Школа и педагогика России в конце XX в

После распада СССР демокр. направление в педагогике и организации шк. обучение приобрело кач. другое толкование. Осн. задачи школы складываются из двух составляющих: обучение и соц. диверсификация. Второе подразумевает распределение учащихся по пр. и соц. слоям населения, причем результат его зависит от выбора, характера и качества деятельности самого учащегося.

В соотв. с этим значительно возросли права и свобода выбора граждан в направлении обучения, типов учебных заведений и т. д. наметилась глоб. тенденция совр. школы - усиление и усложнение диффер. подготовки в соотв. с интересами и склонностями учащихся. Одним из важн. направлений диверсификации совр. школы является обучение одаренных, талантл. детей и подростков, кот. при стандартном одинаковом ко всем подходе теряются в общей массе учеников и не имеют возможности реализовать и развить свои способности.

Другой вопрос диверсификации - обучение детей с отриц. отклонениями в физ. и умств. развитии. Особым направлением обучения является компенсир. обучение, направленное на помощь и выравнивание уровня подготовки отст. учеников. В совр. школе наблюдается тенденция к акт. применению методов сотрудничества и партнерства с педагогом и одноклассниками, что положительно влияет на самооценку ребенка, помогает ему поверить в свои силы. Стимулирует познав. и творческую активность.

Повышается возможность влияния учеников, педагогов и родителей на учебно-воспит. процесс. Осуществляется част. децентрализация шк. управления. Появляются частные учебные заведения. В реальности, получение жел. уровня образования является труднов. задачей. Причиной низкого уровня образованности населения является так же непр. идеология общества, культивирование иллюз. ценностей, соц. – экон. кризис страны.

Возникновение частных школ в начале 1990-х годов постепенно набирает темпы роста. Как правило, частные школы доступны лишь неб. элит. части населения, так как плата за обучение в них достаточно высока. С появлением частных школ возрождается возможность получения религ. образования. Гос. общеобраз. школы постоянно испытывают нужду в средствах, так как предусм. затраты на образование фактически не осуществляется. Это приводит к снижению фин. положения и, как следствие, соц. статуса учителя.

Стремление молодежи к получению образования, особенно высшего, на рубеже 1980-х - 1990-х гг. значительно ослабло, но к сер. 1990-х гг. постепенно начинает возрастать количество учащихся средних и высших учебных заведений. Растут конкурсы в высшие учебные заведения. Сформировалась и система общего образования, сост. из трех ступеней: начальная школа (3-4 года), школа основного общего образования (5-6 лет), средняя полная школа (1-2 школа).

След. звеном системы образования является общее проф. образование. Такое образование не является обязательным и направлено на приобретение учащимися какой-либо профессии в соотв. с их выбором. Высшая школа включает академии, университеты и институты. Число высших учебных заведений постепенно растет, как и число студентов.

В системе высшего образования постоянно осуществляются реформы, начатые в 1987 году. Они связаны с пост. прогрессом науки и техники, возникновением новых профессий и потребности общества в новых квалификационных качествах работников разных сфер деятельности. В связи с этим открываются новые гос. и частные учебные заведения, в уже существующих ВУЗах открываются новые факультеты и кафедры, программы обучения пополняются новыми курсами и факультативами.

Вся система образования России подчиняется Федеральному министерству, далее - органам управления субъектов Российской Федерации и местным муниципальным органам управления. В учебных заведениях действуют органы самоуправления, к которым относятся: совет школы, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. Федеральное министерство, как центральный пункт управления, обеспечивает целостность образования в стране и включает в программу основные, обязательные для изучения всеми гражданами России школьные дисциплины: русский язык, математика, информатика, физика и астрономия, химия.. На уровне конкретных учебных заведений принимаются решения о возможных профилях и специфике обучения, особенно большое значение углубленное профилирующее обучение имеет в старших классах

Социальный статус учителя в России довольно низкий, во многом это объясняется недостаточной заработной платой педагогического состава. Многие педагоги не обладают достаточным уровнем квалификации. Для частичного решения этих вопросов проводятся различные конкурсы различного уровня и масштаба, такие как "Учитель года". На государственном уровне предпринимаются попытки разработать программы подготовки учителей и преподавателей, адекватных сложившейся и прогнозируемой ситуации в системе современного образования. Одна из таких программ предложена В. А. Сластениным. Она построена на принципах проблемного обучения, которое предполагает приобретение и усвоение информации в условиях поиска выхода из сложившихся ситуаций. Важным условием наличия высокой квалификации учителя является его полное и глубокое владение предметом и способность донесения его содержания до учеников.

Государственное педагогическое образование получают в педагогических училищах и колледжах, педагогических институтах и педагогических университетах. Так же в стране действует система государственных учреждений по повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров.

Наши рекомендации