Типы государственных учреждений для умственно отсталых детей 2 страница

Большая часть лекотек в европейских странах интегрирована в
крупные абилитационные центры, которые обеспечивают комп-
лексное (медико-социально-психолого-педагогическое) обслужи-
вание семей и детей с отклонениями в развитии. Специфическая
особенность лекотек состоит в равноправном сотрудничестве про-
фессионалов и родителей.

Уже достаточно продолжительный опыт деятельности лекотек
убедительно свидетельствует о том, что оптимальной ситуацией
для полноценного развития ребенка является его пребывание в
семье. Необходимое условие успешности всего воздействия — ак-
тивное включение родителей в абилитационный процесс, орга-
низуемый специалистами. В компетенцию специалистов входит не
только стимуляция развития ребенка в ходе специальных игр и
занятий, отслеживание динамики его развития, но и целенаправ-
ленное обучение родителей способам специфического взаимодей-
ствия с ребенком в повседневной жизни семьи. В процессе регуляр-
ных встреч в неформальной обстановке лекотек специалисты через
различные формы обучения детей и родителей фиксируют значи-
мые параметры развития ребенка, помогают создавать в условиях
семьи специальную развивающую среду, а при необходимости свя-
зывают родителей с соответствующими медицинскими, образова-
тельными учреждениями. В их компетенцию входит также коррек-
ция семейных взаимоотношений. Подобный вид деятельности для
отечественной практики образования является инновационным и
предполагает иной тип организации педагогического процесса,
основанного на привлечении параспециалистов в лице родителей.

Критериями эффективной деятельности лекотек признаются:

- рост востребованности услуг со стороны родителей, педаго-
гов, детей;

- увеличение перечня проблем, в отношении которых может
оказываться квалифицированная помощь;

- качественное улучшение показателей развития ребенка неза-
висимо от степени ограничения жизнедеятельности;

- нормализация внутрисемейных отношений;

- расширение социальных контактов семьи;

- повышение компетентности родителей, педагогов и других
участников процесса в решении проблем раннего детства.

Практическое применение нового междисциплинарного зна-
ния, создание на государственном уровне в странах Запада систе-
мы раннего вмешательства отражают одно из успешно развиваю-
щихся направлений деятельности ученых и педагогов последней
четверти прошлого столетия. Реализация вариативных программ
раннего вмешательства не только позитивно повлияла на разви-
тие системы специального образования, но, прежде всего, ко-
ренным образом изменила жизнь людей с отклонениями, полу-
чивших возможность стимуляции развития уже в раннем возрасте.

Подтверждает это, прежде всего, удивительный прогресс в
повышении уровня независимой жизни людей с различными фи-
зическими и психическими ограничениями. Благодаря примене-
нию программ ранней помощи люди с интеллектуальными и фи-
зическими нарушениями в западных странах теперь живут несрав-
ненно полноценнее, чем 30 — 40 лет назад. Сравнительные иссле-
дования зарубежных ученых показали, что систематическая ран-
няя педагогическая помощь ребенку в условиях семьи с вовлече-
нием родителей в процесс абилитационной работы не только
выводит на качественно новый уровень сам процесс развития ре-
бенка, но и в значительной мере определяет прогресс интеграции
в общество человека со специальными потребностями как его рав-
ноправного члена.

Исследования свидетельствуют также о том, что ранняя по-
мощь в рамках семейно-центрированных программ, активная сти-
муляция развития ребенка позволяют в среднем на 50% снизить
число детей, имеющих различные дефекты и находящихся в груп-
пе риска по инвалидности.

Одним из следствий такого прогресса является то, что в запад-
ных странах подавляющее большинство детей с инвалидностью
воспитываются в условиях семьи (родной, ее заменяющей, спе-
циально организованной), а не в специальных учреждениях вне
дома. На всех этапах жизни дети (и семьи) находятся под патрона-
жем специалистов, организующих процесс сопровождения этих
людей в образовательном и социальном пространстве. Будучи пол-
ноправными членами общества, дети, подростки, взрослые с
ограниченными возможностями могут так же, как их здоровые
сверстники, вести активный образ жизни — учиться, работать,
отдыхать.

1.2.3. Становление системы ранней помощи в России

В нашей стране становление системы ранней комплексной по-
мощи сегодня является одним из приоритетов, определяющих
дальнейшее развитие системы специального образования. Инно-
вационный подход к формированию новой модели комплексной
поддержки ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи
предполагает активное (субъект-субъектное) взаимодействие в аби-
литационном процессе всех его участников (специалистов, чле-
нов семьи, самого ребенка).

