Для студентов всех форм обучения
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образовательной политике
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Введение в профессионально-педагогическую
специальность»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки « Декоративно-прикладное искусство и дизайн»
профилизации « Арт-дизайн», « Дизайн и компьютерная графика»,
« Дизайн имиджа и стиля», « Дизайн интерьера», « Дизайн костюма», « Искусствоведение»
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 18 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Автор: | канд. экон. наук, доцент | А. А. Чикин |
Рецензент: | канд. пед. наук, доцент | В. П. Фалько |
Одобрена на заседании кафедры теории и истории искусств и художественного мастерства. Протокол от _____________№__________.
Заведующая кафедрой теории и истории искусств и художественного мастерства | А. Б. Костерина |
Рекомендована к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от _______________ №___.
Председатель методической комиссии ИнИс | В. П. Фалько | |
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ | С. В. Пеннер | |
Директор ИнИс | А. Б. Костерина |
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011
© Чикин А.А., 2011 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью учебной дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность» в первую очередь является знакомство студентов с сущностью профессионально-педагогической деятельности, основами организации образовательного процесса. Здесь же вводные сведения о направлении подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям), профильном содержании подготовки, обусловленном художественной, творческой составляющей профессии, о личностных качествах и компетенциях бакалавра профессионального обучения. Кроме того освоение данной учебной дисциплины предполагает достаточно подробное ознакомление студентов первого курса с Российским государственным профессионально-педагогическим университетом, его структурными подразделениями, с организацией вузовского учебного процесса, методами эффективного овладения общекультурными, профессиональными компетенциями, вопросами воспитания, развития и обучения в профессионально-педагогическом вузе.
Задачи дисциплины:
1. сформировать у студентов адекватное понимание профессиональной подготовки, ориентированной на профиль Декоративно-прикладное искусство и дизайн;
2. ознакомить студента с профессионально важными и значимыми качествами личности педагога профессионального обучения;
3. дать студенту общие представления о системе высшего профессионального образования, роли и месте в ней профессионально-педагогического образования, основных формах организации образовательного процесса в высшем учебном заведении, о нормативной и правовой документации, регламентирующей этот процесс;
4. способствовать успешной адаптации студента в образовательный процесс.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Учебная дисциплина «Введение в профессионально-педагогическую специальность» относится к Базовой части Профессионального цикла Б.З.
Данная дисциплина является предшествующей в ряду дисциплин циклов Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический циклы и Б.3 Профессиональный цикл. Это, в частности, дисциплины: «Общая психология», «Психология профессионального образования», «Общая и профессиональная педагогика», «Методика воспитательной работы». Кроме того, дисциплина «Введение в профессионально-педагогическую специальность» находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами профильной подготовки.
Для изучения учебной дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность» достаточно знаний, умений и навыков, приобретенных на предыдущих уровнях образования.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
«Общая психология»;
«Психология профессионального образования»;
«Общая и профессиональная педагогика»;
«Методика воспитательной работы».
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения учебной дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность» является создание теоретических основ для успешного формирования следующих компетенций студента (выпускника):
· осознает ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности (демонстрирует глубокое знание всех ключевых ценностей профессии (КЦП), проявляет понимание их смыслов и значений, свободно интерпретирует все КЦП, высказывает свое отношение к положению каждой КЦП, демонстрирует системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся) (ОК-2);
· способен развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2);
· способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);
· способен проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18);
· готов к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений (ПК-30).
Наряду с отмеченными общекультурными и профессиональными компетенциями у студента закладываются основы формирования следующих профильно-специализированных компетенций, обеспечивающих выпускнику (бакалавру профессионального обучения) способность применять знания, умения и личные качества в практической деятельности.
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
· сущность и особенности профессионально-педагогического образования, возможности получения образования по профилю подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»;
· основные формы организации образовательного процесса в высшем учебном заведении;
· роль и место Российского государственного профессионально-педагогического университета в подготовке профессионально-педагогических кадров, его историю, структуру, основные достижения и успехи в этом направлении;
· содержание и структуру государственных образовательных стандартов, учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин;
· сущность и особенности профессионально-педагогической деятельности в сфере профессионального обучения;
· основные требования к личности бакалавра профессионального обучения, уровню его профессиональной подготовки.
