Теоретический комментарий. Зарождение русской педагогики принято относить к периоду первого государства
Зарождение русской педагогики принято относить к периоду первого государства восточных славян: Киевской Руси (X в.). В этот период начала складываться национальная система воспитания, основные черты которой и сегодня присущи русской, украинской и белорусской народной педагогике.
Педагогическая мысль Руси дошла до наших дней в произведениях древней литературы, не имеющих специального педагогического характера. Когда на Руси ещѐ не существовало специальных трактатов о воспитании, педагогические идеи можно было встретить в памятниках литературы различных жанров. Важное место в воспитании занимали жития (описания жизни святых), из которых черпались духовные ценности и эталоны правильных поступков. В письменных источниках до нас дошли наставления и поучения князей, созданные для своих наследников, (среди таких источников наиболее известны «Поучения Владимира Мономаха»). Одним из действенных средств воспитания был фольклор – искусство, создаваемое народом и широко распространѐнное в быту (изобразительное, словесное, музыкальное, танцевальное творчество и др.), а также народные игрушки.
В развитии образования в Русском государстве к началу XVIII в. ведущую роль играла церковь, вследствие чего образование ярко выраженный церковно-религиозный характер.
В XVIII в. благодаря реформам Петра I в России происходит активное заимствование из-за рубежа научных идей и передового опыта из разных сфер знаний и общественной жизни. В это время в Россию приглашаются квалифицированные специалисты из европейских стран, за границу отправляются учиться боярские и дворянские дети, а в России создаѐтся Академия наук и открываются первые светские школы и училища. В период с 1701 по1721 гг. открылись Морская академия, Навигацкая, Артиллерийская, Медицинская и Инженерная школы, горные школы при металлургических заводах, а также Школа математических и навигацких наук (1701 г.), которая стала первой реальной школой в Европе (в Германии подобная школа появилась лишь через 7 лет). Эти школы вели подготовку наиболее востребованных специалистов для различных отраслей хозяйства, а также офицеров для армии и флота. Кроме того, были открыты гарнизонные, архиерейские и разноязычные школы.
Развитие педагогических идей в русской общественной мысли XVIII в. связано с просветительской деятельностью И.Т. Посошкова, М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, А.Я. Поленова, Ф.И.
Янковича де Мириево и др.
Важную роль в развитии отечественного образования сыграл великий русский учѐный Михаил Васильевич Ломоносов. Наряду с напряжѐнной научно-исследовательской работой Ломоносов много сил отдавал популяризации наук и пропаганде научных знаний, а также прогрессивных педагогических идей и методик, разработанных выдающимися зарубежными педагогами. Он внедрил в организацию учебного процесса классно-урочную систему обучения, а впоследствии его ученики и последователи перевели на русский язык и издали ряд книг Я.А. Коменского, Дж. Локка и др. Во многом благодаря его стараниям в 1755 г. в Москве был открыт первый в России университет. Ломоносов выпустил ряд учебников и методических материалов по физике, горному делу, риторике, русскому языку, первым стал читать лекции студентам на русском языке.
В 1766 г. А.Я. Поленов в работе «О крепостном состоянии крестьян в России» предлагает очень прогрессивный для своего времени проект организации крестьянского образования, однако осуществление этого проекта так и не было начато.
Первый масштабный проект создания системы народного образования в России, попытка осуществления которого была предпринята, разработал Фѐдор Иванович Янкович де Мириево. Согласно утверждѐнному в 1786 г. Екатериной II «Уставу народных училищ», в каждом губернском городе предполагалось открыть главные народные училища, рассчитанные на 5 лет обучения, а в уездных центрах и сѐлах – малые народные училища (2 года). В малых народных училищах должны изучаться следующие предметы: чтение, письмо, цифры и счѐт, катехизис и Священную историю, арифметику, чистописание, рисование. Содержание народных училищ (обеспечение материальными средствами, помещением, учителями) возлагалось на местные власти. Проект был реализован лишь частично, поскольку при его осуществлении в большинстве случаев оставались нерешѐнными проблемы финансирования, обеспечения народных училищ педагогическими кадрами и некомпетентности местных властей.
Литература
1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2000.
2. Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: ВЛАДОС, 1999.
3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1982.
4. Латышина Д И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.
Тема 8 Школа и педагогика в России ХIХ – начала ХХ в.
Вопросы к семинару
1. Государственная просветительная политика в ХIХ в.
2. Педагогическая система К.Д. Ушинского.
3. Педагогические идеи и деятельность Л.Н. Толстого.
4. Педагогические идеи и деятельность С.А. Рачинского.
5. Деятели земской школы Н.А. Корф и Н.Ф. Бунаков.
6. Система народного просвещения в России в начале ХХ в.
Темы для сообщений
1. Закрытые учебно-воспитательные заведения в России ХIХ в.
2. Развитие сельской школы в России ХIХ – начала ХХ в.
3. Женское и педагогическое образование в России ХIХ в.
4. Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова.
5. Педагогические взгляды П.Ф. Каптерева и К.Н. Вентцеля.
6. Педагогическая деятельность и взгляды П.Ф. Лесгафта.
Практические задания
Заполните таблицу
Представители отечественной педагогической мысли ХIХ в. | Вклад в педагогическую теорию и развитие отечественного образования |
Н.И. Пирогов (1810-1881) | |
П.Ф. Лесгафт (1837-1909) |
Выпишите основные особенности школы С.А. Рачинского. Воспользуйтесь изданием: Сидоров С.В. Инновации в сельской школе: теория и практика управления.– Шадринск, 2006. С.36-37.
Теоретический ко |
мментарий |
К началу ХIХ в. в Российской Империи сложилась система образования, отражающая существовавшее тогда расслоение общества. Для дворянства уже существовали и открывались новые учебные заведения европейского уровня. Для простонародья же не хватало даже начальных школ. Весьма противоречивым было отношение к образованию в русском обществе. Нередко учебные заведения воспринимались как рассадники вольнодумства и беспорядков (известен случай, когда власти Курска отказали правительству в открытии университета в их городе, объясняя своѐ решение заботой о моральном облике курян).
Основоположником научной педагогики в России по праву считается Константин Дмитриевич Ушинский, внѐсший неоценимый вклад не только в отечественную, но и в мировую педагогику.