Как воспринимать Ребёнка

Ш.А. АМОНАШВИЛИ «ШКОЛА ЖИЗНИ»

(Фрагменты книги)

О Школе Жизни

Иные особо организованные школы, имеющие свою теоретическую базу или определенную специфику, отличную от обычных школ, и в прошлом, и в наши дни носят разные названия. Так, в педагогическом мире существовали и существу­ют: "Школа радости", "Школа "Бодрая жизнь", "Вальдорфская школа", "Школа Френе", "Школа самоопределения", "Школа жизни", "Школа завтрашнего дня", "Школа Сухомлинского", "Школа Щетинина" и т.д. Естественно, что шко­лы со специальными уклонами тоже имеют свои названия, вроде "Гуманитарная школа", "Музыкальная школа", "Мате­матическая школа", "Экономическая школа" и др.

Название "Школа Жизни" не есть изобретение автора, однако его содержание в том виде, в каком оно излагается в этом Трактате, специфично и отличается от содержания раз­ных названий школ. Для пояснения специфики Школы Жизни следует обратиться к базовому понятию Школа жиз­ни в нашей трактовке.

Во-первых, о самой Школе. Содержание понятия Школа связывается нами с изначальным семантическим значением этого слова. Школа (лат. скале) означает скалистую лестни­цу, ступеньки которой ведут вверх. Понятие это имеет рели­гиозно-духовное происхождение, и в нём мыслится процесс становления, совершенствования, восхождения души и ду­ховности человека: Школа (скале) есть скалистые, трудные, требующие силы воли, усердия, преданности, ступеньки лестни­цы восхождения, возвышения души. А носителем скале является учитель, то есть учитель и есть школа, школа в нём, а не вне его. Школа трактуется также как дом радости (греч.), но это не опровергает сложность восхождения по скале, ибо истинную радость можно пережить только в процессе пре­одоления трудностей, в процессе восхождения.

Из современного значения Школы утеряна суть духовно­сти и суть радости, и "школа" стала названием учебного за­ведения, вооружающего подрастающее поколение знаниями и умениями. Не подвергая сомнению значимость знаний в становлении личности ребёнка, тем не менее смею утверж­дать, что качества знаний, ценность идей, мыслей и деятель­ности человека, возникающих на базе знаний, определяются не только истинностью самих знаний, но их духовной насы­щенностью, личностным отношением человека к знаниям.

Надо ли утверждать, что для общества крайне опасно да­вать безнравственному, бездуховному, бессердечному, злому человеку современные высшие знания о законах природы и веществ, психики и Вселенной.

В базовом понятии гуманно-личностной педагогики воз­рождается суть духовного развития и становления растущего человека, суть трудности пути такого становления, и мыслит­ся, что всё остальное содержание в виде знаний и умений должно быть им усвоено на почве духовности и нравствен­ности.

А теперь о Школе Жизни.

Жизнь есть всеначальная сила возникновения и развития всего сущего, всей природы и, разумеется, человека и чело­веческих сообществ тоже. В бесконечной цепи развития жиз­ни на Земле существуют и конкретные исторические эпохи, характеризующиеся определёнными качествами. В развитии человеческих сообществ (государств, наций, народов) возникают исторически сложившиеся условия, предопределяющие качества настоящего и будущего.

Носителем изначального импульса жизни является вся Природа, вся Вселенная, каждое их конкретное проявление, разумеется, и сам человек. Жив тот, кто хочет жить. Человек есть носитель сознательного, осознанного им импульса жизни.

Таким образом, в человеческих сообществах условия или качества настоящей, современной ступеньки жизни и её про­явления в будущем не есть независимая от самих людей действительность. Жизнь будет крепнуть идеями общежития. Осознавая в себе импульсы жизни и руководствуясь идеями общежития и сотрудничества, люди могут целенаправленно менять условия жизни, улучшать её качество и тем самым менять самих себя — совершенствовать свою духовность, свои знания, расширять грани своих возможностей. Чем бо­лее целенаправленно и согласованно они будут мыслить, действовать, трудиться, творить, тем большего успеха достиг­нут в улучшении жизни и раскрытии своей человеческой и личностной природы, в познании самого себя.

Исходя из этого, гуманно-личностная педагогика прини­мает классическую формулу, гласящую, что Ребёнок не толь­ко готовится к жизни, но он уже живёт.

Как водопад мчится жизнь, но не многие замечают это движение. Надо открыть Ребёнку саму жизнь, помочь ему ве­сти наблюдения над явлениями жизни, черпать из них опыт для её улучшения, выбрать в ней верный путь. Нужно также, чтобы Ребёнок постиг закон о бесконечности жизни, о бес­смертии и по мере взросления всё больше задумывался над вопросом: "Зачем я живу?" А в поиске ответа приходил к выводу: "Чтобы познавать и совершенствоваться, утверждая благо и способствуя эволюции человечества".

Система гуманно-личностного подхода вдохновляет учи­теля на создание такого образовательного процесса, в кото­ром Ребёнок в самой жизни научается менять, улучшать, со­вершенствовать условия этой жизни, повышать её качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. Ис­точником такого стремления должна стать высокая духов­ность.

Понятие Школа Жизни, выносимое в качестве названия школы гуманно-личностной направленности, вбирает в себя именно это содержание. Отсюда и принцип, который явля­ется стержнем образовательного процесса в Школе Жизни: развивать и воспитывать в Ребёнке жизнь с помощью самой жизни.

