Для студентов всех форм обучения

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Введение в профессионально-педагогическую

специальность»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки « Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

профилизации « Арт-дизайн», « Дизайн и компьютерная графика»,

« Дизайн имиджа и стиля», « Дизайн интерьера», « Дизайн костюма», « Искусствоведение»

Екатеринбург

РГППУ

Рабочая программа дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 18 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Автор: канд. экон. наук, доцент А. А. Чикин
     
     
     
     
     
Рецензент: канд. пед. наук, доцент В. П. Фалько

Одобрена на заседании кафедры теории и истории искусств и художественного мастерства. Протокол от _____________№__________.

Заведующая кафедрой теории и истории искусств и художественного мастерства   А. Б. Костерина

Рекомендована к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от _______________ №___.

Председатель методической комиссии ИнИс   В. П. Фалько
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИнИс   А. Б. Костерина


© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© Чикин А.А., 2011

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью учебной дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность» в первую очередь является знакомство студентов с сущностью профессионально-педагогической деятельности, основами организации образовательного процесса. Здесь же вводные сведения о направлении подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям), профильном содержании подготовки, обусловленном художественной, творческой составляющей профессии, о личностных качествах и компетенциях бакалавра профессионального обучения. Кроме того освоение данной учебной дисциплины предполагает достаточно подробное ознакомление студентов первого курса с Российским государственным профессионально-педагогическим университетом, его структурными подразделениями, с организацией вузовского учебного процесса, методами эффективного овладения общекультурными, профессиональными компетенциями, вопросами воспитания, развития и обучения в профессионально-педагогическом вузе.

Задачи дисциплины:

1. сформировать у студентов адекватное понимание профессиональной подготовки, ориентированной на профиль Декоративно-прикладное искусство и дизайн;

2. ознакомить студента с профессионально важными и значимыми качествами личности педагога профессионального обучения;

3. дать студенту общие представления о системе высшего профессионального образования, роли и месте в ней профессионально-педагогического образования, основных формах организации образовательного процесса в высшем учебном заведении, о нормативной и правовой документации, регламентирующей этот процесс;

4. способствовать успешной адаптации студента в образовательный процесс.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Учебная дисциплина «Введение в профессионально-педагогическую специальность» относится к Базовой части Профессионального цикла Б.З.

Данная дисциплина является предшествующей в ряду дисциплин циклов Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический циклы и Б.3 Профессиональный цикл. Это, в частности, дисциплины: «Общая психология», «Психология профессионального образования», «Общая и профессиональная педагогика», «Методика воспитательной работы». Кроме того, дисциплина «Введение в профессионально-педагогическую специальность» находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами профильной подготовки.

Для изучения учебной дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность» достаточно знаний, умений и навыков, приобретенных на предыдущих уровнях образования.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

«Общая психология»;

«Психология профессионального образования»;

«Общая и профессиональная педагогика»;

«Методика воспитательной работы».

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения учебной дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность» является создание теоретических основ для успешного формирования следующих компетенций студента (выпускника):

· осознает ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности (демонстрирует глубокое знание всех ключевых ценностей профессии (КЦП), проявляет понимание их смыслов и значений, свободно интерпретирует все КЦП, высказывает свое отношение к положению каждой КЦП, демонстрирует системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся) (ОК-2);

· способен развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2);

· способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);

· способен проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18);

· готов к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений (ПК-30).

Наряду с отмеченными общекультурными и профессиональными компетенциями у студента закладываются основы формирования следующих профильно-специализированных компетенций, обеспечивающих выпускнику (бакалавру профессионального обучения) способность применять знания, умения и личные качества в практической деятельности.

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· сущность и особенности профессионально-педагогического образования, возможности получения образования по профилю подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»;

· основные формы организации образовательного процесса в высшем учебном заведении;

· роль и место Российского государственного профессионально-педагогического университета в подготовке профессионально-педагогических кадров, его историю, структуру, основные достижения и успехи в этом направлении;

· содержание и структуру государственных образовательных стандартов, учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин;

· сущность и особенности профессионально-педагогической деятельности в сфере профессионального обучения;

· основные требования к личности бакалавра профессионального обучения, уровню его профессиональной подготовки.

