Сущность и понятие воспитания
Слова «форма» имеет много значений. Это и внешнее очертание и система организации чего-либо. В воспитательном процессе форму можно определить как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических (воспитательных и организационно-практических) задач; совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (Е.В. Титова).
Функции, выполняемые формами воспитания, следующие: организаторская, регулирующая, информативная. Соответственно, формы воспитания предполагают регуляцию отношений воспитателей и воспитанников в педагогическом процессе.
Существуют различные классификации форм воспитания. Например, по количеству участников формы воспитания бывают массовые (конкурсы, спектакли, концерты, праздники, спортивные соревнования), групповые (кружки, советы дел, творческие группы), индивидуальные (беседа, коллекционирование, выполнение поручения, обмен мнениями).
По времени проведения формы воспитания подразделяются на кратковременные, продолжительные, традиционные (регулярно повторяющиеся). По субъекту организации формы воспитания могут быть представлены следующим образом: организаторами форм работы выступают педагоги и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива в организации принадлежит детям.
Оригинальную классификацию форм организации воспитания предложила Е.В. Титова. Она разделила формы воспитания на три группы: мероприятия, дела и игры.
Мероприятие – это специально организованный педагогический акт, занятие или событие с целью непосредственного воспитательного воздействия на ребенка. «Принятие мер» - такова семантика слова.
Мероприятие предполагает предъявление детям для осмысления идей, фактов, дилемм, стимулирование социально ценного отношения к предмету мероприятия; установление норм поведения и деятельности.
Дело предполагает преобразование действительности на пользу людям (И.П. Иванов). Дело – это общая забота, важные события, организованные самими детьми. Оно строится на основе продуктивности, общественной значимости, коллективности и творчества.
Организация дела имеет шесть последовательно реализуемых стадий: предварительная работа; коллективное планирование дела; коллективная подготовка дела; проведение коллективного дела; коллективное подведение итогов дела; ближайшее последействие коллективного дела (И.П. Иванов)
Игра – это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения или обучения (Е.В. Титова). Воспитание использует многообразие игр (игры по правилам, творческие игры, с природными материалами, сюжетно-ролевые, деловые, досуговые и др.). Игра предполагает создание игрового настроения, организацию игрового общения, реализацию игрового действия. Игра направляется правилами игры, сюжетом, интересным времяпрепровождением.
Выбор форм воспитания зависит от воспитательных целей и задач, содержания работы, подготовленности детей, возможностей педагогов, материальной базы и внешних условий, важности обогатить детей новым опытом.
Метод воспитания - это способ совместной деятельности участников воспитательного процесса по достижению поставленных целей. Понятно, что в данном определении воспитательный процесс рассматривается как двусторонний, и в нем воспитанник выступает не только как объект воспитания, но и его субъект. Естественно, что данное взаимодействие организуется с учетом ведущей и направляющей роли воспитателя, который выступает организатором педагогически целесообразной детской жизни. Методы воспитания используются как инструмент для достижения нужных результатов, это идеальная модель предстоящих совместных действий, то есть схема или план этих действий, находящийся в сознании воспитателя.
Как правило, метод воспитания реализуется через приемы. Прием воспитания - это отдельная операция, своего рода единичное, одноактное действие по реализации того или иного воспитательного метода. Приемы по отношению к методу носят подчиненный, частный характер. Однако, надо отметить, что методы и приемы могут взаимозаменяться в конкретных педагогических ситуациях. Иными словами, метод может рассматриваться как самостоятельный путь решения задачи, а может выступать и как прием, имеющий частное значение. Например, поощрение может выступать в качестве метода, а может являться важным приемом метода упражнения.
Средства воспитания - это объекты материальной и духовной культуры, служащие процессу развития и формирования личности. К основным средствам воспитания относятся: слово - живое (речь, звукозапись); печатное (учебники, книги, периодические издания, энциклопедии и др.); образ - наглядность (натуральные объекты, макеты, схемы, репродукции картин, плакаты, слайды и т.п.); личность воспитателя (внешний вид, внутренний мир); деятельность ( труд, познание, общение, игра) и т.д.