Как воспринимать Ребёнка

Гуманно-личностный образовательный процесс должен быть пронизан учительским оптимизмом в отношении Ребён­ка, то есть в отношении каждого конкретного ребёнка. Учи­тель сам верит в формулу "Он всё может" и вселяет эту уве­ренность в Ребёнка. Он поощряет детей стремиться к само­воспитанию, к выработке воли и характера, к обогащению и расширению духовного мира, к трудностям в развитии и ус­воении знаний, ставит перед ними общие и индивидуальные цели.

Оптимизм учителя в отношении детей зависит от его философского восприятия Ребёнка. Кем является Ребёнок для учителя? Если Ребёнок для него только ученик, вос­питанник, который обязан, в силу социальной обуслов­ленности, усваивать знания и нравственные ценности, то сила оптимизма в образовательном процессе гаснет, и учителю не раз покажется тот или иной ученик, отстаю­щий от других и ведущий себя безалаберно, безнадёжным. Чтобы не допустить даже такой мысли у учителя, не гово­ря уже о проявлении соответствующих ей отношений к та­ким детям (жалость, грубость, попытки избавиться), он должен быть вооружён, так сказать, педагогической верой, которая будет руководить им и питать его оптимизм. В чём заключается суть этой веры, суть восприятия Ребёнка учителем?

Сперва следует сказать о том, что педагогика, как важ­нейшая форма общечеловеческого и общественного мыш­ления и деятельности людей, есть сложное, многогранное явление: она есть и наука, и искусство, и философия, и не обходится она в своей основе без таких постулатов, в кото­рые надо верить, ибо невозможно их доказать научно. В пе­дагогике, как общечеловеческой и общественной форме мыш­ления и тем более деятельности людей, доля научно обосно­ванных закономерностей и потому точных суждений и дейст­вий крайне ограниченна. Проблема усугубляется тем, что учителя, которые ведут педагогическую деятельность и со­здают практику, не всегда вооружены полным набором этих научных знаний. В этой важнейшей сфере человеческой в об­щественной жизни огромную роль играют творческий опыт, интуитивные решения (их можно назвать интуитивной педаго­гикой), вековая мудрость. Всё это приобретает свою значи­мость для конкретного учителя в зависимости от того, во что он верит в Ребёнке.

Трактат строится на фундаментальных допущениях, фунда­ментальных аксиоматических началах, составляющих Истину для Мировых Религиозных Учений и Предмет для многих ду­ховно-философских учений. Суть их складывается в следую­щих трёх положениях:

— душа человека есть реальная субстанция;

— она устремлена к вечному восхождению и совершенст­вованию;

— земная жизнь есть отрезок пути восхождения. Из этих допущений выводятся три постулата в качестве веры учителя в Ребёнка.

Первый постулат:

Ребёнок есть Явление в нашей земной жизни, а не случай­ность. Он рождается потому, что должен был родиться, он является как бы на зов людей; человек рождается для чело­века, люди нужны друг другу, нуждаются друг в друге, ибо они творят друг друга и самих себя тоже.

Второй постулат:

Ребёнок как явление несёт в себе свою жизненную задачу, жизненную Миссию, которой он должен служить. Это его служение, его Миссия обращены на благо людей — на близ­ких и родных, на знакомых и незнакомых, на нынешние и будущие поколения, на планетарную эволюцию. Есть люди — носители великих миссий для человечества. Раскрытие и утверждение таких миссий связано с содействием других людей. Каждый человек есть путь в жизни для другого. Так, Пушкин был явлением. Он нёс в себе Миссию создать вели­кое творческое наследие для многих поколений людей. И ня­ня Пушкина тоже была явлением и тоже несла в'себе Мис­сию дать искры творчеству. Именно в этом смысле можно го­ворить о проявлении и утверждении личности.

Третий постулат:

Ребёнок несёт в себе величайшую энергию Духа. Он как существо космическое, как микрокосмос вынашивает в себе могущество и безграничность макромира и устремлён к объ­ятию этого мира. Он как человек стремится стать богочеловеком. Эти устремления к одухотворению своей сущности Ребёнку присущи изначально. Чувство владения неограничен­ной энергией Духа питает все высшие устремления Ребёнка.

Таким образом, учителю надо верить, что Ребёнок есть Яв­ление, он несёт в себе свою жизненную Миссию, наделён ве­личайшей энергией Духа. Такая вера в Ребёнка заполнит об­разовательный процесс оптимизмом, обеспечит учителя принципами творческого терпения, уважения и утверждения личности в Ребёнке, преданности Ребёнку и ответственности за судьбу Ребёнка.

Вера есть предчувствие знания; её постулаты не поддают­ся или не всегда поддаются научному доказательству. Лишь мудрость интуиции должна подсказать, насколько вера есть оправдание деятельности, а деятельность — углубление веры. Учитель, не веря в силу и могущество Ребёнка, будет не в со­стоянии строить оптимистический, гуманный педагогический процесс. Найдёт ли Ребёнок себя в жизни, сможет ли он проявить свою личностную диспозицию, не исказится ли его судьба, — всё это будет во многом зависеть от того, насколько процесс образования соответствует его внутренним устремлениям.

Пусть учитель черпает силы для своей веры в Ребёнка и ответственности за его судьбу из приведённых ниже высказываний Христа. Эти же самые высказывания могут питать его возвышенные представления о Ребёнке.

«В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Моё, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской... Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Не­бесного... Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (От Матфея Святое Благовествование).

Наши рекомендации