Мораль и право как форма общественного сознания.

Мораль — это форма общественного сознания и форма регулирования. Она носит классовый характер. Ввсем разновидностям морали присущи какие-то общие черты, которые состоят в том, что есть основополагающие, общече­ловеческие ценности, которые призвана защищать любая мо­раль (жизнь, честь, достоинство человека, его биологическое и социальное благополучие, общественный порядок, собст­венность и т. д.).Соотношение права и морали может быть рассмотрено с позиции их общих черт, различия и взаимодействия.Общими чертами морали и права является то, что они выступают социальными регуляторами, складываются из норм (правил поведения общего характера), основываются на одной и той же системе ценностей, сложившихся в обществе.Они различаются по происхождению (способу формиро­вания), форме выражения и обеспечения. Нормы морали складываются и изменяются в обществе стихийно на основе представлений о добре и зле и т. п. Право же формируется государством. право – это система нормативных установок, опирающихсяна идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения.

Нормы права выражены в строго определенной форме (нормативные акты и т. п.). Нормы морали живут в сознании людей. В отличие от права соблюдение норм морали обеспе­чивается собственной совестью человека, стремящегося к добру, и общественным мнением. Взаимодействие морали и права выражается во взаимном влиянии друг на друга. Мораль оказывает влияние на содер­жание и функционирование права. Мораль влияет на право по линии правотворчества, правоприменения и правоисполнения. Лица, составляющие законодательный корпус, сами явля­ются носителями определенной морали, имеют определенные представления о добре и зле, совокупности моральных цен­ностей. Их моральные воззрения неизбежно оказывают влия­ние на содержание принимаемых законов и иных норматив­ных актов. Однако законодатели, принимая закон, должны руководствоваться не столько собственными моральными представлениями, сколько уровнем морального состояния об­щества в целом. Чем более точно и адекватно в законах вы­ражены моральные воззрения общества, тем более эффектив­но действуют законы. Соответствие законов моральному со­стоянию общества минимизирует государственное принужде­ние как средство обеспечения права.

Учет требований господствующей в обществе морали де­лает само право морально содержательным. Требования права становятся совпадающими с требованиями морали. Можно согласиться с известным мнением, что право — это минимум морали. Действительно, в праве выражены многие и многие моральные нормы: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не злословь, будь честен, справедлив, не делай вреда другому и т. д.

Все составы преступлений против личности, семьи, собственности, общественного по­рядка нравственно обоснованны. Мораль по сравнению с правом предъявляет к человеку более высокие требования. Право интересует внешняя сторо­на поведения. Для него не важны мотивы соблюдения норм поведения. Мораль же требует поступать прежде всего по со­вести, по внутреннему убеждению. Мораль выступает как критерий оценки права. Право, не отвечающее ее требованиям, оценивается негативно, мораль­но не одобряется, осуждается. Мораль воздействует на правоприменительную деятель­ность государственных органов. Она требует, чтобы юридиче­ские дела разрешались с учетом ее принципов. Речь идет о соблюдении норм морали в ходе совершения процессуальных действий (допросов, обысков, выемок и т. д.), а также при вынесении конкретного, индивидуального решения по юридическому делу Решения должны не только соответствовать нормам права, но и не противоречить морали. Мораль имеет значение и при толковании законов, если в них встречаются термины морального содержания. Моральное состояние общества влияет не только на при­менение права, но и на другие формы реализации права (со­блюдение, исполнение, использование). Чем выше уровень морального сознания членов общества, тем легче, безболез­ненно и бесконфликтно соблюдаются и исполняются нормы права. Напротив, нравственный нигилизм(нигилизм-метафизическая установка на абсолютное отрицание ценностей культуры, смысла жизни, норм нравственности) всегда идет об руку с правовым нигилизмом. Пренебрежение моралью идет рядом с пренебрежением правом. Это естественно, так как их тре­бования во многом совпадают. Право оказывает в свою очередь обратное воздействие на моральное состояние общества, отдельных его членов, спо­собствует их нравственному воспитанию. Это вытекает из то­го, что основные принципы, нормы права нравственно содер­жательны, основные требования права и нравственности сов­падают. Право зачастую содержит прямые предписания со­блюдать нормы нравственности и в случае их нарушения ус­танавливает неблагоприятные для нарушителя юридические последствия. Ст. 63 СК РФ обязывает родителей заботиться о нравственном воспитании детей. За нарушение своих обя­занностей они могут быть лишены родительских прав. ГК РФ предусматривает ответственность за причинение морального вреда, который наступает как следствие нарушения нормы морали. Особые нравственные требования право предъявляет к ра­ботникам юридической сферы. Законы о судах, прокуратуре, адвокатуре и т. п. требуют неуклонного соблюдения норм нравственности в соответствующей сфере профессиональной деятельности, фактически как бы обрисовывают нравствен­ный идеал судьи, прокурора и государственного чиновника, адвоката. В ряде случаев разрабатываются кодексы чести.

№25

Наши рекомендации