Занятие 5. что значит, слышать чувства?
(ПРОВОДИТСЯ СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ)
Цель: Осознать необходимость прислушиваться не только к словам ребёнка, но и к его чувствам.
Содержание:Приветствие всех членов группы. Обсуждение в форме общей дискуссии домашнего задания.
Игра «Изобрази чувство»: вызывается кто-либо из участников группы и ему (так, чтобы не слышали окружающие) называется какое-либо чувство (обида, злость, радость и т.д.). Игроку необходимо изобразить это чувство без слов так, чтобы окружающие догадались, что изображается. Далее участникам предлагается разбиться на две группы. Одна группа называет положительные эмоции, другая –отрицательные. Выигрывает та группа, которая назовёт больше эмоций.
Упражнение «Слушать чувства»
Дети сообщают взрослым больше, чем просто слова или идеи. За словами лежат чувства. Ниже приводятся некоторые типичные детские сообщения. Прочтите каждое внимательно, стараясь услышать выраженные в них чувства. Напишите в колонке справа чувство или чувства, которые вы услышали, это может быть одно или несколько чувств –напишите все основные чувства, которые вы услышали в данном сообщении. Результаты обсуждаются в коллективной дискуссии.
Пример: Я не знаю, что тут неверно. Я не могу понять. Может быть, бросить все это.
а) поставлен в тупик;
б) разочарован;
в) желание все бросить.
1. Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора.
а) гордость;
б) приятно;
2. Ты будешь держать меня за руку, когда мы пойдем в детский сад?
а) страх, боязнь.
3. Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.
а) Скучно, поставлен в тупик.
. Я никогда не буду лучше, чем Петя. Я делаю, делаю, а он все равно лучше меня.
а) чувство неадекватности;
б) обескуражен.
5. Новая воспитательница задает слишком много на дом. Я никогда не могу все сделать. Что мне делать?
а) чувство затруднения;
б) чувствуй свое поражение.
6. Все дети пошли к морю. Мне не с кем играть.
а) оставленный, покинутый;
б) одиночество.
7. Ивану родители разрешили поехать на велосипеде в детский сад, а я езжу лучше него.
а) чувство родительской несправедливости;
б) чувство компетентности, уверенность в своих способностях.
8. Мне нельзя было быть таким нечестным (жадным) по отношению к маленькому Данилу. Я плохо поступил.
а) чувство вины;
б) сожаление о своих действиях.
9. Я хочу носить длинные волосы - это ведь мои волосы?
а) сопротивление вмешательству родителей.
10. Как ты думаешь, я правильно отвечаю на занятиях?
а) сомнение;
б) неуверенность.
11. Я сам могу это сделать. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, могу делать это сам. а) чувство компетентности;
б) нежелание принимать помощь.
12.Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. Вам наплевать на то, что со мной случится.
а) боль;
б) злость;
в) чувствует, что его не любят.
13. Одно время у меня хорошо получалось, а сейчас хуже, чем раньше. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?
а) разочарование;
б) желание все бросить.
14. Я бы хотел пойти, но боюсь ей позвонить. А если она засмеет меня, что, я ее пригласил?
а) хочет пойти;
б) боится.
15. Я больше никогда не буду играть с Н. Она –... (ругательства).
а) злость.
16. Я рад, что мои родители - ты и папа, а не другие.
а) благодарность, радость, довольство;
б) одобрение, высокая оценка родителей.
17. Я, кажется, знаю, что мне делать, но, может быть, это неправильно. Я всегда делаю что-то неправильно. Что мне делать, папа, –работать или учиться в институте?
а) неуверенность, сомнения.
Ведущий заостряет внимание группы на необходимости понимания чувств и эмоций ребёнка. Предлагает высказать своё мнение и организует групповую дискуссию по следующим фразам:
Ребёнка постоянно критикуют –он учится ненавидеть. Ребёнок растёт в упрёках - он учится жить с чувством вины. Ребёнка высмеивают –он становится замкнутым. Ребёнок живёт во вражде –он учится быть агрессивным. Ребёнка хвалят - он учится быть благодарным. Ребёнок растёт в безопасности –он учится верить в людей. Ребёнка поддерживают –он учится ценить себя. Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии –он учится находить любовь в этом мире. Чувства проявляет не только ребёнок, но и взрослый по отношению к ребёнку.
Домашнее задание. Записать в дневнике оскорбительные слова, которыми вы в порыве гнева называли или называете вашего ребёнка. Перечеркнуть их жирной чертой и рядом записать нейтральные слова, которые, с одной стороны, помогут вам освободить свой гнев, а с другой –не позволят унижать личность ребёнка.
ЗАНЯТИЕ 6. «КОНФЛИКТ»
Цель. Познакомить участников занятия с понятием «конфликт» и возможными путями его преодоления.
