Основные идеи зарубежной педагогики
Педагогические идеи содержались в трудах древнегреческих философов: Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др.
Сократ (470-399 до н.э.)использовал диалог как средство обучения логическому мышлению. Его ученик Платон (427-347 до н.э.),создавший школу, которая получила название «Академия» в честь мифического героя Академа, считал, что процесс познания должен приносить радость, это заложено в слове «школа», означавшей в переводе с латинского «досуг».
Аристотель (384 - 322 да н.э.)создал свою школу («ликей»). Он ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, по его мнению, школы должны находиться в ведении государства и все граждане должны получать одинаковое воспитание.
В период Средневековья идея древнегреческих мыслителей о всестороннем развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствующей в тот период идеологией на первом плане в воспитании была проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности как средства поддержания божественного благочестия.
В эпоху Возрождения идея о гармоничном развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь, но трактовалась уже только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Однако виднейшие деятели той эпохи Томас Мор (1478 - 1535), Томмазо Кампанелла (1568 - 1639), Эразм Роттердамский (1469 - 536), Мишель Монтень (1533 - 1592), Франсуа Рабле (1494 - 1553)и другие выдвинули немало оригинальных и прогрессивных для своего времени идей.
Огромнейший вклад в развитие педагогической науки внес выдающийся чешский философ и педагог - Ян Амос Коменский (1592 - 1670),создавший педагогическую систему, которая до сих пор сохраняет свое научное значение. Метод обучения, предлагаемый Я. Коменским, призван был превратить учебу в приятное занятие, где нет места скуке и принуждению. Впервые им был введен кабинет физики, химии, биологии, естественно-исторических дисциплин, пришкольный сад.
Я. Коменскому принадлежит идея непрерывности образования. Разработка системы дошкольного и школьного обучения и воспитания. Он считал, что в каждом государстве должны быть высшие школы для молодежи от 18 до 24 лет, а также школы «зрелого возраста», т.е., по мнению Я. Коменского, человек должен обучаться на протяжении всей своей жизни.
Не устарели его идеи систематизации, обобщения знаний, отбора учебного материала с точки зрения его полезности, целесообразности и соответствии возрастным особенностям учащихся, а также учета межпредметных связей в практике преподавания.
Я. Коменский обосновал главные требования к ученику, разработал основные дидактические принципы (сознательность, постепенность, последовательность, прочность, посильность), теоретически обосновал классно-урочную систему, заложил основы того типа образования, которое получило название классического.
Вслед за Я. Коменским в историю педагогики вошли имена виднейших мыслителей Англии, Франции, Швейцарии, Германии и других стран.
Английский философ Джон Локк (1632 - 1704)уделял большое внимание психологическим основам воспитания. В своем труде «Мысли о воспитании» он утверждал идею гармонии между личными и общественными интересами, что достигается в благоразумном и благочестивом поведении.
Дж. Локк уподоблял ребенка «чистой доске», на которой воспитатель может написать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания. Он утверждал, необходимо менять общественные условия, если ребенок не может получить в данном обществе необходимые идеи, не может развиваться физически и духовно в цельного человека.
Французский писатель и философ Жан Жак Руссо (1712 - 1778),исходя из идеи природного совершенства детей, призывал не мешать развитию этого совершенства и предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Его педагогические воззрения, положившие начало теории «свободного воспитания», согласно которым воспитание должно следовать за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию, изложены в книге «Эмиль, или о воспитании».
Идеи Ж. Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци (1746-1827),который считал, что цель обучения - гармоничное развитие всех сил и способностей человека, именно воспитание призвано развивать природные духовные и физические силы в соответствии со стремлением ребенка к всесторонней деятельности. Г. Песталоцци принадлежат идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, развитии у них чувства сострадания, доброты как основы нравственности. Г. Песталоцци является одним из основоположников дидактики начального обучения. Он разработал методику обучения детей счету, измерению, речи, расширил содержание элементарного образования за счет геометрии, географии, рисование, пение, гимнастики. Г. Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организаций их посильного труда.
Европейская классическая педагогика оказал огромное влияние на становление педагогической науки в России. В ХХ веке начало формироваться мировое образовательное пространство. Мировое сообщество пришло к пониманию, что современное образование должно стать международным, оно стремится к созданию глобальной стратегии образования независимо от мест проживания учащихся и от образовательного уровня. Реформирование системы образования в России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися отечественными традициями и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство. Тенденции в мировой системе образования будут представлены в данном пособии позднее, в заключительном его разделе.