Методы педагогического исследования, их классификация

Вопросы к государственному экзамену по педагогике

Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»

Магистерские программы: иностранный язык; русский язык; литература; история; физико-математическое образование

Понятие «образование». Образование как феномен культуры и социальный институт

Сущность понятия «образование», различные подходы к его трактовке. Факторы эволюции образования. Ведущие функции образования. Уровни образования. Идеал образованности. Образование как основной социальный институт, его роль в социализации подрастающих поколений. Система образования в России.

Основные тенденции развития современного образования

Непрерывность образования (осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Индустриализация обучения, его компьютеризация и технологизация. Переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, самостоятельной работы обучающихся, от «школы воспроизведения» к «школе понимания» и «школе мышления» (по А.А.Вербицкому). Поиск психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым, стимулирование, развитие, организация творческой, самостоятельной деятельности обучающихся. Организация обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента. Связь тенденций изменения общей ситуации образования с общими принципами его реформирования в мире и в России: интеграции, гуманизации, дифференциации и индивидуализации, демократизации.

3. Компетентностный подход в образовании: сущность, основные понятия, виды формируемых компетенций

Компетентностный подход как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Категориальная база компетентностного подхода: сущность и соотношение понятий «компетенция», «компетентность». Различные подходы к определению данных понятий (А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, Е.В. Бондаревская и др.). Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.

Технологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании

Новое понимание образовательных технологий и средств оценки результатов обучения в условиях реформы российского высшего профессионального образования. Образовательные технологии с точки зрения компетентностного подхода. Образовательные технологии как практическая сторона реализации ООП. Методические и технологические аспекты формирования и развития компетенций на уровне учебного курса, модуля, образовательной программы. Характеристика технологий, способствующих формированию ключевых компетенций студента. Содержательные показатели и измерители уровня сформированности социально-культурных и профессиональных компетенций студента.

Сущность и методологические основания педагогической инноватики

Педагогическая инноватика как учение о создании педагогических новшеств, их оценке в освоении педагогическим сообществом и использовании в практике. Цель и задачи педагогической инноватики. Основные понятия педагогической инноватики: новое, новизна; новшество в образовании, уровни новшеств в образовании; инновация и нововведение; педагогическая инновация. Инновационная деятельность. Инновационная идея. Инновационная программа. Инновационная доктрина. Инновирование.

Методология педагогики: сущность, задачи, уровни

Понятие методологии. Общенаучная и частнонаучная методологии, их задачи. Методологические подходы в педагогике: личностный, деятельностный, системный, культурологический и др.

Методологические подходы к изучению современного образования

Сущность, основные понятия компетентностного подхода и его реализация в современном образовании. Теоретические основы личностного и деятельностного подходов.

Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней педагогического исследования

Связь методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования. Философские концепции как основа педагогического исследования. Соответствие результатов теоретического исследования и практического опыта.

Общая логика и структура педагогического исследования

Логика исследования. Определение противоречий, формулировка объекта, предмета исследования. Определение его основных этапов, планирование каждого из этапов.

Методы педагогического исследования, их классификация

Понятие методов педагогического исследования. Различные подходы к их классификации. Сущность теоретических и эмпирических методов. Понятие методики исследования.

Наши рекомендации