В России традиционно применяются несколько методик для
изучения психофизического развития детей первых месяцев и лет
жизни. Это шкала развития Гезела, Денверовская скрининговая
методика (DDST), Мюнхенская функциональная диагностика,
программа «Маленькие ступеньки». Имеется ряд методических
разработок отечественных ученых (Л.Т.Журбы, Е.М.Мастюковой,
Г.В.Пантюхиной, К.Н.Печоры, Э.Л.Фрухт и др.), представляю-
щих систему ранней диагностики и психолого-педагогической
помощи детям раннего возраста. Отечественные и западные раз-
работки служат основой для практического применения в психо-
лого-медико-социальных (ПМС) центрах, психолого-медико-пе-
дагогических (ПМП) консультациях и службах. Теоретическую базу
для этих программ составляют основополагающие работы
Л.С.Выготского. Эти теоретические принципы положены также
в основу методического обеспечения работы с детьми, имеющи-
ми особые образовательные потребности. Однако их использова-
ние ограничено отсутствием единой государственной системы
выявления, учета, ранней диагностики и комплексной ранней
помощи.

Следует отметить, что в некоторых научных учреждениях Моск-
вы и Санкт-Петербурга, Новгорода Великого и Самары ведутся
исследования, посвященные этой актуальной для нашей страны
проблеме. С каждым годом увеличивается количество специалис-
тов, работающих в области ранней помощи, и число регионов
России, в которых организуются различные варианты обслужива-
ния детей раннего возраста из разных групп риска. В частности, в
Санкт-Петербурге разработана и апробируется региональная мо-
дель ранней помощи — междисциплинарная семейно-центриро-
ванная программа ранней помощи в дошкольном учреждении си-
стемы образования (Р.Ж.Мухамедрахимов). Санкт-Петербургская
городская социальная программа «Абилитация младенцев» пред-
полагает следующие этапы обслуживания ребенка и семьи:

1) первичное обращение в программу по направлениям из уч-
реждений города или самостоятельно;

2) включение семьи в число потенциальных клиентов и пер-
вый контакт;

3) составление анамнеза и социального паспорта семьи, опре-
деление сроков проведения первого этапа диагностики уровня
взаимодействия матери и ребенка;

4) определение качества отношений и характеристик взаимо-
действия, заполнение опросника потребностей семьи;

5) междисциплинарная оценка «командой» специалистов осо-
бых потребностей ребенка и его семьи;

6) установление направлений и стратегии раннего вмешатель-
ства, обсуждение длительности программы (однократная, крат-
ковременная, долговременная) для конкретной семьи и конкрет-
ного ребенка, назначение сотрудника, ответственного за ведение
данной семьи в рамках индивидуальной программы;

7) осуществление преемственности с другими городскими об-
разовательными программами (перевод в дошкольную группу,
соответствующую возможностям данного ребенка, и т.п.)1.

В качестве еще одной успешно действующей в Санкт-Петер-
бурге программы ранней помощи можно назвать деятельность
негосударственного образовательного учреждения повышения ква-
лификации — Санкт-Петербургского института раннего вмеша-
тельства. В рамках этого учреждения осуществляются проекты в
области консультирования и сопровождения детей с отклонения-
ми развития и детей из групп риска, а также их семей. Реализуют-
ся проекты, направленные на повышение квалификации специа-
листов и компетенции родителей. В частности, на базе Института
раннего вмешательства с 1992 г. при сотрудничестве отечествен-
ных и западных партнеров осуществляется проект «Развитие фи-
зической терапии в России» по разработке стандарта новой спе-
циальности «Физическая терапия».

Весомый вклад в формирование отечественного опыта разра-
ботки системы ранней помощи вносит Институт коррекционной
педагогики Российской академии образования.

Важнейшим направлением научных исследований института
является поиск оптимальных путей реформирования системы спе-
циального образования, ее реструктуризации за счет достраива-
ния отсутствующего ныне структурного элемента — системы ран-
него выявления и ранней комплексной помощи. Осуществляемые
в институте исследования убедительно показывают, что удовлет-
ворение особых образовательных потребностей в раннем возрасте
способно обеспечить максимальную реализацию потенциала раз-
вития особого ребенка. Получены данные, доказывающие, что
ранняя комплексная помощь открывает для значительной части
детей возможность включения в общий образовательный поток
(интегрированное обучение), что, в свою очередь, исключает не-__________

1 Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. —
СПб., 1999.

