- всемерного повышения активности обучающихся. водить обучение к обмену информацией, передаче ее педагогом обучающимся, полагать, что их учение -- это только восприятие и запоминание, означает полный педагогический непрофессионализм. Нужная целостная активность обучающегося -- познавательная, нравственная (чувства долга, ответственности, добросовестности, совестливости, порядочности, честности, трудолюбия, самокритичности, требовательности к себе и др.), воли (целеустремленности, активности, организованности, упорства, настойчивости, работоспособности и др.). Повышение активности достигается использованием соответствующего содержания, форм, методов и технологий;
сознательности ~ сознательного отношения обучающегося к учебе, глубокого понимания изучаемого, его личностного смысла; при допущении ошибок надо понимать их причину, свою задачу, способы устранения и профилактики рецидива в будущем;
самостоятельности -- заключается в необходимости заниматься самостоятельно, достигать глубокого понимания при самостоятельной подготовке, поэтому необходимо побуждать к ней, направлять ее содержание, помогать в ее проведении, контролировать оценивать и требовать результатов.
5. Принцип доступности, наглядности и посильности. Это означает ориентацию всего обучения на обучающихся, на их интересы и потребности, на то, чтобы изучаемое стало их достоянием, приобрело «нового хозяина». Правила таковы:
доступной для обучающихся трудности содержания, его изложения, восприятия, усвоения и запоминания;
доступности учебного материала по объему и темпам изучения;
построения обучения в полном соответствии с возрастными особенностями обучающихся;
полного учета имеющейся у обучающихся просвещенности, имеющегося опыта, знаний, развитости, воспитанности;
наглядности -- мышление человека имеет словесно-образную природу, и для понимания слов нужен соответствующий образ объекта или явления, обозначаемого им. Я.А. Коменский называл наглядность «золотым правилом» дидактики: все, о чем рассказываешь, -- показывай, все, что показываешь, -- поясняй; чем больше органов чувств затронуто при обучении, тем легче и прочнее запоминается учебный материал; чем он абстрактнее, чем труднее показать то, о чем идет речь, и тем большее значение приобретает наглядность. Для этого используются предметный, изобразительный, словесно-образный и виртуальный виды наглядности;
оптимально повышенных трудностей учения и их наращивания при обязательной доступности их обучающимся: умеренная напряженность закономерно повышает результаты учения, как и вся кого действия, а также несет развивающие и воспитывающие влияния. Отсутствие трудностей расслабляет, делает учебу скучной, а чрезмерные трудности ведут к перегрузкам, срывам и, возможно, к нанесению вреда психическому и физическому здоровью обучающихся;
«не навреди» -- правило, требующее предусмотрительности, продуманности действий педагога, недопущения вреда здоровью, травм, возникновения дидактогений и более сложных личностных деформаций.
6. Принцип прочности. Подчеркивает необходимость достигать не только восприятия и понимания материала, но и запоминания. Без этого обучение походит на попытку заполнить водой бочку, не имеющую дна. Народная мудрость гласит: «Надо, чтобы не только по усам текло, но и в рот попадало»; образование есть то, что осталось в голове, когда почти все изучавшееся забыто. Его правила:
ориентированности обучения на осмысленность и прочность усвоения;
практичности обучения как проявления и связи обучения с жизнью и прочности его результатов (академик А.Н. Несмеянов образно говорил, что повторение не мать, а мачеха учения; мать учения -- применение). Только то знание отлично от нуля и не требует безнадежных усилий для удержания его в памяти, которое применялось;
воспроизведения -- словесного, громкого воспроизведения запоминаемого;
повторения -- полезного для запоминания и обязательного при формировании навыков, умений и развитии качеств;
предотвращения забывания -- активной опоры на имеющиеся знания, навыки и умения при изучении нового, использования поддерживающего и итогового повторения;
приучения обучающихся к пользованию справочными материалами и компьютерной техникой.
7. Принцип сочетания групповой и индивидуальной работы. Принцип реализуется в правилах:
преимущественного проведения занятий с группами обучающихся; группах как к испытывающим трудности обучающимся, так и успешным;
дифференцированного подхода -- особого подхода к группам и обучеющимся, различающимся по составу и успеваемости;
формирование группы как коллектива и использования отношений в нем для дружной совместной учебы и взаимопомощи учащихся друг другу.
8. Принцип связи обучения с воспитанием, развитием, с фундаментальным просвещением, образованием. Принцип воплощается в практику обучения следованием правилам:
воспитывающего обучения -- формирования мировоззренчески
значимых знаний, превращения важнейших знаний в жизненные и профессиональные убеждения, мотивирующие факторы,
ценностные ориентации, цели, задачи и планы жизнедеятельности, нормы поведения и привычки, дисциплинирования, ответственного отношения и др.;
развивающего обучения -- использования в процессе обучения
возможностей для развития разных качеств и способностей --
интеллектуальных, творческих, деловых, волевых, профессиональных и др.; процесс обучения обладает богатыми возможностями, чтобы приучать обучаемых всегда думать, быть внимательным, добиваться требуемого и нужного, обоснованно решать, планировать и контролировать свои действия, поступать
самостоятельно и взвешенно, организованно, развивать пытливость, качества мышления и т.п.;
всемерной активизации действий и психологической активности,
которые лежат в основе развиваемых качеств и способностей. Внимание можно развить только систематическим поддержанием его, память -- запоминанием, мышление -- решением интеллектуальных задач, от которых «трещит голова», смелость --преодолением робости и страха в воспринимаемых повышенно опасными ситуациях и пр.;
связи с жизнью, практикой -- чем больше учебная деятельность имеет такие связи, тем эффективнее идет процесс личностного и профессионального становления;
активизации адекватных самооценок -- приучением к постоянной самооценке, оценке по делам и успехам, по мнениям окружающих о себе, пониманию своих сильных и слабых индивидуальных особенностей.
Все принципы взаимосвязаны и нуждаются в согласованном применении ([5], стр. 313 - 320).