Тенденции развития образования
В XVII - XVIII вв. принцип сословности, в соответствии с которым наилучшие школы предназначались для дворянства и духовенства, становился все более ощутимым фактором снижения интеллектуального потенциала наций. Попытки реформировать образование на светских началах наталкивались на оппозицию церкви, оставшейся духовным и организационным центром школьного дела. Тем не менее, расширялись масштабы образования первого и второго сословий, а также верхов третьего сословия. В результате соперничества католической и протестантской церквей усложняются задачи и программы, повышается эффективность деятельности учебных заведений. Основным видом учебного заведения в системе повышенного образования стала школа классического типа, все больше отличавшаяся от прежних учебных заведений. Ее приоритетом постепенно сделался пересмотр содержания образования в пользу предметов реального цикла.
Устои феодальной школы постепенно разрушались. Увеличивался приток в учебные заведения детей третьего сословия (крестьян и горожан). Во Франции, например, такая категория составила к середине XVII в. половину учеников общеобразовательных заведений. Усилилось влияние светского образования, что выразилось в расширении программ “мирских дисциплин”, успешном соперничестве общинных школ с церковными. Так, в 1672 г. в Париже насчитывалось свыше 160 муниципальных начальных (малых) школ и только 40 приходских заведений элементарного обучения.
Элементарное образование. Развитие учреждений начального обучения в Западной Европе и Северной Америке представляло сложную картину борьбы нового со старым. В целом начальная школа не справлялась со своими задачами. Основная масса населения (прежде всего крестьяне) оставалась неграмотной. Правящие классы пренебрегали просвещением народа. Так, в Германии, где судьба начальных школ фактически полностью зависела от покровительства крупных землевладельцев и церковных властей, вопрос о сколько-нибудь систематической подготовке учителей, ликвидации неграмотности даже не ставился. В результате к концу XVIII в. читать и писать умела чуть больше трети населения Германии; несмотря на эдикты, предписывающие отдавать детей в школу, в действительности в лучшем случае ее посещал лишь каждый второй ребенок. При всех недостатках масштабы и эффективность начального обучения, тем не менее, неуклонно повышались.
Живительную струю в организацию школ начального обучения внесли представители движения Реформации в Германии, Англии и Северной Америке. Так, яркий образец программы элементарных школ, создававшихся деятелями Реформации, – Готский школьный устав (1642). Он сделался каноном для многих учебных заведений в Германии. Документ был выработан под заметным воздействием идей Я.А. Коменского и В. Ратке. Уставом планировалось обучение в трех классах: низшем, среднем и старшем. В первых двух классах по катехизису обучали родному языку (чтение, письмо), счету, церковному пению. В старшем классе к этому добавляли “мирские предметы”: изучение обычаев, начала естествознания, местной географии. Последние содержали знания о природе (почему молния видна раньше, чем слышится гром, и т.п.), о ведении хозяйства (советы земледельцу), первые сведения о судопроизводстве и собственности (что такое межа между частными владениями и др.). Преподавать “мирские предметы” надлежало, опираясь на наглядность и наблюдения; учитель должен был добиваться достижения учениками определенного уровня подготовки. Начальный возраст ученика определялся Готским уставом в пять лет; учиться школьник мог до тех пор, пока не сдавал экзамен (но не дольше, чем до 14 лет). Занятия шли круглый год, 5 дней в неделю (за исключением среды и субботы), по 6 часов ежедневно. В деревенских школах предусматривались шестинедельные летние каникулы, в городских – четырехнедельные. Всем предметам, кроме мирских, обучал один учитель – шульмейстер. “Мирские предметы” преподавали специальные учителя. Предполагалось поднять социальный статус учителя путем создания специальных учреждений подготовки шульмейстеров, введения постоянной оплаты учительского труда.
В Англии на протяжении XVII–XVIII вв. под эгидой англиканской церкви создавались благотворительные и воскресные школы для бедняков. Уровень подготовки в этих учебных заведениях элементарного образования был крайне низким: лишь некоторые выпускники могли с трудом читать религиозные тексты на родном языке.
В Северной Америке первые школы начального образования появились в общинах пуритан в XVII в. В 1647 г. в колонии Массачусетс был принят первый закон, регламентировавший программу и деятельность таких школ в духе Реформации.
В XVII-XVIII вв. католические монархии и римская церковь заметно активизировали свою деятельность в сфере элементарного образования. В значительной степени это было продиктовано стремлением противостоять влиянию Реформации. Пример такой политики – начальная школа Франции. Под нажимом католиков во Франции было сорвано соблюдение Нантского эдикта 1508 г. (отменен в 1685), вследствие чего гугеноты лишились возможности создавать свои учебные заведения. Одновременно королевские власти и католический клир насаждали католические начальные школы. Была основана упомянутая выше семинария св. Шарля, которая готовила преподавателей для школ бедняков. Появились и первые руководства, адресованные этим преподавателям: “Христианские нравственные мысли для образования детей” “Приходская школа или Способ обучать в малых школах” и др. В конце XVII в. появились первые уставы католических начальных школ. Эти документы пронизаны авторитарным и консервативным духом: запрещаются смешанные школы, подчеркивается необходимость телесных наказаний (“розга необходима, ибо рождает мудрость”). Но в них чувствуется и влияние новых дидактических идей (“дети усвоят хорошо текст лишь тогда, когда прочтут его самостоятельно”).