Уметь:
· планировать режим собственной учебной деятельности, осуществлять контроль и управление этим процессом;
· применять эффективные способы усвоения знаний;
· пользоваться учебным планом, нормативно-правовой и учебно-программной документацией;
· организовывать и проводить профессионально-ориентационную деятельность в образовательных учреждениях по профилю подготовки Декоративно-прикладное искусство и дизайн.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· технологиями работы с различного рода источниками информации;
· профессиональной терминологией в объеме учебной дисциплины, навыками деловой коммуникации и взаимодействия со специалистами смежных профессий;
· готов к решению организационно-управленческих задач в художественной сфере.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий | |||||
Форма обучения | |||||
Очная | Заочная с полным сроком | Заочная с сокращенным сроком | |||
художники | педагоги | ||||
1. Виды и объем учебной работы в ч. | |||||
1.1. Общая трудоемкость дисциплины | |||||
1.2.Аудиторные занятия: | |||||
1.2.1. Лекции | |||||
1.2.2. Практические занятия | |||||
1.2.3. Лабораторные работы | - | - | - | - | |
1.3. Самостоятельная работа | |||||
1.3.1. Курсовая работа | - | - | - | - | |
1.3.2. Контрольная работа | - | + | + | + | |
1.3.3. Расчетно-графическая работа | - | - | - | - | |
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы (занятия в библиотеке, работа с каталогами, посещение музеев, просмотр видеороликов об истории РГППУ, чтение специальной литературы) | |||||
2. График изучения дисциплины | |||||
2.1. Курс | I | I | |||
2.2. Семестр | I | I | |||
2.3. Экзамен (семестр) | - | - | - | - | |
2.4. Зачет (семестр) | I | I | |||
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | - | - | - | - | |
2.6. Контрольная работа (семестр) | - | I | |||
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Общая характеристика профессионально-педагогической специальности. Ее специфика с учетом отраслевой особенности | 1,2 | Еженед. | Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2. | ||||
2. | Образование как социокультурный феномен. Этапы становления и развития профессионального образования | 3,4 | Еженед. | Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4. | ||||
3. | Профессионально педагогическое образование в структуре профессионального образования. Высшее учебное заведение в системе профессионально-педагогического образования | 5,6 | Еженед. | Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6. | ||||
4. | Основы организации образовательного процесса | 7,8 | Еженед. | Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8. | ||||
5. | Формы организации образовательного процесса в высшем учебном заведении. Процесс воспитания в профессиональном образовании. Адаптация студента к процессу обучения и к будущей профессии | 9,10,11 | Еженед | Собесед. – 9; Участие в практ. занятии – 10,11. | ||||
Окончание таблицы 2 | ||||||||
6. | Личность педагога профессионального обучения. Требования деятельности к личности педагога. Профессионализация деятельности и личности педагога | 12,13 | Еженед. | Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 13. | ||||
7. | Профессиональное становление педагога, пути овладения профессией. Отраслевая специфика подготовки кадров | 14,15 | Еженед. | Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15. | ||||
Итого за 1 семестр | Зачет | |||||||
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Такими формами являются организация компьютерных симуляций, разбор конкретных ситуаций, в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Формирование регламентированных ФГОС компетенций осуществляется и при информационно-рецептивном или репродуктивном методе обучения и при более продуктивным методе проблемного изложения, как и применение рейтинговой системы аттестации студентов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
1) Сформулировать цель и задачи учебной дисциплины, обрисовать ее структуру и содержание.
2) Обозначить и сформулировать основные категории и понятия учебной дисциплины.
3) Дать характеристику профессионального образования в художественной сфере.
4) Раскрыть сущность, аспекты и функции образования.
5) Раскрыть понятие «парадигма образования», дать характеристику ведущих парадигм образования.
6) Раскрыть понятие «модель образования», дать сравнительный анализ традиционной, рационалистической, гуманистической и неинституциональной моделей образования.
7) Охарактеризовать этапы становления и развития профессионального образования за рубежом, его развитие в конце 19-первой половине 20 веков. Современное состояние. Отраслевая специфика.
8) Становление профессионального образования в России, его развитие в конце 19- первой половине 20 веков. Современное состояние. Отраслевая специфика.