Методы воспитания - это достаточно сложный комплекс взаимосвязанной деятельности участников воспитательного процесса, который позволяет формировать сознание личности, развивать чувства и поведение, стимулировать разнообразную деятельность. Методы обеспечивают руководство деятельностью воспитанников, побуждают их к саморазвитию, развивают многогранные отношения к окружающему миру и к самому себе.
Поставленные воспитательные задачи можно решать с помощью разных методов. Причем, одну и ту же задачу можно инструментовать по-разному. Например, отклонения в поведении воспитанника можно устранить с помощью суровых наказаний, а возможно в этой ситуации использование методов убеждения, проблемной ситуации, имеющих пропедевтический, профилактический и воспитывающий потенциал. В этой связи важным критерием использования методов воспитания является его соответствие целям воспитания, опора на внутренние закономерности личностного развития.
Известно много классификаций методов воспитания. Рассмотрим одну из классификаций, в основание которой положена логика воспитательного процесса:
Методы воспитания | |||
Методы формирования сознания личности | Методы развития поведения и деятельности | Методы педагогического стимулирования | Методы педагогической коррекции |
убеждение, внушение, метод проблемных ситуаций, моральная дилемма | упражнение, поручение, инструктаж, пример, тренинг, игра | поощрение, соревнование, требование, положительное подкрепление | наказание, критика, отрицательное подкрепление, метод «взрыва» |
Рассмотрим некоторые из указанных методов.
Убеждение - это способ словесного воздействия на разум, чувства и волю воспитанников, главным инструментом которого являются аргументы, доказательства, факты, логические рассуждения. Это комплексное воздействие на психику с целью осмысления сущности явлений и процессов, доказательства истинности каких-либо положений, что, в конечном итоге, ведет к организации социально ценных действий, развитию личной культуры.
В реальном воспитательном процессе присутствуют следующие приемы убеждения: постановка задач воздействия/взаимодействия, доведение их до сознания воспитанников; информирование по какому-либо вопросу; объяснение, наставление, логическое обоснование, доказательство тезисов; иллюстрация примерами, фактами; последовательные выводы и т.п. Одновременно производится воздействие на эмоции и чувства воспитанников. Это достигается через использование ярких примеров, сравнений, описаний, юмора, через обогащение речи интересными цитатами, пословицами, через отточенную дикцию и интонацию речи. Надо помнить, что путь слова к сознанию лежит через чувства.
Широко распространено убеждение словом, которое реализуется через рассказ, беседу, дискуссию, лекцию, комментированное чтение литературы. Рассказ - это метод, в основе которого лежит красочное повествование, эмоциональное изложение фактов. Он обладает возможностью быстро и точно раскрыть смысл нравственной нормы, поведения, сформировать отношение к обсуждаемому вопросу. Беседа - вопросно-ответный метод воспитания. В рамках этого метода через систему вопросов обсуждаются и анализируются проблемы, вырабатываются суждения, оценки. Дискуссия - это метод, стимулирующий развитие способностей аргументировано и последовательно отстаивать свою точку зрения. Как правило, в дискуссии затрагиваются достаточно сложные, объемные вопросы. Этот метод активно развивает терпимость, деликатность, побуждает воспитанников к творческим поискам, самостоятельной работе. Лекция - это развернутое, систематическое изложение сущности проблемы. Лекция предусматривает логическое изложение материала, сочетание теории и конкретных фактов для построения системы рассуждений.