обходимость дорогостоящего специального школьного образова-
ния.

Проведенные в 80-х гг. XX в. исследования уже позволили смо-
делировать и проверить на практике единую систему раннего
выявления и помощи для одной категории младенцев и детей ран-
него возраста — детей с выраженными нарушениями слуховой
функции. Ранняя помощь детям первого года жизни с нарушени-
ями слуха осуществляется в сурдологических кабинетах, органи-
зованных на базе специальных дошкольных образовательных уч-
реждений, отделений детских больниц, ПМС-центров. На началь-
ном этапе происходят комплексная медицинская коррекция, ран-
нее хирургическое и медикаментозное лечение, слухопротезиро-
вание. Для детей в возрасте от 1 года до 2 лет организуются специ-
альные занятия с сурдопедагогом два-три раза в неделю. Для де-
тей, проживающих в отдаленных от сурдологического центра рай-
онах, занятия организуются ежедневно в течение 1 — 2 недель два-
три раза в год.

Данная модель раннего выявления и комплексной помощи де-
тям с нарушениями слуха послужила основой для разработки еди-
ной государственной системы ранней помощи детям из других
групп нарушений развития, а также из групп риска. В настоящее
время Институт коррекционной педагогики РАО разрабатывает
программу создания единой государственной системы раннего выяв-
ления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии.

Программа включает в себя несколько этапов.

Этап 1 — анализ состояния проблемы раннего выявления и
ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии.

Этап 2 — разработка научно-методологических основ постро-
ения общей модели единой системы раннего выявления и специ-
альной помощи детям с различными отклонениями в развитии.

Этап 3 — проектирование общей базовой модели единой го-
сударственной системы раннего выявления и специальной помо-
щи детям с различными отклонениями в развитии.

Этап 4 — научно-методическое и технологическое обеспече-
ние спроектированных моделей единой системы.

Этап 5 — экспериментальная апробация разработанных мо-
делей единой системы раннего выявления и помощи детям с от-
клонениями в развитии.

Этап 6 — совершенствование моделей единой системы на ос-
нове результатов экспериментальной апробации.

В Москве апробация различных моделей ранней помощи осу-
ществляется через систему медико-психолого-педагогического
патронажа, в действующих психолого-медико-социальных цент-
рах, психолого-медико-педагогических консультациях, в некото-
рых учреждениях дошкольного образования (группы кратковре-
менного пребывания, консультативные пункты), в дошкольных

образовательных учреждениях системы здравоохранения и в него-
сударственных организациях и службах.

В рамках городских программ «Московская семья — компетент-
ные родители» и «Столичное образование» действуют несколько
экспериментальных площадок по разработке и апробации моде-
лей ранней помощи детям, имеющим ограничения здоровья и
жизнедеятельности (с инвалидностью), а также детям группы
риска.

Базисные структуры моделей ранней помощи представлены
следующими блоками.

1. Организация ранней диагностики и ранней медико-психолого-пе-
дагогической помощи на базе действующих дошкольных учреждений:

а) раннее выявление случаев рождения ребенка с патологией
развития на базе родильных домов и родильных отделений боль-
ниц:

- получение информации из медико-генетических консульта-
ций и кабинетов катамнеза и детских поликлиник о случаях
рождения ребенка с явными отклонениями или при нали-
чии угрозы возникновения отклонений (группы риска);

- предоставление адекватной информации родителям о перс-
пективах развития нетипичного ребенка и о долгосрочных
мерах помощи в условиях семьи и специальных учреждений;

- психологическая поддержка матери (в отделениях для ново-
рожденных);

б) консультации и специальные занятия с детьми раннего воз-
раста по программе ранней педагогической помощи:

- отслеживание динамики развития;

- обучение родителей специфическим навыкам ухода и сти-
муляции развития ребенка;

- организация необходимой медицинской помощи (операции,
протезирование, восстановительное лечение и т.д.);

в) осуществление домашнего визитирования ребенка (от рож-
дения до 1,5 лет);

г) организация перехода ребенка в адаптационную группу или
группу кратковременного пребывания на базе ближайшего к мес-
ту проживания семьи дошкольного образовательного учреждения
(ДОУ) для детей от 1,5 до 2 лет с целью подготовки к посещению
детского сада.

