Раздел III. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле

Деятельность как способ существования и выражения «Я» человека. Виды деятельности человека: познавательная, трудовая, художественная, общение, спортивная, цен­ностно-ориентировочная, общественная.

Духовная деятельность, как особый вид деятельности по осмыслению своей жизни.

Персонажи великих и выдающихся людей как пример высочайших духовных достижений человека.

Человек и природа. Общение с природой как отдых, духовная работа, как наслаждение жизнью. Элементы природы, привнесенные в бытовую жизнь. Отношение к флоре и фауне, содействие их процветанию в окружающей микросреде человека. Одухотворение природы. Общение с природой посредством искусства. Природа как психотерапевт.

Человек и семья. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки. Жизнь близких как забота «моего Я».

Человек и его профессия. Профессиональный труд как способ самовыражения. Способности и талант в профессиональном труде. Определение профессиональных интересов.

Человек в его многообразных творческих увлечениях: спортивных, конструкторских, художественных, познавательных. Круг интересов человека в его влиянии на содержание жизни. Товарищество на основе общих интересов.

Человек в общении с другими людьми. Роль «другого» в жизни человека. Правила общения: этические, психологические, эстетические, гигиенические, правовые. Развитие способности к общению. Свободное общение: содержание и форма. Расширение круга знакомств.

Человек в отношении к самому себе. Достоинство: проявления и развитие. Способы защиты от посяганий на достоинство человека. Внешность как выражение отношения к самому себе. Зеркало в процессе познания своего «Я»: зеркало, как амальгированное стекло и зеркало, как отношения к человеку других людей. Осознание женской и мужской роли, коррекция ролевого поведения. Самовоспитание: содержание, способы.

Человек, как носитель идеи. Идея как общее выражение отношения к явлениям жизни. «Безыдейность» животного и безыдейность человека. Осмысление событий как путь формирования идеи. Общение как идеологический обмен. Товарищество как идеологическое единство.

Человек, как стратег жизни в отношении к прошлому, настоящему, будущему. Цель и мечта, проекты и прожекты. Планирование деятельности. Настоящее как следствие прошлого и элементы будущего. Ответственность человека за свою жизнь перед самим собой.

Раздел IV. Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни…

Раздел V. Формирование образа жизни, достойной человека…

Раздел VI. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути…

(Цитаты из работы: Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2002. С.13-21.).

Вопросы для самоконтроля

.

1. Как вы думаете, при каких условиях проявляются ценностные ориентации ребенка?

2. Каковы общечеловеческие ценностные ориентации?

3. Что общего и чем отличается система ценностей младшего школьника от общечеловеческой системы ценностей?

4. Как вы понимаете соотношение морали и нравственности? Обоснуйте свою точку зрения.

5. В чем специфика формирования нравственных убеждений у младших школьников?

6. «Трудолюбие» - это качество личности, или направление воспитания? Ответ обоснуйте.

7. В чем сущность эстетического воспитания?

8. Какова специфика формирования эстетических идеалов у младших школьников?

9. С какими физическими особенностями младшего школьника связано физическое воспитание?

10. В чем сущность мировоззрения?

11. Назовите виды и функции мировоззрения.

12. Почему подготовка ребенка к трем главным ролям в жизни: гражданина, семьянина, труженика наиболее целесообразна в начальной школе? Свой ответ обоснуйте.

Тема 7. Методы современного воспитания

Методы воспитания как одна из категорий теоретической педагогики. Классификация методов воспитания. Различные подходы к ней. Структура методов воспитания: цель, средства, прием. Характеристика средств и приемов воспитания, их взаимодействие. Использование методов воспитания в зависимости от социально-педагогической ситуации.

Рекомендуемая литература

Основная

Ежеленко В.Б. Новая педагогика. – СПб, 1999.

Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Методы воспитания //Избр. пед. соч.: В 2-х т. – М., 1977.- Т.1.

Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии/Под ред.С.А.Смирнова. - М., 2000. С.301-326.

Харламов И.Ф. Педагогика. - М.,1998. С.327-348.

Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания.- М.,2005. Гл.8.

Дополнительная

Ежеленко В.Б. Методы воспитания в педагогическом процессе. – СПб.,1992

Маленкова Л.И. Воспитание в современном мире.- М., 1999, с.25-44

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.- М., 2004. Гл.10.

Сидоркин А.М.Методы воспитания //Магистр. – 1992. - № 1.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Проблема метода воспитания в педагогике.

2. Структура метода.

3. Различные подходы к классификации методов воспитания.

4. Характеристика средств и приемов.

Наши рекомендации