II. Создание условий для становления базовых интеллектуальных качеств личности

Среди интеллектуальных качеств,на­личие которых может стимулировать разви­тие интеллектуальных возможностей ребен­ка можно выделить такие, как любозна­тельность(способность активно реагиро­вать на новую информацию), критичность(способность фиксировать и разрешать про­тиворечия), креативность (способность со­здавать, формулировать и разрабатывать не­обычные, оригинальные идеи, а также ис­пользовать нестандартные способы деятель­ности), дисциплинированность ума (спо­собность строить свою интеллектуальную деятельность по плану), самоконтроль(спо­собность к самопроверке и самоинструкти­рованию), диалогичность (способность участвовать в совместных обсуждениях и вести диалог с самим собой).

Формирование указанных выше интел­лектуальных качеств предполагает сущес­твенную перестройку ментального опыта ребенка в направлении выстраивания про­дуктивного познавательного отношения к учебному материалу. Последнее предпол­агает, с одной стороны, готовность иметь дело с неожиданной, противоречивой ин­формацией, отсутствие страха при столкно­вении с необычными идеями, доверие к сво­им собственным умонастроениям и т.д. и, с другой стороны, направленность на само­регуляцию и самокоррекцию собственной интеллектуальной деятельности с соответ­ствии с объективными требованиями учеб­ной ситуации.

Одним из методических приемов, поз­воляющих создать условия для формирова­ния данных интеллектуальных качеств, яв­ляется прием введения в учебный текст пер­сонажей с четко определенными психоло­гическими ролями.

В учебной книге "Десятичные дроби в Муми-доме" (б класс) действуют герои, чье поведение имеет разный психологический смысл. Взрослые (Мумми-папа, Мумми-мама, Ондатр) направляют, поощря­ют, оказывают помощь. Дети (Мумми-троль, Снорк и другие) увлеченно изучают природу числа, при этом каждый делает это по-сво­ему. Наконец, самые маленькие герои (То-фела и Вифсла), как и положено малышам, не всегда сразу все понимают, часто оши­баются. Ребенок, читающий книгу, имеет возможность освоить разные варианты ин­теллектуального поведения.

В учебной книге "Положительные и отрицательные числа в театре Буратино" (6 класс) за каждым из героев также за­креплена конкретная психологическая роль. Так, Буратино отличает неуемная фантазия, он склонен задавать каверзные вопросы, ос­паривать, казалось бы, очевидное и выдви­гать неожиданные, рискованные идеи. Его психологическая роль – роль "возмутителя интеллектуального спокойствия". Напротив, другой герой – Сверчок – оценивает, опре­деляет направление дальнейшей работы, помогает подводить итоги и находить ошибки. Его психологическая роль – руководить, контролировать, и т.д.

В учебной книге "Знакомимся с ал­геброй" (7 класс) в разделе "Для тех, кто хочет вести секретную переписку с друзь­ями" появляется новый герой –Фома, "...личность весьма примечательная. Ниче­му на слово не верит, все пытается делать по-своему. Любит, с одной стороны, нахо­дить новые решения старых проблем и, с другой стороны, использовать старые зна­ния Для преодоления новых трудностей. Любит читать самые разные математичес­кие книги, разыскивать в них нестандартные ситуации и находить из них выход. А боль­ше всего любит сам такие ситуации созда­вать". (Знакомимся с алгеброй, 1994, с. 115), В частности, дети, занимаясь вместе с Фо­мой расшифровкой телеграмм, осваивают алгебраическую операцию над новыми объ­ектами – подстановками, хотя обычно изу­чение этого материала считается возмож­ным только на уровне студентов вузов с ма­тематической специализацией.

Таким образом, при работе с данными учебными пособиями ребенок перенимает типичные для тех, либо других персонажей познавательные позиции, привыкая строить свое познавательное отношение к учебной информации по примеру интеллектуального поведения героев.

Формированию базовых интеллектуальных качеств личности содействует, как нам ка­жется, и необычность самой формы изложения учебного материала, прихотливость сюжет­ных линий, многослойность содержания учебных пособий. Такого рода прием организации учебного текста – "текст в контексте" – также способствует ломке умственных стереоти­пов, приучая ребенка работать в нестандартном интеллектуальном режиме.

Наконец, значительная часть информа­ции в данных учебных текстах подается в форме диалога и через диалоговое взаимо­действие, благодаря чему ребенок учится учитывать точку зрения собеседника (героя с "другим" взглядом на учебную проблему), подбирать точные и понятные формулиров­ки для своих мыслей.

Предполагается, что к старшим классам диалог должен перерасти в гетеролог (спо­собность думать над проблемой в усло­виях существования множества точек зрения),который в свою очередь, должен в своем развитии перейти в способность к конструктивному монологу (способности обсуждать проблему с самим собой в режи­ме диалога и гетеролога).

Наши рекомендации