Образ ученика и учителя инновационной школы
Многие образовательные учреждения в той или иной степени работают в инновационном режиме. Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что педагоги недостаточно готовы к принятию и реализации нововведений — это значительно снижает результативность вводимых в образовательный процесс новшеств.
Проведенные исследования (Н. Ю. Посталюк) показали, что феномен готовности к нововведениям представляет такое личностное проявление творческого стиля деятельности педагога, в котором своеобразно сочетаются антиконформизм интеллекта, личностная направленность (стремление, потребность реализовать новые педагогические идеи), практические умения осуществлять новые способы и формы профессиональной деятельности. Этот аспект творческой педагогической деятельности можно условно назвать «вторичным творчеством», без которого, конечно, не может быть в полной мере реализовано творчество «первичное» (идея, проект, теоретическое решение проблемы).
Обобщенные планируемые образовательные результаты обучения обозначим в виде образа ученика школы личностной ориентации — инновационной по отношению к массовой школе. Такой ученик характеризуется следующими параметрами:
- знает свои индивидуальные особенности, черты характера, наиболее оптимальные темпы и формы занятий каждым из учебных предметов;
- имеет опыт реализации своих наиболее творческих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ, проведения конкурсов, праздников, олимпиад и т.д.;
- осознает и умеет пояснить свои цели занятий тем или иным предметом, отчетливо понимая, зачем он ходит в школу и в чем себя реализует;
- умеет поставить учебную цель в заданной области знаний или деятельности; составить план ее достижения; выполнить план, исходя из своих индивидуальных особенностей; получить и осознать свой результат; сравнить его с аналогичными результатами одноклассников; произвести рефлексию и самооценку своей деятельности;
- имеет личностное понимание смысла каждого из изучаемых предметов; владеет базовыми знаниями, умениями и навыками; ориентируется в основных учебных предметах, проблемах соответствующих наук и искусств;
- имеет личностные результаты образования, отличающиеся от федеральных и региональных образовательных стандартов глубиной, тематикой, наличием мнения, отличного от общепринятого;
- способен обозначить свое понимание (или непонимание) по любым возникающим вопросам; умеет понять и оценить иную точку зрения, вести диалог или спор;
- является носителем культурных норм и традиций, прожитых и усвоенных им; умеет аргументировать свои знания и полученные результаты;
- умеет определять свои действия в ситуациях выбора; обладает раскованностью мыслей, чувств и движений, одновременно умеет выдерживать нормы поведения, которые задаются в школе и (или) семье;
- имеет достойную цель в жизни, умеет выстроить свои дальнейшие планы обучения на перспективу.
Из приведенного выше образа ученика следуют требования к профессиональным качествам учителя-инноватора личностно ориентированной школы, который:
1)диагностирует индивидуальный личностный потенциал учеников;
2)выявляет личностные особенности учеников в каждой конкретной образовательной области;
3)уточняет фундаментальные образовательные объекты, связанные с ними проблемы и другие элементы образовательной программы личностно ориентированного типа;
4)отбирает культурные аналоги предполагаемым и уже продемонстрированным продуктам ученической образовательной деятельности;
5)обеспечивает реализацию индивидуального набора личностных качеств и ролей каждого ученика в обучении;
6) организует и отслеживает технологию движения учеников по их индивидуальным образовательным траекториям;
7) фиксирует изменения в личностных качествах учеников и степень реализации их внутреннего потенциала, а также внешнюю образовательную продукцию учащихся (портфолио).
Чтобы обладать необходимыми личностно-профессиональными качествами, требуется специальная подготовка. По мнению В.А.Сластёнина[88], формирование готовности учителя к инновационной деятельности предусматривает:
- сознательный анализ на основе мотивов и диспозиций педагогической деятельности;
- критическое отношение к педагогическим нормативам;
- рефлексию и построение системы смыслов (смыслотворчество);
- открытость среде и профессиональным новшествам;
- творчески преобразующее отношение к миру, выход за пределы нормативной заданное™;
- стремление к самореализации, воплощению в профессиональной деятельности своих намерений и образа жизни;
- субъективирование элементов содержания в личностно-смысловое содержание, т. е. наделение личностным смыслом.
Как видим, для участия в педагогических нововведениях учитель должен приобрести опыт выявления и формирования субъектного опыта организации инновационной педагогической деятельности. По мнению И. И. Цыркуна, максимальную креативность педагог приобретает в позиции инноватора при реализации инновационной модели предписания, предполагающей следующие правила: самодиагностику; изучение реального процесса обучения; описание и объяснение явлений; выявление инновационной проблемы; проектирование нового курса обучения; конструирование нового курса обучения; составление программы и сценария по его осуществлению; экспериментирование и оценку эффективности нововведения; защиту и распространение нововведения[89].