Уметь:

· планировать режим собственной учебной деятельности, осуществлять контроль и управление этим процессом;

· применять эффективные способы усвоения знаний;

· пользоваться учебным планом, нормативно-правовой и учебно-программной документацией;

· организовывать и проводить профессионально-ориентационную деятельность в образовательных учреждениях по профилю подготовки Декоративно-прикладное искусство и дизайн.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· технологиями работы с различного рода источниками информации;

· профессиональной терминологией в объеме учебной дисциплины, навыками деловой коммуникации и взаимодействия со специалистами смежных профессий;

· готов к решению организационно-управленческих задач в художественной сфере.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий  
Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
художники педагоги
1. Виды и объем учебной работы в ч.
1.1. Общая трудоемкость дисциплины
1.2.Аудиторные занятия:
1.2.1. Лекции
1.2.2. Практические занятия
1.2.3. Лабораторные работы - - - -
1.3. Самостоятельная работа
1.3.1. Курсовая работа - - - -
1.3.2. Контрольная работа - + + +
1.3.3. Расчетно-графическая работа - - - -
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы (занятия в библиотеке, работа с каталогами, посещение музеев, просмотр видеороликов об истории РГППУ, чтение специальной литературы)        
2. График изучения дисциплины  
2.1. Курс I I
2.2. Семестр I I
2.3. Экзамен (семестр) - - - -
2.4. Зачет (семестр) I I
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - - - -
2.6. Контрольная работа (семестр) - I
           

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности. Ее специфика с учетом отраслевой особенности   1,2 Еженед.   Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2.
2. Образование как социокультурный феномен. Этапы становления и развития профессионального образования 3,4 Еженед. Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4.
                 
3. Профессионально педагогическое образование в структуре профессионального образования. Высшее учебное заведение в системе профессионально-педагогического образования 5,6 Еженед. Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6.
4. Основы организации образовательного процесса 7,8 Еженед. Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8.
5. Формы организации образовательного процесса в высшем учебном заведении. Процесс воспитания в профессиональном образовании. Адаптация студента к процессу обучения и к будущей профессии   9,10,11 Еженед Собесед. – 9; Участие в практ. занятии – 10,11.
    Окончание таблицы 2
6. Личность педагога профессионального обучения. Требования деятельности к личности педагога. Профессионализация деятельности и личности педагога 12,13 Еженед. Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 13.
7. Профессиональное становление педагога, пути овладения профессией. Отраслевая специфика подготовки кадров 14,15 Еженед. Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15.
Итого за 1 семестр Зачет

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Такими формами являются организация компьютерных симуляций, разбор конкретных ситуаций, в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Формирование регламентированных ФГОС компетенций осуществляется и при информационно-рецептивном или репродуктивном методе обучения и при более продуктивным методе проблемного изложения, как и применение рейтинговой системы аттестации студентов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

1) Сформулировать цель и задачи учебной дисциплины, обрисовать ее структуру и содержание.

2) Обозначить и сформулировать основные категории и понятия учебной дисциплины.

3) Дать характеристику профессионального образования в художественной сфере.

4) Раскрыть сущность, аспекты и функции образования.

5) Раскрыть понятие «парадигма образования», дать характеристику ведущих парадигм образования.

6) Раскрыть понятие «модель образования», дать сравнительный анализ традиционной, рационалистической, гуманистической и неинституциональной моделей образования.

7) Охарактеризовать этапы становления и развития профессионального образования за рубежом, его развитие в конце 19-первой половине 20 веков. Современное состояние. Отраслевая специфика.

8) Становление профессионального образования в России, его развитие в конце 19- первой половине 20 веков. Современное состояние. Отраслевая специфика.

9) Дать определение профессионально-педагогического образования, охарактеризовать процесс профессионального обучения. Специфика профиля подготовки.

10) Сущность, функции и принципы профессионального обучения.

11) Современная система высшего и среднего профессионально-педагогического образования в Российской Федерации.

