Личность. деятельность и мотивация личности
Организм –система, замкнутая по структуре, иерархически организованная, неравновесная, самоорганизующаяся, открытая по обменам веществ и энергией.
Человек – существо, которое представляет собой высшую степень развития жизни, детерминированное общественно-трудовыми процессами. Каждый человек является индивидом, личностью, индивидуальностью.
Индивид– это человек как единичное природное существо, представитель рода Homo sapiens.
Личность – социальная надстройка и сознательная деятельность человека как субъекта человеческих взаимоотношений.
Понятие «личность» характеризует человека как объект реального мира.
Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования.
Теории личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе.
Общие положения в отношении понятия «личность»:
1.В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности,
или индивидуальных различий.
2. В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетиче-
ской структуры или организации, личность — абстракция, основанная на
выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.
3. В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения лично-
сти в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами
развития.
4. В большинстве определений личность представлена теми характеристиками,
которые «отвечают» за устойчивые формы поведения.
Таким образом, «личность»строится на основе индивида и включает в себя социальные характеристики.
Личность рассматривается в науке в различных аспектах:
1.Биологический аспект развития личности.Здесь формирование лично-
сти связывается с биологическими, физиологическими свойствами, функ-
циями, особенностями организма человека.
2.Социальный аспект развития личности.Данный подходпредполагает
связь человека с общественными взаимодействиями, изучает структуру об-
щества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими.
3.Двухфакторная концепция. Согласно этой концепции, психическое разви-
тие – это саморазвитие имеющихся у человека задатков, которое направля-
ется и определяется той средой, в которой он живет.
4.Концепция марксистской психологии. В данной теории речь идёт о де-
терминированности развития личности человека характером ее деятель
ности, материальными средствами для удовлетворения потребностей, зна-
ниями, умениями.
Таким образом, человек – это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность.
Индивидуальность –это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.
Индивидуальность –уникальный набор личностных качеств и свойств человека, которые отличают его от всех других людей.
Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер.
Человек –один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность.
Деятельность–специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования [3].
Поведение –система последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающей средой.
Интериоризация . Экстериоризация
Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты.
К внутренним компонентам относятся анатомо - физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности.
К внешним компонентам относятся разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.
Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние.Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией.
Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
Экстериоризация – процесс порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации.
Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: