Социализирующие функции семьи
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую
роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В
младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не
может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском,
младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но
перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.
2. Семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В
первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет
необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает
атрибуты приписываемого ему пола. Существенную роль в этом процессе семья
продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая
формированию психологического пола подростка, юноши.
3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский
исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития
детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати
баллов[а также влияет на отношение
детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На
всех этапах социализации образовательный семьи, интересы ее членов сказываются
на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он
усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
4. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными
нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных
ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования
показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы
атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в
детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в
семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием,
как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную
связь.
5. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека,
проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих
его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и
способы их достижения.
6. Семья играет большую роль в процессе социального развития человека
в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение
сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в
сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни,
устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи
определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной
самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.
Семейное воспитание
Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия по взращиванию
ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то,
чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям
о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.
Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда
характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в
ней имеются.
Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи, а с другой
стороны – такими характеристиками старших членов семьи, как состояние
здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения,
вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и др.
Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и
по характеру.
Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим
гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое,
интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитии; культивирование
отдельных способностей; подготовку к определенной профессии или сфере
деятельности.
По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на
достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-
ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно
соответствует общественно одобряемым установкам.
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е.
типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В
зависимости от меры его «жесткости-мягкости» стиль может быть определен как
авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.
Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремление старших
максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко
добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение,
интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за
жизнью младших и наказаний.
В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать
не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может
вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически
рассматривают своих детей как воск или как глину, из которых они стремятся
«лепить личность». Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно
бьют, выколачивая своеволие.
При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими
происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае
необходимости получить санкцию на какое-либо действия. Коммуникация
направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой
стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные
для старших установки и навыки поведения, с другой – может вызвать у них
отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и
агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.
Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить
теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять
инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо проводя
их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований,
поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и
независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по
сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами
воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не
только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно
выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от
старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию
самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.
В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде
встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные
варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие
члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец
– более авторитарен, мать - демократична).
Стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности имеют большое значение
в становлении самооценки.
Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если
оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным
особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от
особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе
воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени;
положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают
уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую
успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают,
в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе
растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко
оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают
от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение
ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в
семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним
завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям
родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают
комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это
происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят
подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка
наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы.
Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки.
Не используются крайние жесткие наказания.
В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой,
внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями)
сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным
наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной
самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой,
но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к
детям и друг к другу.
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности
со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в
значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план
выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей –
поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»),
послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького
школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые
моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на
завтрак?»), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или
обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в
школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего
особенного», «Все нормально».