Убеждение словом может иметь успех, если будут учитываться следующие условия: научная подготовленность и эрудиция воспитателя, единство рационального и эмоционального, авторитетное положение воспитателя в глазах воспитанников и доверительное отношение к нему; логическая стройность изложения информации, психологический такт, убедительность доказательств и аргументов, эмоциональность изложения, учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Убеждение может использоваться в виде примера. В данном случае основой метода является механизм подражания. В качестве образца для подражания может предъявляться личный, словесный, обобщенный пример. Личный пример воспитателя, воспитанников - достаточно сильное средство воздействия, особенно, когда реальное поведение представляет собой истинный образец поведения. Словесный пример, как правило, это информация о жизни людей, изложенная в устном или письменном виде, содержащая яркие факты их деятельности и используемая в качестве образца. Обобщенный пример - это собирательный образ поведения и деятельности. Убеждение примером включает следующие приемы: выбор образца поведения, осознание достоинств образца, сопоставление качеств личности образца для подражания и своих собственных, обоснование необходимости работы над собой, составление программы самовоспитания и т.п.
Убеждение может быть индивидуальным, групповым и массовым. Естественно, что выбор вида убеждения в зависимости от количества участников зависит от проблемы, опыта педагогической деятельности воспитателя, уровня культуры воспитанников и т.п. Наиболее действенным считается индивидуальное убеждение, имеющее явные преимущества эмоционального и организационного характера.
Таким образом, мастерство воспитателя при использовании метода убеждения состоит в нахождении гармонии мысли, чувства и волевого стимулирования внутри данного метода.
Внушение - это способ словесного воздействия на психику воспитанника при пониженной критичности восприятия информации. Этот метод имеет в своей основе бездоказательное изложение информации. Как правило, легко поддается внушению человек в ситуации ожидании неприятностей, в состоянии испуга, стыда, удивления и т.д. Внушение может быть результативным, если воспитатель владеет специальными знаниями, обладает педагогическим мастерством.
Виды внушения: прямое (наставление, приказ, команда); косвенное (осуждение, намек, косвенное одобрение); самовнушение. Прямое внушение предусматривает достаточно жесткое воздействие на объект воспитания, не предполагающее рассуждений и сомнений. Косвенное внушение - мягкий вариант, рассчитанный на восприятие информации достаточно тонко чувствующим человеком.
Для обеспечения восприятия воспитанниками на веру слов воспитателя необходимо понизить критичность восприятия информации. Для этого следует притормозить рассудочную, критичную деятельность мозга. В этих целях производится достаточно сильное эмоциональное воздействие на психику человека (голосом, действиями, внешним видом). В коре головного мозга появляется сильный очаг возбуждения (доминанта). Этот очаг постепенно иррадирует по коре мозга и ослабляет работу критических центров сознания. В итоге информация, минуя эти центры, идет напрямую в сознание.
Внушение реализуется следующим образом: подготовка к восприятию информации, релаксация, передача информации (особое значение - голосовые интонации), проверка правильности усвоения информации.
Условия эффективного использования метода внушения: доверительность отношений между субъектами воспитания, высокий авторитет воспитателя; учет степени внушаемости; тщательный отбор информации, нравственная направленность ее содержания; владение техникой внушения.
В последнее время широко используется метод проблемных ситуаций, поскольку в его арсенале имеются противоречия, диалоговое начало, вариативный подход. Метод проблемных ситуаций - это путь моделирования личностных отношений, предусматривающий поиск приемов преодоления морально-психологических противоречий. Этот метод позволяет включать различные формы активности, вызывающие у воспитанников серьезные изменения, прежде всего, на уровне их личностных смыслов, мотивов, ценностей. Проблемные ситуации могут быть аналитическими, оценочными, прогностическими и альтернативными. Каждая их них имеет свой инструментарий, однако, общая схема реализации этого метода следующая: предъявление ситуации, ее глубокое осмысление, определение ведущего противоречия, поиск оптимальных решений, принятие поведенческой модели, формулировка моральных норм, проверка точности решения, выводов; перенос полученных результатов в новую ситуацию.
Метод проблемных ситуаций может иметь высокую результативность в работе с воспитанниками при условии стимулирования их активности, создания ситуации поиска, наличии доверительных отношений, стремлении преодолевать противоречия, понимании ценности личности.
