Мораль (от лат mores – нравы) - форма общественного сознания, система выработанных обществом норм, которые должны соблюдать члены данного общества
Моральная норма – одно из наиболее простых форм нравственного требования.
Моральные нормы реализуются в виде поведения, равно обязательного для всех людей. Примеры моральных норм – заповеди Божии: не убий, не прелюбы сотвори, не укради и др.
Мораль регулирует поведение человека во всех сферах его общественной жизни: в труде, в быту, в политике, в науке, в семье, в общественных местах.
Нравственность – совокупность сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением морали. Это – индивидуальное понятие, мораль, перешедшая во внутренний мир человека, в его поступки и деятельность.
4.2. Задачи нравственного воспитания.
Задачи нравственного (этического) воспитания определяются соответственно двум аспектам. Во-первых, в качестве основных задач этического воспитания выделяют:
- накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);
- развитие нравственных чувств и качеств личности (таких как: внимательное и заботливое отношение к людям; честность, терпимость, скромность и деликатность; организованность, дисциплинированность и ответственность; чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия, бережное отношение к национальному достоянию);
- развитие нравственно-волевой сферы личности;
- организация нравственного поведения;
- формирование положительных мотивов нравственного поведения.
Эти задачи соответствуют внутренним компонентам личности и их внешним проявлениям.
Формирование нравственных отношений – второй аспект выделения задач этического воспитания. Это – следующие отношения:
- к Родине, своему народу, языку, символам Родины;
- к другим народам, странам;
- к природе,
- к общественному достоянию и материальным ценностям;
- к людям,
- к себе,
Соответственно этим отношениям определяются задачи:
1. Воспитывать любовь и уважение к Родине, своему народу, языку, символам Родины;
2. Воспитывать доброжелательное отношение к другим странам и народам, культуру межнационального общения, нетерпимость к национальной неприязни;
3.Формировать положительное отношение к труду, стремление добросовестно трудиться на общественное благо;
4.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
5.Формировать стремление сохранять и умножать общественное достояние;
6.Побуждать взаимоуважения, гуманности, культуры общения;
7.Воспитывать чувства долга, ответственности, скромности, честности, правдивости, принципиальности, нетерпимости к нарушителям общественных дисциплины и порядка.
Первый аспект интегрируется во второй. В совокупности они определяют содержание нравственного воспитания.
4.3. Содержание нравственного воспитания.
Содержание нравственного воспитания составляют процессы формирования нравственного сознания, положительных нравственных качеств, организации нравственного поведения.
Нравственное сознание – совокупность нравственных взглядов, убеждений, идеалов, эмоционально-волевой сферы личности, идей и теорий, которые отражают общественные отношения и предписывают человеку определённый тип поведения и деятельности.
Это понятие содержит в себе объективный и субъективный смысл. Объективный смысл заключён в понятиях «идеи», «теории»; субъективный – в понятиях «взгляды», «убеждения», «идеалы», «эмоционально-волевая сфера личности».
Центральное место в структуре нравственного сознания занимают нравственные убеждения.Причём, в структуре нравственных убеждений школьников младшего и среднего возраста преобладает эмоциональный фактор.
По определению психологов чувства, эмоции – своеобразно пережитое и выраженное человеком отношение к действительности, к окружающему миру. Нравственные чувства (любовь, доверие, сочувствие, жалость, долг ответственность и пр.) важно формировать у представителей всех возрастных групп. Они возникают на основе знаний и правильного анализа ситуации.
В структуре нравственных убеждений старших школьников доминирует интеллектуально-волевая и идейная сфера личности. То есть они формируются на основе осознания идей, идеалов, собственного опыта, реализуются посредством применения волевых усилий.
Нравственное сознание успешно формируется, если обеспечивается единство знаний, опыта, поведения и деятельности.
Методы формирования нравственного сознания – рассказ, разъяснение, беседа, диспут, лекция, пример.
Нравственные качества – понятие и проявление нравственного сознания, с помощью которого характеризуются и с моральной точки зрения оцениваются наиболее типичные черты поведения людей (словарь по этике).
Нравственные качества (правдивость, аккуратность, чуткость, доброта, трудолюбие и др.) – сплав внутренних характеристик (знаний, убеждений, идеалов, нравственных чувств, воли, готовности действовать, выражать свои мысли) и внешних выражений. Внешне они проявляются в оценочных суждениях, поступках, деятельности.
Процесс формирования нравственных качеств включает в себя:
А) привитие знаний, формирование убеждений, чувств, воли;
Б) вовлечение в деятельность нравственного содержания с целью создания условий для проявления нравственных качеств;
В) организацию коллективного обсуждения поступков, обучение детей самооценке.
Основной путь организации нравственного поведения – упражнения в делах и поступках нравственного содержания. При организации упражнений осуществляется приучение школьников к нужному поведению, формирование нравственных привычек.