2. Создание условий для пребывания детей-инвалидов в дошколь-
ных образовательных учреждениях:

а) подготовка среды для интеграции детей с отклонениями в
развитии в общество здоровых сверстников (проведение обучаю-
щих семинаров силами специалистов служб ранней помощи для
сотрудников ДОУ и родителей, организация специфической ин-
фраструктуры в группах образовательных учреждений и в услови-
ях семьи); 29

б) организация целенаправленной работы в детских садах по
психолого-педагогической поддержке детей с тяжелыми отклоне-
ниями в развитии средствами специального образования;

в) проведение совместных мероприятий для детей, имеющих
инвалидность, и здоровых детей (развлечения, праздники, игры,
режимные моменты и т.д.).

В основе моделей ранней помощи лежат междисциплинарный
межведомственный подход к организации практической деятель-
ности специалистов, поэтапность реализации процесса сопровож-
дения семьи и системность формирования развивающей среды в
условиях как образовательного учреждения, так и семьи.

Функционирование системы ранней помощи в масштабах
всей России предусматривает обеспечение каждой семьи воз-
можностью своевременной медико-психолого-педагогической
диагностики ребенка с целью определения его специальных об-
разовательных потребностей. Это создаст условия для эффек-
тивного преодоления отклонений его в развитии с первых дней
жизни.

Организация ранней помощи ребенку младенческого и ранне-
го возраста в рамках семейно-центрированного подхода базирует-
ся на комплексе мероприятий, направленных на абилитацию ре-
бенка с момента его рождения и поддержку семьи и ближайшего
окружения. Семьи, имеющие детей с нарушениями развития, со-
ставляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Рождение
нетипичного ребенка всегда становится для семьи трагедией. Как
правило, родители оказываются не подготовленными к такому
событию и, следовательно, ощущают свою беспомощность. Пере-
живания семьи особенно обострены в первые дни и месяцы после
рождения ребенка. Усилия специалистов в этот период направле-
ны не только на психолого-педагогическую диагностику и меди-
цинскую помощь ребенку, но и на психологическую поддержку
родителей. Сложности контакта с ребенком, проблемы ухода и
воспитания негативно влияют на воспитательные функции семьи.
Состояние ребенка может восприниматься родителями как пре-
пятствие, искажающее удовлетворение потребности в отцовстве
и материнстве. Уход, лечение и организация психолого-педагоги-
ческих мероприятий требуют также значительных временных и
материальных затрат. Посвящая все время ребенку, родители не
имеют времени и возможностей для организации совместного
досуга, отдыха, самообразования.

Трудности, с которыми сталкивается семья, связаны как с
резким изменением образа жизни, так и с необходимостью реше-
ния многих проблем, отличающихся от забот обычных семей.

Комплексное пролонгированное обследование ребенка является
первоначальным этапом работы. В его процессе выявляется нали-
чие факторов медицинского, генетического и социального рис-

ка, происходит функциональная идентификация, определяется
фактический уровень психофизического развития ребенка.

Систематизированное диагностическое обследование с упоря-
доченной фиксацией результатов служит базисом для организа-
ции командной работы специалистов, так как оно позволяет не
только выявить латентные отклонения от нормативных показате-
лей, но и проследить взаимосвязь между формированием отдель-
ных функциональных областей. Таким образом, координация ра-
боты специалистов различных профилей происходит с учетом ин-
дивидуальных специфических нарушений у ребенка, дает возмож-
ность системно прогнозировать дальнейший план действий, ста-
новится основой для определения содержания, форм и методов
раннего обучения.

Комплексное обследование индивидуальной структуры нару-
шений развития предполагает определение степени первичного
дефекта, характеристик патологических синдромов, сопутствую-
щих заболеваний, соматического состояния ребенка, характера
влияния социальных факторов на уровень его развития. При этом
социальные факторы играют определяющую роль в составлении
картины. Проблема патогенных воздействий социальной среды в
раннем возрасте приобретает особое значение, так как из-за не-
зрелости детского мозга может привести к выраженным отклоне-
ниям психофизического развития. Вредные факторы, нарушаю-
щие взаимодействие ребенка с социумом, особенно в первые дни
и месяцы жизни, тормозят, деформируют процесс созревания
мозга, патологически влияют на функционирование сложной си-
стемы межанализаторных связей.