12) Особенности и перспективы профессионально-педагогического образования в художественной сфере.

13) Место и роль вуза в подготовке педагога профессионального обучения. Структура вуза. Типовое положение и устав образовательного учреждения.

14) РГППУ как специализированное высшее учебное заведение профессионально-педагогического образования: история и современное состояние.

15) Институт искусств в структуре РГППУ. Цель, задачи, структура и направления подготовки, реализуемые в Институте искусств.

6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям

1) Педагогическое проектирование: сущность и функции. Технология педагогического проектирования.

2) Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении.

3) Содержание профессионального образования: сущность, структура и формы проектирования.

4) Методы профессионального обучения: классификация, характеристика, проектирование.

5) Организационные формы профессионального обучения: классификация форм и их проектирование. Дидактические средства профессионального обучения.

6) Технология обучения. Сущность, функции и структурные компоненты педагогических технологий. Модульное обучение в профессиональной школе.

7) Инновационные технологии в профессиональном образовании. Дистанционное обучение.

8) Воспитательная работа в профессиональном учебном заведении. Современные концепции и подходы к воспитанию.

9) Управление профессиональным образованием: сущность, функции и принципы управления, система управления профессиональными учебными заведениями.

10) Планирование работы профессионального учебного заведения. Повышение качества подготовки специалистов.

6.3. Задания к контрольной работе

Блок «Педагогика»

1) Профессионально-педагогическая деятельность: сущность, функции и виды.

2) Личность педагога профессионального обучения: направленность, профессиональная компетентность, профессионально важные качества педагога.

3) Подготовка педагогов профессионального обучения. Системы СПО и ВПО. 4) Образовательная программа: сущность и содержание.

5) Сущность и формы профессионализации деятельности и личности педагога профессионального обучения.

6) Профессиональная культура педагога профессионального обучения: сущность и структура.

7) Педагогика как наука об образования человека. Основные категории педагогики

8) Методология педагогики и методика педагогических исследований: сущность, уровни, структура, условия построения.

9) Педагогический процесс: сущность, структура, условия построения.

10) Педагогические инновации: сущность, классификация, технологии осуществления инновационных процессов в педагогике.

11) Профессиональная педагогика: сущность, структура. Основные категории профессиональной педагогики.

12) Сущность, аспекты и функции образования. Ведущие парадигмы образования.

13) Модели образования. Виды и уровни образования.

14) Нормативно-правовые основы образования. Государственный образовательный стандарт учебный план образовательного учреждения.

15) Профессиональное образование и профессиональное обучение. Сущность, функции и принципы профессионального обучения.

16) Система профессиональной подготовки кадров в РФ. Современные требования к профессионалу.

17) Педагогическое проектирование: сущность и функции. Технология педагогического проектирования.

18) Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении.

19) Содержание профессионального образования: сущность, структура и формы проектирования.

20) Методы профессионального обучения: классификация, характеристика, проектирование.

21) Организационные формы профессионального обучения: классификация форм и их проектирование. Дидактические средства профессионального обучения.

22) Технология обучения. Сущность, функции и структурные компоненты педагогических технологий. Модульное обучение в профессиональной школе.

23) Инновационные технологии в профессиональном образовании. Дистанционное обучение.

24) Воспитательная работа в профессиональном учебном заведении. Современные концепции и подходы к воспитанию.

25) Управление профессиональным образованием: сущность, функции и принципы управления, система управления профессиональными учебными заведениями.

26) Планирование работы профессионального учебного заведения. Повышение качества подготовки специалистов.

Блок «Дизайн»

1) Дизайн как составной элемент культуры. Различные подходы к определению истории дизайна.

2) Материальная культура Древнего Египта.

3) Ремесло в эпоху Средневековья.

4) Развитие ремесла, науки и техники в эпоху Возрождения.

5) Стили в европейском искусстве XVIII в. Барокко и рококо.

6) Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России
Х-ХVIII вв.

7) Специфика художественного проектирования в условиях мануфактурного производства.

8) Начало технической революции. Зарождение промышленного производства и проблемы формообразования.