Содержание: Приветствие всех участников группы.
Игра «Ассоциации». Каждому участнику предлагается назвать свои ассоциации со словом конфликт. Например: ваши ассоциации. Какого цвета «конфликт»? С каким животным вы ассоциируете «конфликт»? С каким цветком? и т.д.
Далее происходит обсуждение домашнего задания. Участники занятия обсуждают записи в своих дневниках.
Ведущий предлагает участникам порассуждать на тему «Что такое конфликт и откуда он появляется?». Критическим фактором в любом взаимоотношении является то, как разрешаются конфликты, а не то, сколько их возникает. Существуют три способа разрешения конфликта
. Неконструктивный способ – «выигрывает только родитель». Ограничение или пассивность детей.
. Неконструктивный способ – «выигрывает только ребенок». Негодование исходит от ребёнка по отношению к родителям.
Конструктивный способ – «выигрывают обе стороны»: и родитель и ребёнок. Активное слушание и Я-сообщение.
Гордон Т. предлагает шесть шагов (этапов) беспроигрышного метода.
.Идентифицировать и определить конфликт.
.Выбрать возможные альтернативные решения.
.Оценить альтернативные решения.
.Прийти к выводу о наилучшем, наиболее приемлемом решении.
.Выработка путей воплощения этого решения в жизнь.
.Проследить и оценить, как это решение работает.
Есть несколько ключевых моментов, о которых нужно помнить на каждом этапе; это позволяет избежать трудности и неудачи.
Этап 1. Идентифицирование и определение конфликта.
Что нужно помнить:
.Выберите время, когда ребенок не занят, чтобы он не сопротивлялся тому, что его перебивают или откладывают его дела.
.Скажите ему ясно и убедительно, что есть проблема, которая должна быть решена. Не нужно употреблять неэффективные заявления типа «Не хочешь ли ты решить проблему?» или «Я думаю, это хорошая мысль - попытаться решить это».
.Скажите ребенку ясно и твердо и так сильно, как вы чувствуете и совершенно точно, что вы чувствуете, и какие ваши потребности не удовлетворены или что беспокоит вас. Здесь чрезвычайно важно посылать Я –сообщение. (Мне не нравится, когда я вижу, что кухня, которую я убрала, вся захламлена, после того, как ты пришел из школы и обедал там.)
.Избегайте сообщений, которые принижают или порицают ребенка («Ты неряшлив», «Ты неосторожен с моей машиной» и т.п.).
.Дайте ясно понять, что вы хотите, чтобы дети присоединились к вам в поиске решения, приемлемого для обоих, где никто не проиграет, и потребности сторон будут удовлетворены. Весьма важно, чтобы дети поверили в вашу искренность в том, что вы хотите найти беспроигрышное решение.
Этап 2. Генерирование возможных решений.
На этом этапе ключевым является генерирование различных решений. Родитель может предложить подумать о возможных решениях.
Что здесь может помочь:
.Постарайтесь сначала получить решение от ребенка - свое вы можете добавить позже.
.Наиболее важно не оценивать, не судить предлагаемое решение. Для этого найдется время на другой фазе. Примите все идеи. Для сложных задач лучше записать все решения.
.Старайтесь на этом этапе не делать никаких замечаний по поводу того, что какое-либо решение вас не устраивает.
.Используйте метод для решения проблемы, в которой участвуют несколько детей, и если кто-то из них не предлагает решения, побуждайте его сделать это.
.Старайтесь искать альтернативные решения до тех пор, пока нельзя будет предложить ничего нового.
Этап з. Выбор альтернативных решений.
Круг решений обычно сужается до 1-2-х. Здесь родители должны помнить, что нужно честно выражать свои чувства («Мне это не нравится», «Это меня не удовлетворяет».)
Этап 4. Выбор наилучшего решения.
.Проверьте, что чувствуют дети по поводу оставшихся решений («Годится ли это?», «Все ли довольны?»).
. Но думайте о решении как обязательно, об окончательном, что его невозможно изменить. Можно сказать: «Давай попробуем это и увидим, годится ли это».
.Если решение требует ряда шагов (выполнения пунктов), хорошо записать их, чтобы не забыть.
.Убедитесь, что достигнуто ясное понимание того, что каждый берет обязательство выполнять решение.
Этап 5. Воплощение решения.
После принятия решения потратьте время на то, чтобы определить, как решение будет выполняться: кто, что и когда будет делать.
Этап 6. Последующая оценка.
Не все решения, принятые этим методом, оказываются хорошими. Иногда приходится спрашивать ребенка, доволен ли он решением. Иногда дети берутся за решение, которое им потом трудно выполнить. Иногда родители не могут по тем или иным причинам продолжать «сделку». Иногда первоначальное решение должно быть заменено.