Разведение в структуре дефекта симптомов болезни и проявле-
ний дизонтогенеза имеет большое значение для дифференциации
методов медикаментозной коррекции и психолого-педагогиче-
ских мероприятий, направленных на профилактику вторичного
дефекта, «социального вывиха» (Л.С.Выготский), возникающего
вследствие взаимодействия ребенка с неадекватной средой. По-
этому важнейшее значение в ранней комплексной диагностике
приобретает социальный блок.

Не менее значимым является медицинский блок, отно-
сящийся к компетенции врача-клинициста. В процессе медицин-
ской диагностики выявляются структура ведущего нарушения и
осложняющих его расстройств, специфика течения патологиче-
ского процесса, устанавливается клинический диагноз с учетом
этиологии, патогенеза, преимущественной локализации пораже-
ния или задержки созревания центральной нервной системы. Оп-
ределяются психоневрологический, соматический и антропомет-
рический статусы ребенка, прогнозируются сроки и методы ме-
дицинской коррекции (от срочного хирургического вмешатель-
ства до пролонгированного восстановительного лечения).

Психолого – п едагогический блок, составляющий ком-
петенцию специалистов из области специальной педагогики и пси-
хологии, представляет собой диагностику актуального уровня раз-
вития ребенка по основным функциональным областям: 1) об-
щие движения, 2) сенсорное развитие, 3) формирование речи,
4) зрительно-моторная координация, 5) эмоциональное разви-
тие, 6) возможности и навыки самообслуживания.

Анализ результатов комплексного диагностического обследо-
вания позволяет сделать необходимые организационные и науч-
но-практические обобщения.

Основополагающие критерии оценки уровня сформированно-
сти функций исходят из представления о том, что процесс созре-
вания биологической структуры организма ребенка как базиса для
оцениваемых умений и навыков имеет сугубо индивидуальный темп.
Сроки созревания могут быть весьма вариативны в силу множе-
ства факторов, определяющих рост и развитие детского организ-
ма. Задержанное или опережающее развитие в раннем возрасте
приобретает решающее значение при проектировании определен-
ного объема помощи. Только такое понимание проблемы дает воз-
можность не «маркировать» ребенка как отстающего или как вун-
деркинда.

Естественно, вариативные рамки должны укладываться в ди-
рективные сроки, допустимые для формирования той или иной
функции. Кроме того, процесс созревания функции определяется
количественными и качественными изменениями от момента ее
появления в недифференцированном виде до момента ее полно-
ценного становления. Именно поэтому представляется целесооб-
разным привязывать момент обнаружения функции не к опреде-
ленному возрасту, а к периоду, ограниченному 2 — 3 месяцами.
Срок появления той или иной функции определяется как факти-
ческий возраст, который может коррелировать с паспортным, а
может иметь тенденцию как к ретардации, так и к акселерации.
Акселерация и ретардация в свою очередь могут быть как общи-
ми, распространяющимися на все функциональные области, так
и парциальными, действующими в пределах одной или несколь-
ких областей.

Результаты комплексного диагностического обследования ста-
новятся основой для разработки индивидуальной программы раз-
вития. Свидетельством необходимости специальной программы раз-
вития служат такие показатели комплексного диагностического
обследования, как:

1) несоответствие уровня развития ребенка нормативным дан-
ным;

2) наличие медицинских заключений, указывающих на при-
надлежность ребенка к группе риска по возможности возникно-
вения задержки или отставания в развитии;

3) неблагополучие социальной ситуации развития.

На заключительном этапе обследования осуществляются про-
гнозирование развития ребенка, выбор стратегии конструирова-
ния его индивидуальной программы развития, а также определе-
ние организационных форм обслуживания ребенка и семьи — кон-
сультирование, домашнее визитирование, посещение дневного
детского центра или группы кратковременного пребывания.

Индивидуальная программа развития содержит данные о по-
требностях ребенка, о реабилитационном потенциале семьи, а
также информацию об уровне развития ребенка в различных об-
ластях. В ней подробно раскрыты основные направления работы с
ребенком и семьей, перечислены конкретные мероприятия по
каждому из них, а также указаны сотрудники, ответственные за
их проведение. Анализ эффективности прохождения индивидуаль-
ной программы развития осуществляется в виде периодического
промежуточного контроля (контрольный срез) и как заключи-
тельный мониторинг на последнем ее этапе.