9) Дать определение профессионально-педагогического образования, охарактеризовать процесс профессионального обучения. Специфика профиля подготовки.
10) Сущность, функции и принципы профессионального обучения.
11) Современная система высшего и среднего профессионально-педагогического образования в Российской Федерации.
12) Особенности и перспективы профессионально-педагогического образования в художественной сфере.
13) Место и роль вуза в подготовке педагога профессионального обучения. Структура вуза. Типовое положение и устав образовательного учреждения.
14) РГППУ как специализированное высшее учебное заведение профессионально-педагогического образования: история и современное состояние.
15) Институт искусств в структуре РГППУ. Цель, задачи, структура и направления подготовки, реализуемые в Институте искусств.
6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям
1) Педагогическое проектирование: сущность и функции. Технология педагогического проектирования.
2) Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении.
3) Содержание профессионального образования: сущность, структура и формы проектирования.
4) Методы профессионального обучения: классификация, характеристика, проектирование.
5) Организационные формы профессионального обучения: классификация форм и их проектирование. Дидактические средства профессионального обучения.
6) Технология обучения. Сущность, функции и структурные компоненты педагогических технологий. Модульное обучение в профессиональной школе.
7) Инновационные технологии в профессиональном образовании. Дистанционное обучение.
8) Воспитательная работа в профессиональном учебном заведении. Современные концепции и подходы к воспитанию.
9) Управление профессиональным образованием: сущность, функции и принципы управления, система управления профессиональными учебными заведениями.
10) Планирование работы профессионального учебного заведения. Повышение качества подготовки специалистов.
6.3. Задания к контрольной работе
Блок «Педагогика»
1) Профессионально-педагогическая деятельность: сущность, функции и виды.
2) Личность педагога профессионального обучения: направленность, профессиональная компетентность, профессионально важные качества педагога.
3) Подготовка педагогов профессионального обучения. Системы СПО и ВПО. 4) Образовательная программа: сущность и содержание.
5) Сущность и формы профессионализации деятельности и личности педагога профессионального обучения.
6) Профессиональная культура педагога профессионального обучения: сущность и структура.
7) Педагогика как наука об образования человека. Основные категории педагогики
8) Методология педагогики и методика педагогических исследований: сущность, уровни, структура, условия построения.
9) Педагогический процесс: сущность, структура, условия построения.
10) Педагогические инновации: сущность, классификация, технологии осуществления инновационных процессов в педагогике.
11) Профессиональная педагогика: сущность, структура. Основные категории профессиональной педагогики.
12) Сущность, аспекты и функции образования. Ведущие парадигмы образования.
13) Модели образования. Виды и уровни образования.
14) Нормативно-правовые основы образования. Государственный образовательный стандарт учебный план образовательного учреждения.
15) Профессиональное образование и профессиональное обучение. Сущность, функции и принципы профессионального обучения.
16) Система профессиональной подготовки кадров в РФ. Современные требования к профессионалу.
17) Педагогическое проектирование: сущность и функции. Технология педагогического проектирования.
18) Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении.
19) Содержание профессионального образования: сущность, структура и формы проектирования.
20) Методы профессионального обучения: классификация, характеристика, проектирование.
21) Организационные формы профессионального обучения: классификация форм и их проектирование. Дидактические средства профессионального обучения.
22) Технология обучения. Сущность, функции и структурные компоненты педагогических технологий. Модульное обучение в профессиональной школе.
23) Инновационные технологии в профессиональном образовании. Дистанционное обучение.
24) Воспитательная работа в профессиональном учебном заведении. Современные концепции и подходы к воспитанию.
25) Управление профессиональным образованием: сущность, функции и принципы управления, система управления профессиональными учебными заведениями.
26) Планирование работы профессионального учебного заведения. Повышение качества подготовки специалистов.
Блок «Дизайн»
1) Дизайн как составной элемент культуры. Различные подходы к определению истории дизайна.
2) Материальная культура Древнего Египта.
3) Ремесло в эпоху Средневековья.
4) Развитие ремесла, науки и техники в эпоху Возрождения.
5) Стили в европейском искусстве XVIII в. Барокко и рококо.
6) Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России
Х-ХVIII вв.