Руководство католической церкви во Франции подхватило идею распространения образованности. В одном из кардинальских посланий (1698) провозглашалась необходимость для всех французов (для знати – обязательность) обучения. В документе регламентировались подотчетность церковных школ элементарного обучения, ежегодные суммы вознаграждения учителям – женщинам и мужчинам. Французский епископат, заботясь о своем влиянии на воспитание и обучение, призывал верующих укреплять в детях религиозные чувства.
Активную деятельность в сфере элементарного образования во Франции развернула католическая конгрегация “Братьев христианских школ”. Первая школа конгрегации появилась во Франции в 1679 г. Спустя сорок лет подобные школы действовали в 22 городах. К 1789 г. в учебных заведениях “Братьев...” насчитывалось до 36 тыс. учащихся в 116 городах. Обучение было бесплатным. В классах занималось до 100 учеников. Вместо индивидуального применялся метод фронтального обучения. Они овладевали началами чтения и письма на французском языке, правилами арифметики, заучивали псалмы, иногда учились читать по латыни. Впрочем, далеко не все осваивали подобную программу, поэтому тех школяров, которые овладевали искусством выводить буквы, награждали громким титулом “писателя”.
Состояние общего образования. Существенные изменения претерпело в Западной Европе и Северной Америке в XVII–XVIII вв. полное общее образование. Главным видом такого образования становится учебное заведение классического типа: в Германии – городская (латинская) школа и гимназия, в Англии – грамматическая школа, во Франции – коллеж. Эти учреждения впитали идеи Возрождения, Реформации и Просвещения. Вместе с тем в их деятельности получила отражение и консервативная традиция. Они предназначались для имущих слоев общества. Нередко находились на содержании государства.
В Германии на протяжении 1600-х гг. было учреждено свыше 100 городских школ. Многие из них впоследствии были преобразованы в гимназии. В конце 1700-х гг. в одной лишь Пруссии насчитывалось до 380 городских школ и гимназий. В программах этих заведений происходили заметные перемены. На первых порах основная часть учебного времени отводилась изучению античных языков и литературы. Но уже в первые десятилетия XVIII в. эти предметы занимали лишь половину учебных часов. Одновременно (хотя бегло и в малом объеме) преподавались история, география, математика и естественные науки.
Воспитание в городских школах было пропитано религией. Учащиеся тщательно и систематически изучали катехизис. Городские школы и гимназии нередко оказывались инструментом воспитания малоинициативного, законопослушного, богобоязненного поколения. Заявляя об этих задачах, представители церкви подчеркивали: “Тот лучший подданный, кто больше верует, и тот наихудший, кто больше рассуждает”.
Постепенно в городских школах и гимназиях расширялось светское образование. Так, в результате реформы в Пруссии (1787) произошли изменения программ городских школ и гимназий, приведшие к заметному возрастанию доли естественнонаучных дисциплин. Управление учебных заведений школ перешло от консистории в ведение светской королевской власти.
В Англии среди грамматических школ особо выделялись большие публичные школы, которые предназначались для аристократической элиты. Эти учебные заведения, в общем, насчитывали не более 3-х тыс. учащихся. По составу учеников, программам, предназначению публичные школы отличались друг от друга. Итонская школа, например, поддерживала традиционные связи с монархией, Вестминстерская - с государственными торговыми учреждениями Лондона и юристами. В относительно новой публичной школе Харроу (создана в XVIII в.) жил дух либерализма и симпатий к идеям Французской революции.
В классах публичных школ господствовала жесткая дисциплина. Но после учебных занятий юноши пользовались полной свободой. Им разрешалось выбирать из своей среды лидеров, общаться с местным населением. Бытовые условия и нравы питомцев публичных школ были столь непритязательны, что приводили в ужас некоторых чувствительных родителей. Считалось, однако, что подобная обстановка учит аристократов искусству выживания, умению постоять за себя.
Грамматическая школа являлась учебным заведением классического образования, основанного, прежде всего, на программе древних языков и литературы. Но на исходе 1700-х гг. такая традиция была нарушена. Во второй половине XVII в. “Незримой коллегией” (позже “Королевское общество”) были созданы учебные заведения, где давали практически полезные знания и умения. Появляются так называемые новые школы. В этих учебных заведениях, а также в ряде частных грамматических школ, где учились дети торговцев, банкиров, духовенства, мелкопоместных дворян, было введено более обширное преподавание дисциплин естественнонаучного цикла, современных языков, истории, географии. Больше внимания стало уделяться изучению необходимых в коммерции знаний по математике и бухгалтерии. Публичных школ эта реформа не коснулась.
Во Франции основным типом общеобразовательного учреждения на рубеже XVII–XVIII вв. становится коллеж. В конце 1700-х гг. в стране насчитывалось 562 коллежа с 73 тыс. учащихся. Интересный педагогический опыт оставили коллежи двух подтипов: Пор-Рояля и «Оратории».