В процессе развития деятельности воспитанников, направленной на приобщение к социокультурной системе, широко используются постоянно повторяющиеся действий, т.е. метод упражнений. А.С. Макаренко отмечал, что создание нужного типа поведения – это, прежде всего, вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно. Упражнение - это способ организации деятельности, предусматривающий многократное совершение определенных действий. По существу речь идет о широко известной формуле: делай с нами, делай как мы, делай лучше нас. В результате многократного повторения действий на основе осознанной нравственно-психологической нормы происходит формирование качеств личности, навыков и привычек поведения.
Среди форм применения упражнения выделяются: поручения; режим; практические занятия по культуре поведения; организация положительных поступков. Поручения как способ выполнения определенных действий могут быть представлены в виде одноразовых или постоянных заданий для воспитанников. Качественное выполнение поручений позволяет закреплять в поведении человека социально значимые нормы и правила в отношениях и деятельности.
Практические занятия по культуре поведения центрируются на предъявлении образца поведения и выполнении действий с учетом его особенностей. Повторение действий приводит к их закреплению в специально организованных ситуациях.
Этапы реализации упражнения: постановка задачи, выработка определенной программы; демонстрация образца изучаемой нормы поведения, выделение отдельных действий; многократное воспроизведение этих действий, подведение итогов.
Условия эффективного использования метода упражнения: осознание социальной значимости вырабатываемого качества; представление о конечном результате упражнения; учет интересов и возможностей воспитанников, систематичность и последовательность организации упражнений; проведение консультаций; постепенное усложнение упражнения; анализ достигнутых результатов.
Высокую активность в воспитательном процессе стимулирует метод соревнования, поскольку он побуждает воспитанников к участию в разных видах деятельности, развивает чувство собственного достоинства, стремление к достижению общего успеха, привносит оживление в организацию педагогической системы. Как правило, соревнование предполагает следующие приемы: определение целей и задач; разработка и предъявление условий; организация хода соревнования, создание положительного фона, фиксирование промежуточных результатов, определение победителей, награждение, подведение итогов, определение перспектив. При использовании метода соревнования необходимо учитывать следующие условия: увлеченность воспитанниками идеей соревнования; конкретность условий соревнования; пропаганда передового опыта; гласность и наглядность; умелое сочетание материального и морального стимулирования, сравнимость результатов; организация взаимопомощи; создание каждому субъекту условий для успешной деятельности.
Поощрение - это способ стимулирования воспитанников с помощью положительной оценки их деятельности и поведения. Поощрение содействует закреплению положительного опыта личности. Оно вызывает чувство удовлетворения, радости, подъема, способствует развитию у воспитанников чувства собственного достоинства, укреплению воли.
Возможны такие формы поощрения, как моральные (одобрение, похвала, объявление благодарности, предоставление дополнительных прав, занесение на доску почета и др.); материальные (награждение ценным подарком, денежное вознаграждение и т.п.). При этом условия эффективного использования метода поощрения заключаются в следующем: объективность и гласность поощрения, соответствие формы поощрения заслугам воспитанников; опора на коллективное мнение; создание положительного эмоционального фона; соблюдение меры.
Одним из ведущих методов воспитательного влияния на личность является педагогическое требование. Это метод точного указания воспитаннику каким образом и что следует делать. Педагогическое требование направляет развитие личности, четко регламентируя ее деятельность. Можно отметить и такую особенность этого метода, как показ образца требований, которые в конечном итоге могут предъявляться личностью к самой себе.
Педагогическое требование может быть прямым и косвенным. В первом случае оно выступает как приказ, указание, распоряжение, во втором - как рекомендация, просьба, намек, совет. В структуре педагогического требования выделяют: оценку воспитательной ситуации, определение целей и задач; выбор вида требования с учетом особенностей личности; предъявление педагогического требования; проверка выполнения педагогического требования; оценка результатов.
Следует учитывать условия использования метода педагогического требования: уважение к личности воспитанника; опора на общественное мнение; единство требований; четкость и ясность словесной формулировки; мера требования; доведения педагогического требования до конца.
