В педагогическом процессе

Семинар

(2 часа)

Цель:Сформировать у студентов-бакалавров представление о дифференцированном подходе в обучении как эффективном средстве его индивидуализации.

Занятие проводится в форме анализа видеоуроков и обсуждения педагогических ситуаций, вследствие чего создаются условия, позволяющие студентам-бакалаврам осмыслить влияние самооценки школьника на его познавательную деятельность; проанализировать возможности педагогической корректировки самооценок учащихся.

Опорные теоретические понятия:оценка, отметка, контроль, рефлексия, самооценка.

Вопросы для обсуждения:

1. Оценка и отметка в учебном процессе в их единстве и различии.

2. Оценивающая деятельность учителя на уроке как эталон оценивания и способ стимулирования рефлексии учащихся.

3. Педагогический смысл и способы организации оценочной деятельности учащихся на уроке.

4. Самооценка как личностное образование. Влияние самооценки школьника на его познавательную активность. Способы корректировки самооценки учащихся и стимулирования их самооценочных суждений в процессе познавательной деятельности.

5. Стимулирование рефлексирующей позиции учащихся на уроке.[2]

6. Педагогическая оценка в условиях разноуровневого обучения.

· Практические задания

1. Используя Программу наблюдения урока с точки зрения видов и способов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (См. Психолого-педагогическое образование: технологический аспект/ Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С. 51) и опираясь на видеоматериалы уроков, проанализируйте оценивающую деятельность учителя-предметника в ходе урока.

2. Проанализируйте оценивающую деятельность учителя-предметника в письменных работах учащихся.

3. Осуществите содержательную оценку письменной работы ученика.

4. На основе просмотренных видеоматериалов выявите наиболее яркие проявления самооценки школьников в познавательной деятельности.

5. Изучите материалы, предложенные в IV разделе «Методики изучения Я-концепции и личностных особенностей школьников» (См. Учебно-методическое пособие Психолого-педагогическое образование: технологический аспект / Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – С. 180-206). Используйте материалы раздела при анализе видеоматериалов.

· Обсуждение педагогических ситуаций

1. … Восьмиклассник явно разочарован «тройкой», полученной за устный ответ. Свою обиду он не преминул высказать учителю: «Вы всегда занижаете мне отметки, как бы я ни отвечал». Реакция учителя: «Меня, Антон, радует твоя неудовлетворенность результатом своей работы, ты действительно можешь учиться лучше.

Давай договоримся, на следующем уроке ты получишь шанс показать свои знания. Готовься. Оценивать будут ребята и ты сам. Договорились?» Как вы расцениваете речевую реакцию учителя? Достаточна ли она конструктивна? Как бы вы сами действовали в подобной ситуации?

2. … Обучая пятиклассников сотрудничеству на уроке, учительница русского языка предложила им поменяться работами и проверить, как выполнил задание товарищ. Ребята охотно берутся за проверку, находят и исправляют ошибки. Все довольны: ведь они действуют почти так же, как учительница. Но вот работы вернулись авторам, и в классе начинаются споры: почему кто-то что-то исправил, зачеркнул и т.д.

Имеет ли смысл организовывать такую работу на уроке в 5 классе? Если да, то, как предупредить конфликты, обеспечить сотрудничество, а не конфронтацию?

3. ... Учитель заранее предупредил 7-классников о предстоящей контрольной работе и сказал, что результаты ее очень важны при выставлении четвертных оценок. Идет контрольная. 15-ая минута. Учитель заметил, что ученик на второй парте списывает, пользуясь учебником.

Как будет развиваться ситуация, если учитель:

а) известен своей принципиальностью и строгостью и дети его побаиваются;

б) умеет поставить себя на место ученика;

в) всегда хвалил ученика, ставил его в пример другим;

г) знает, что за домашними заботами ученику не хватает времени, чтобы подготовиться.

· Задания для углубленного изучения темы

1. Напишите мини-сочинение-размышление «Как совершенствовать проверку и оценку процесса и результатов учения».

2. На основе своего ученического опыта покажите, когда оценочная деятельность педагога укрепляла в вас чувство самооценки, а когда – подрывала веру в свои силы. На этой основе сформулируйте правила собственных оценочных взаимоотношений с учеником.

3. Подумайте над вопросами:

- В какой взаимосвязи находятся дидактические понятия «контроль» и «проверка»?

- В чем состоят особенности педагогического взаимодействия учителя с учащимися при проверке знаний?

- Когда оценки и отметки утрачивают воспитательное значение?

Формы контроля:

- участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара;

- конспекты и выписки из рекомендованных материалов.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 2000.

2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. – М., 1984. – С. 11-67.

3. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности //Современная дидактика: теория – практике. – М., 1994. – Гл. 1У.

4. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова. – М., 2000.

5. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976.

6. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М., 1968.

7. Пидкасистый П.И. Опрос как средство обучения / П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. – М., 1999.

8. Психолого-педагогическое образование: технологический аспект. Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С.180-206.

9. Подласый, И.П. Новый курс: в 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. – М., 2005. – С. 544-570.

10. Скороходова, Н.Ю. Психология ведения урока / Н.Ю.Скороходова. – СПб, 2005.

11. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М., 1987. – Гл. Ш.

12. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Мн., 2002. – С. 229-238.

13. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе / Н.М. Яковлев, А.М. Сохор. – М., 1985. – С. 123-152.

Приложение 1.

Наши рекомендации