Первая школа Пор-Рояля была открыта в 1637 г. в предместье Парижа, носившем такое же название. При реорганизации обучения были использованы мысли Р.Декарта. Школы просуществовали до 1661 г., а затем были закрыты королевским указом в результате интриг иезуитов, видевших в этих учреждениях опасных конкурентов. Учениками школ были ставшие затем известными всему миру ученые и писатели: Б. Паскаль, Ж. Расин и др. Классы в учебных заведениях Пор-Рояля были небольшими – 5–6 учеников на одного - двух учителей. Педагоги отрицательно относились к оценкам, полагая, что они побуждают школяров к нездоровому соперничеству. Особое внимание уделялось религиозному воспитанию: “Мало говорить, много терпеть, еще больше молиться.” Школы размещали в стороне от городской суеты, ближе к природе. Педагоги Пор-Рояля ставили цель формировать, прежде всего, рассудочного мышления. Вот почему считалось необходимым большую часть занятий направлять на развитие способности к суждениям. Но это не значило, что учителя пренебрегали упражнениями памяти учащихся. Школяры заучивали значительный объем учебного материала, но нагрузки были посильными, т.е. упражнения соответствовали умственным возможностям каждого. Школы давали элементарное, общее и частично высшее образование. В курс входили французский язык, древние и новые языки, история, география, математика, риторика, философия. Программа школ была шагом в модернизации образования. Родной язык оценивался как первооснова обучения, что выглядело новшеством на фоне тогдашней практики школьного образования. Полная программа предназначалась мальчикам и юношам. Девочек обучали по более простому курсу: катехизису, чтению, письму. В женских школах Пор-Рояля царил аскетический режим послушания и воздержания.
Коллежи “Оратории” возникли одновременно с основанным в 1611 г. орденом того же названия. В 1719 г. насчитывалось уже свыше 20 школ “Оратории”. Особым влиянием они пользовались в 1760-х гг. В этих заведениях готовили по преимуществу приходских кюре. В центре программы были изучение религиозных догматов, античная литература и древние языки. Кроме того, давались некоторые сведения из естественных наук. Не поощрялось схоластическое обучение - “пустопорожние рассуждения”. Коллежи “Оратории” шли по пути реформы содержания образования. Отечественные язык, литература и история являлись основой обучения. Французский язык и литература были обязательными дисциплинами на протяжении всего курса преподавания. Более заметное место, чем в других коллежах, занимали дисциплины современного цикла: естественные науки, математика, история и география. В коллежах изучали труды Декарта и французского Просвещения. Одним из лучших учебных заведений слыл созданный “Ораторией” коллеж Жюйи, где помимо указанных новшеств, практиковались более короткие поурочные и ежедневные занятия. Циклу дисциплин обучал один преподаватель. Устраивались дополнительные занятия, вести которые приглашали специалистов. Опыт школ Пор-Рояля и “Оратории”, оставил заметный след и в дальнейшем был осмыслен и использован во Франции при реформировании национальной системы образования.
Высшее образование. Университеты и другие высшие школы Запада в начале Нового времени вступают в важный этап развития. В Западной Европе и Северной Америке постепенно меняются приоритеты высшей школы: от классического греко-латинского образования к образованию, основанному на новом научном знании.
В Англии в русле подобных тенденций в высшем образовании усиливается противостояние традиционного и нового. О кризисе консерватизма свидетельствует устойчивое снижение числа студентов старых факультетов Оксфорда и Кембриджа, которые оставались оплотом традиционного классического образования, основанного на изучении латинской и древнегреческой литературы. В этих обстоятельствах открывались факультеты (колледжи) нового образования в Оксфорде и Кембридже и одновременно росла популярность возникавших частных колледжей высшего образования, где давали новое знание: современные языки, история, география и т.д.
Во Франции подобные перемены проявились в нараставшей критике консерватизма университетов (Сорбонны в первую очередь), которые становились все более непроницаемыми для гуманистических идей Просвещения. Новые педагогические веяния нашли поддержку в высших учебных заведениях католических конгрегаций и нескольких государственных научных центрах, прежде всего в Королевском коллеже (будущий Коллеж де Франс) (основан в 1530 г.). Так, в Королевском коллеже преподавались не только дисциплины классического образования, но также новая философия, медицина, математика, востоковедение. Соперничество Сорбонны и Королевского коллежа завершилось в 1773 г. временным успехом консерваторов: коллеж был присоединен к университету. Однако деятельность Королевского коллежа, а также академий естественных наук ( создана в 1666 г.) и медицины ( создана в 1776 г.) покончила с монополией Парижского университета на высшее интеллектуальное образование, содействовала развитию и распространению научных знаний.
Новые веяния затронули и высшее образование в Северной Америке. По образцу Кембриджа в Северной Америке был учрежден Гарвардский колледж (1636), который заложил основы высшего образования в Америке. В программе Гарварда преобладали элементы классицизма. Вместе с тем деятельность колледжа в духе новой образованности ориентировалась на научные и практические знания. В Гарварде изучали труды Коперника, давали знания по навигации, растениеводству, метеорологии и пр.