7) Специфика художественного проектирования в условиях мануфактурного производства.
8) Начало технической революции. Зарождение промышленного производства и проблемы формообразования.
9) Первые российские промышленные выставки. Участие России в международных промышленных выставках.
10) Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна.
11) Проблемы формообразования в предметно-пространственной среде на рубеже ХIХ-ХХ вв.
12) Теория и практика в творчестве У. Морриса.
13) Конструктивизм и функционализм. Школы промышленного конструирования в начале XX в.
14) Немецкий Веркбунд.
15) Баухауз: разработка принципов формообразования промышленной продукции.
16) Создание ВХУТЕМАСа, его роль в разработке принципов промышленного искусства в СССР в 1920-1930-е гг. Пионеры советского дизайна.
17) Предпосылки возникновения промышленного дизайна в США. Развитие дизайна в США после Второй мировой войны.
18) Основные принципы коммерческого дизайна. Р. Лоуи – пионер коммерческого дизайна.
19) Особенности развития дизайна в Германии после Второй мировой войны.
20) Особенности развития дизайна во Франции после Второй мировой войны.
21) Особенности развития дизайна в Англии после Второй мировой войны.
22) Особенности развития дизайна в Италии после Второй мировой войны.
23) Традиции и новаторские технологии в японском дизайне.
24) Особенности развития дизайна в СССР в 1960-1980-е гг.
25) Перспективы развития современного дизайна. Проблемы экологии в дизайне.
6.4. Вопросы для подготовки к зачету
1) Профессионально-педагогическая деятельность: сущность, функции и виды
2) Личность педагога профессионального обучения: направленность, профессиональная компетентность, профессионально важные качества педагога
3) Подготовка педагогов профессионального обучения. Системы СПО и ВПО. Образовательная программа: сущность и содержание
4) Сущность и формы профессионализации деятельности и личности педагога профессионального обучения
5) Профессиональная культура педагога профессионального обучения: сущность и структура
6) Педагогика как наука об образования человека. Основные категории педагогики
7) Методология педагогики и методика педагогических исследований: сущность, уровни, структура, условия построения.
8) Педагогический процесс: сущность, структура, условия построения.
9) Педагогические инновации: сущность, классификация, технологии осуществления инновационных процессов в педагогике.
10) Профессиональная педагогика: сущность, структура. Основные категории профессиональной педагогики.
11) Сущность, аспекты и функции образования. Ведущие парадигмы образования.
12) Модели образования. Виды и уровни образования.
13) Нормативно-правовые основы образования. Государственный образовательный стандарт учебный план образовательного учреждения.
14) Профессиональное образование и профессиональное обучение. Сущность, функции и принципы профессионального обучения.
15) Система профессиональной подготовки кадров в РФ. Современные требования к профессионалу.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
основная литература:
1. Эксперимент в дизайне. Источники дизайнерских идей [Текст]: учеб. пособ. для вузов / под ред. А.Н.Лаврентьева. – М: Университетская книга, 2010. 243 с.
2. Историко-педагогические традиции горнозаводского Урала в ДПИ и дизайне [Текст]: матер.рег. научно-практ. конф. Екатенинбург: Изд-во РГППУ, 2008. 117с.
3. Дизайн интерьера своими руками [Текст]: учеб. пособ. для студентов педагогических вузов /под ред. Е.А.Кочеткова – СПб.: Питер, 2010. 112 с.
4. Розенсон И.А. Основы теории дизайна [Текст]: учеб. пособ. для вузов.– СПб.: Питер, 2008. 218с.
дополнительная литература:
1. Булатова О.С. Педагогический артистизм. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
2. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. – М.: Высш. шк., 2001.
3. Мижериков В.А. Введение в педагогическую профессию: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб пособ. для высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
5. Ткаченко Е.В. Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития: учеб. Пособие для вузов [Гриф УМО] /Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004.
6. Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. – Екатеринбург, Изд-во Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 2001.
7. Федотов В.А. Введение в профессионально-педагогическую специальность (экономика и управление). Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе обучения используются слайды, фотоиллюстрации, графические материала (чертежи), отражающие суть представляемого материала.
Рабочая программа дисциплины
«Введение в профессионально-педагогическую специальность»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.