В воспитании может быть целесообразно использован метод перспективыкак способ выдвижения и создания условий для реализации привлекательных целей и идей. В педагогической системе А.С. Макаренко перспектива стимулировала деятельность коллектива и могла быть близкой, средней и далекой. Это - завтрашняя радость, для достижения которой требуются совместные усилия и вклад каждого в общее дело. Близкая перспектива требует минимальных общих усилий и достигается сравнительно быстро и легко. Это может быть организация совместного отдыха в выходной, интересной встречи, субботника. Средняя перспектива требует больших совместных усилий, времени. Она может определяться в ситуации, когда среди воспитанников есть работоспособный актив, который доведет начатое дело до конца. Вероятно, речь может идти об участии в соревнованиях, получении образования, проведении праздника. Выдвижение и достижение дальней перспективы связано с социально значимыми планами коллектива и каждого воспитанника. В данном случае требуется кропотливая работа, максимальные общие усилия, которые могут способствовать оптимальному решению личных и коллективных задач и уникальному развитию культуры воспитанников.
Приемы, включенные в систему метода перспективы: выдвижение перспективы, определение сроков ее реализации; выделение в перспективе отдельных компонентов, составление плана работы, выбор ответственных, распределение поручений, реализация плана работы, подведение итогов.
Условия эффективного использования метода: сочетание личных и коллективных целей; стимулирование активности воспитанников; реальность перспектив; проявление инициативы и творчества.
Может представлять интерес метод критики как путь оценки действий воспитанника с помощью негативного суждения, которое корректирует поведение личности и побуждает к раскаянию и самокритике.
Критика может быть прямой и косвенной (ирония, сатира, юмор), выбор вида зависит от уровня культуры личности, межличностных отношений, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Возможно использование следующих приемов метода критики: выбор благоприятного времени с учетом психологического состояния воспитанника; детальный анализ проступка, выявление причин негативного поведения; определение меры критики; предъявление информации; наблюдение за деятельностью воспитанника; анализ последствий критики.
Условия эффективного использования метода: осознание вины и раскаяние провинившегося; авторитетное положение воспитателя и доверительное отношение к нему; эрудиция воспитателя; психологический такт, учет эмоционального состояния воспитанника; переосмысление некоторых взглядов и убеждений провинившимся, мера критики, учет возрастных и индивидуальных особенностей.
В практике работы используется и наказание. Это способ торможения неправильного поведения воспитанников с помощью отрицательной оценки их действий и поступков. Через наказание осуществляется предъявление общественных требований и принуждение следовать им. Наказание применяется при совершении воспитанниками аморальных поступков, различных нарушений дисциплины, невыполнении общественных обязанностей. Наказание содействует преодолению нежелательных форм поведения, воспитанию воли, выдержки, побуждает к выполнению своих обязанностей.
Формы наказания: меры словесного осуждения (замечание, порицание, выговор); наказание по логике естественных последствий (когда воспитанник попадает в ситуацию, являющуюся логическим завершением его неправильных действий); наложение дополнительных обязанностей; наказание - ограничение; изменение отношения к воспитаннику.
Наказание включает следующие приемы: анализ проступка и его причин; изучение личности воспитанника; выявление коллективного мнения; прогнозирование психолого-педагогической ситуации; наказание; помощь наказанному воспитаннику в выборе вариантов поведения; выявление последствий наказания.
Условия эффективного использования метода: осознание вины и раскаяние провинившегося; объективность и справедливость наказания, его соразмерность проступку; недопустимость унижения человеческого достоинства, учет эмоционального состояния; опора на коллективное мнение.
Результативность воспитательного процесса закономерно зависит от того, насколько каждый метод взаимодействует с другими методами воспитания. Как утверждал А.С. Макаренко, не существует универсального метода воспитания. Каждый отдельный метод, взятый сам по себе, не может быть ни хорош, ни плох. Любой метод приобретает педагогическую силу, действуя в единстве с другими методами. Поэтому в работе с воспитанниками следует использовать систему методов, что позволит получить качественный результат при продуманной и организованной воспитательной работе.