Система целенаправленных социально-педагогических меро-
приятий по ранней стимуляции развития ребенка в условиях се-
мьи и по включению родителей в образовательный процесс не
только повышает качественный уровень развития малыша и спо-
собствует его социальной активности, но и нивелирует негатив-
ные переживания родителей, формирует оптимистические уста-
новки по отношению к будущему. Современные исследования
показали наличие глубоких связей между психологической обста-
новкой в семье, уровнем взаимодействия между родителями и
ребенком, эффективностью программ ранней помощи и перспек-
тивами развития ребенка.

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей орга-
низма в раннем возрасте с правильно подобранной программой
своевременной педагогической помощи и эффективными форма-
ми ее организации может в значительной мере, а иногда и полно-
стью, нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психо-
физического развития ребенка, является мощным фактором про-
филактики и предупреждения детской инвалидности.

Вопросы и задания

1. Каковы цели, задачи и содержание деятельности медико-социально-
педагогического патронажа как составной части системы специального
образования? Какие службы и специалисты участвуют в этой работе?

2. Что такое медико-социальная профилактика?

3. Каковы функции психолого-медико-педагогической консультации?

4. Расскажите о сущности, содержании и опыте организации ранней
комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям.

5. Подготовьте реферативное сообщение об организации и содержа-
нии ранней помощи, пользуясь публикациями журнала «Дефектология».

Литература для самостоятельной работы

Аксенова Л.И. Проблемы раннего выявления нарушений развития и
организации ранней помощи в условиях семьи // Проблемы деинститу-
ализации детей-инвалидов. — М., 2001.

Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в
развитии как одно из приоритетных направлений современной специ-
альной педагогики // Дефектология. — 2002. — № 3.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. — М., 2000.

Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с от-
клонениями в развитии. — М., 2004.

Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодей-
ствие. — СПб., 1999.

Панарина Л.Ю. Об особенностях раннего развития детей-сирот с син-
дромом Дауна // Дефектология. — 2006. — № 1.

Питерси М. и др. Маленькие ступеньки: Университет Маккуэри. —
Сидней, 1998.

Проблемы младенчества: Нейропсихолого-педагогическая оценка раз-
вития и ранняя коррекция отклонений. — М., 1999.

Самарина Л.В. Служба раннего вмешательства: новая форма оказа-
ния помощи и поддержки детям раннего возраста и их семьям // Дефек-
тология. — 2005. — № 1.

1.3. Специальное дошкольное образование1

Из истории специальной педагогики известно, что в СССР к
началу 70-х гг. XX в. была выстроена дифференцированная сеть
специальных дошкольных учреждений: ясли-сады; детские сады;
дошкольные детские дома; дошкольные группы при яслях-садах,
детских садах и массовых детских домах, а также при специальных
школах и школах-интернатах.

В ходе становления и развития сети специальных дошкольных
учреждений учеными и практиками были разработаны следую-
щие организационные принципы построения специаль-
ного дошкольного образования.

1. Комплектование учреждений по принципу ведущего откло-
нения в развитии. В соответствии с этим создавались дошкольные
учреждения (группы) для детей с нарушениями:

- слуха — глухих и слабослышащих;

- зрения — слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и
амблиопией;

- речи — для детей с заиканием, общим недоразвитием речи,
фонетико-фонематическим недоразвитием;

- интеллекта — умственно отсталых;

- опорно-двигательного аппарата.

_________

1 В данном разделе использованы материалы Ю. В. Морозовой.

2. Меньшая по сравнению с массовыми дошкольными учреж-
дениями наполняемость комплектуемых групп.

3. Наличие в штате специалистов-дефектологов и дополнитель-
ных медицинских работников.

4. Перераспределение видов занятий между воспитателями и
дефектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию
элементарных математических представлений, конструированию,
развитию игровой деятельности в большинстве специальных до-
школьных учреждений проводятся не воспитателями, а педагога-
ми-дефектологами.

5. Введение специальных занятий, таких, как развитие слухо-
вого и зрительного восприятия, коррекция произношения, про-
странственная ориентировка, лечебная физкультура и др. Образо-
вательный процесс для детей каждой категории планируется и
реализуется в соответствии со специальными комплексными про-
граммами обучения и воспитания, утвержденными органами уп-
равления образованием РФ.

Наши рекомендации