Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
Известно, что педагогический процесс представляет собой целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации (Г.М. и А.Ю. Коджаспировы). Воспитание, являясь неотъемлемой и основной частью целостного педагогического процесса, основывается на взаимодействии педагогов и воспитанников и включает в себя четыре признака:
§ целенаправленность воздействия;
§ социальную направленность этого воздействия в виде наличия образца, социально-культурные ориентиры, идеалы, а также соответствие процесса воспитания социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества;
§ наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний;
§ освоение человеком социального опыта и развития его личности и индивидуальности.
В чем же заключаются основные особенности воспитания младших школьников? Какова его специфика, его качественное своеобразие?
Многие важные черты духовного мира ребенка, его нравственного облика закладываются в начальных классах. Именно здесь ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли и нравственного облика. Если в воспитании детей начальных классов упущено что-то существенное, то эти пробелы, даже если они не замечены в начальных классах, обязательно скажутся в подростковом возрасте. В этом случае придется иметь дело с процессом не только воспитания, но и перевоспитания, что значительно сложнее. Все возможные потенции воспитания раскрываются только в том случае, если воспитание организовано как целостный процесс. Содержание начального образования, методика обучения являются основой для совершенствования процесса воспитания, направленного на формирование развитой личности. Целостный воспитательный процесс включает в себя органически связанные между собой этапы: дошкольное воспитание, воспитание в начальных классах, воспитание подростков и т. д. Каждый этап, являясь частью единого целого, имеет относительную самостоятельность и обладает специфическими особенностями для формирования личности ребенка. Каждый этап характеризуется определенным содержанием, методами и формами воспитательной работы с детьми. Ранее усвоенное в обобщенном виде включается в новую систему связей и отношений ребенка, составляя основу для дальнейшего развития, поведения, сознания, чувств, самосознания в целом.
Между дошкольным учреждением и школой должна существовать преемственность (внутренняя связь), которая является одним из главных условий, обеспечивающих непрерывность и эффективность воспитательных воздействий. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется степенью готовности ребенка самостоятельно добывать и применять знания. Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, понимается как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Таким образом, преемственность - это не только подготовка к новому, но и сохранение, и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития
Общие цели преемственности воспитания в условиях непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста сформулированы в Концепции как:
Ø воспитание нравственного человека;
Ø охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
Ø сохранение и поддержка индивидуальности ребенка,
Ø физическое и психическое развитие детей;
Ø развитие мыслящей деятельной личности
В Концепции непрерывного образования зафиксированы принципы отбора содержания (а не само содержание, которое может варьироваться и со временем меняться), выделены основные содержательные линии.
Принцип развития предполагает
v ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности
v на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач, при этом усвоенные детьми знания, умения и навыки рассматриваются как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования
Принцип гуманитаризации рассматривается как
v усиление гуманитарной направленности предметов естественно-научного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка
v придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла
v увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей
Принцип целостности образа мира предполагает
v создание образовательных программ, которые помогут ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечат осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, формируют умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет (например, «Начальная школа XXI века», «Школа 2000 – Школа 2100»);
v создание интегрированных курсов (например, «Синтез искусств» в УМК «Школа 2000 – Школа 2100»), обеспечивающих формирование у ребёнка целостной картины мира.
Принцип культуросообразности предполагает
v создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов
v наполнение регионального компонента таким содержанием, которое будет дополнять, углублять, расширять федеральный компонент.
Педагогическая основа преемственности в нравственном воспитании состоит в том, что приобретенные ребенком в дошкольном возрасте формы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, моральные знания, отношения и чувства являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых форм поведения, сознания, чувств и отношений.
Руководствуясь принципом преемственности, учитель, организуя учебную, теперь ведущую деятельность детей, одновременно не исключает из их жизни игру. Игра может выступать как самостоятельный вид деятельности и как оформление других видов деятельности, например труда, некоторых учебных занятий.
Большое значение имеет преемственность трудового воспитания. Учителю начальных классов нужно выяснить, какие трудовые умения и навыки у детей уже выработаны. Следует обратить внимание на тех детей, которые не посещали детский сад. В нравственном формировании ребенка огромную роль играет система его отношений со взрослыми и сверстниками.
Преемственность в физическом воспитании ребёнка осуществляется в соответствии с особенностями физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста:
В дошкольном возрасте осуществляется становление (т.е. закладываются основы):
a ценностей здорового образа жизни;
a двигательной активности;
a представлений о своём теле и физических возможностях;
a интереса к различным видам спорта.
Структура этого компонента образования представлена занятиями по физической культуре, подвижными играми и прогулками, гигиеническими и оздоровительными процедурами.
В начальной школе введение в образовательную область «Физическая культура» включает в себя часть содержания из ОБЖ, спортивных занятий и игр, вопросов гигиены и здоровья. Выделяются содержательные линии:
Ø здоровье и его значение в жизни человека;
Ø умения и навыки личной гигиены и правильной организации своей жизнедеятельности;
Ø овладение движениями.
Структура этого компонента образования представлена предметом «Физическая культура», который изучается в 1- 4 классах
Рассмотрим в сравнении отдельные направления воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Дошкольное образование | Начальное образование |
Физическое воспитание | |
Взрослый: 1.создаёт возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях 2.создаёт возможности для двигательной активности детей 3. способствует становлению у детей ценностей здорового образа жизни; помогает осознать пользу рационального питания 4. развивает интерес к различным видам спорта. | Взрослый: 1.формирует осознанное отношение к физической культуре 2.помогает осознать необходимость двигательной активности, систематических физических упражнений; предупреждает уменьшение двигательной активности, проявление гиподинамии. |
Социально-личностное развитие в системе нравственного воспитания | |
Взрослый: 1. формирует коммуникативную и социальную компетентности детей; 2. способствует развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод; 3 заботится об эмоциональном благополучии ребенка; уважительно, независимо от достижений, достоинств и недостатков, относится к его интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одеж-де и др.). | Взрослый: 1. формирует умение оценивать своё положение в системе социальных отношений “взрослый - сверстник” - я”; 2. помогает овладеть нравственными нормами поведения в природе, общественных учреждениях, помогает осознать ответственность за самого себя и других людей; 3. поддерживает коммуникативную инициативу ребёнка по организации сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
Художественно-эстетическое воспитание | |
Взрослый: 1. обогащает чувственный опыт ребенка во всех видах активности, организует художественную деятельность, адекватную данному возрасту; 2. предоставляет ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла; 3. поддерживает детскую непосредственность, поощряет, стимулирует фантазии и воображение ребенка. | Взрослый: 1. развивает художественно - творческие способности детей; 2. помогает претворять впечатления от восприятия окружающего мира в выразительные художественные образы (пластические, музыкальные, изобразительные и т.п.); 3. учит понимать доступные произведения разных видов искусства и авторские оценки, в них заключенные. |
С целью усиления эффективности преемственности в воспитании дошкольников и младших школьников в практике ДОУ и начальной школы предусмотрено профессиональное сотрудничество: взаимопосещение занятий и уроков, проведение совместных методических встреч по актуальным вопросам обучения и воспитания детей и пр.
Таким образом, совершенно очевидно, осуществление преемственности в воспитании детей дошкольного и школьного возраста позволяет совершенствовать систему воспитания подрастающего поколения.
Вопросы и задания
1. Назовите основные признаки воспитания как части целостного педагогического процесса.
2. В чем заключаются основные особенности воспитания младших школьников? Раскройте содержание деятельности общественных органов управления в школе.
3. В каком документе об образовании сформулированы общие цели преемственности воспитания в условиях непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
4. Сравните отдельные направления воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.