9) Первые российские промышленные выставки. Участие России в международных промышленных выставках.

10) Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна.

11) Проблемы формообразования в предметно-пространственной среде на рубеже ХIХ-ХХ вв.

12) Теория и практика в творчестве У. Морриса.

13) Конструктивизм и функционализм. Школы промышленного конструирования в начале XX в.

14) Немецкий Веркбунд.

15) Баухауз: разработка принципов формообразования промышленной продукции.

16) Создание ВХУТЕМАСа, его роль в разработке принципов промышленного искусства в СССР в 1920-1930-е гг. Пионеры советского дизайна.

17) Предпосылки возникновения промышленного дизайна в США. Развитие дизайна в США после Второй мировой войны.

18) Основные принципы коммерческого дизайна. Р. Лоуи – пионер коммерческого дизайна.

19) Особенности развития дизайна в Германии после Второй мировой войны.

20) Особенности развития дизайна во Франции после Второй мировой войны.

21) Особенности развития дизайна в Англии после Второй мировой войны.

22) Особенности развития дизайна в Италии после Второй мировой войны.

23) Традиции и новаторские технологии в японском дизайне.

24) Особенности развития дизайна в СССР в 1960-1980-е гг.

25) Перспективы развития современного дизайна. Проблемы экологии в дизайне.

6.4. Вопросы для подготовки к зачету

1) Профессионально-педагогическая деятельность: сущность, функции и виды

2) Личность педагога профессионального обучения: направленность, профессиональная компетентность, профессионально важные качества педагога

3) Подготовка педагогов профессионального обучения. Системы СПО и ВПО. Образовательная программа: сущность и содержание

4) Сущность и формы профессионализации деятельности и личности педагога профессионального обучения

5) Профессиональная культура педагога профессионального обучения: сущность и структура

6) Педагогика как наука об образования человека. Основные категории педагогики

7) Методология педагогики и методика педагогических исследований: сущность, уровни, структура, условия построения.

8) Педагогический процесс: сущность, структура, условия построения.

9) Педагогические инновации: сущность, классификация, технологии осуществления инновационных процессов в педагогике.

10) Профессиональная педагогика: сущность, структура. Основные категории профессиональной педагогики.

11) Сущность, аспекты и функции образования. Ведущие парадигмы образования.

12) Модели образования. Виды и уровни образования.

13) Нормативно-правовые основы образования. Государственный образовательный стандарт учебный план образовательного учреждения.

14) Профессиональное образование и профессиональное обучение. Сущность, функции и принципы профессионального обучения.

15) Система профессиональной подготовки кадров в РФ. Современные требования к профессионалу.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

основная литература:

1. Эксперимент в дизайне. Источники дизайнерских идей [Текст]: учеб. пособ. для вузов / под ред. А.Н.Лаврентьева. – М: Университетская книга, 2010. 243 с.

2. Историко-педагогические традиции горнозаводского Урала в ДПИ и дизайне [Текст]: матер.рег. научно-практ. конф. Екатенинбург: Изд-во РГППУ, 2008. 117с.

3. Дизайн интерьера своими руками [Текст]: учеб. пособ. для студентов педагогических вузов /под ред. Е.А.Кочеткова – СПб.: Питер, 2010. 112 с.

4. Розенсон И.А. Основы теории дизайна [Текст]: учеб. пособ. для вузов.– СПб.: Питер, 2008. 218с.

дополнительная литература:

1. Булатова О.С. Педагогический артистизм. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.

2. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. – М.: Высш. шк., 2001.

3. Мижериков В.А. Введение в педагогическую профессию: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб пособ. для высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.

5. Ткаченко Е.В. Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития: учеб. Пособие для вузов [Гриф УМО] /Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004.

6. Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. – Екатеринбург, Изд-во Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 2001.

7. Федотов В.А. Введение в профессионально-педагогическую специальность (экономика и управление). Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе обучения используются слайды, фотоиллюстрации, графические материала (чертежи), отражающие суть представляемого материала.

Рабочая программа дисциплины

«Введение в профессионально-педагогическую специальность»

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Наши рекомендации