Реадаптацию и ресоциализации несовершеннолетних, потеряли нормальный социальный статус, правонарушителей и преступников после применения к ним предусмотренных законом мер
Стратегии воспитания в современной украинской школе
Человек растет, она должна ответить себе на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо. Она поставлена перед необходимостью хотя бы в каком-то приближении понять, что такое жизнь, как она устроена и что ей в нем делать. Если сегодняшняя школа оставит на время формирования целостного устойчивого мировоззрения у ребенка, она просто предаст ее. Школа лишилась сформированной цели и рациональной системы воспитания, классное руководство превратилось в формальность. Попытка свести воспитание к образованию противоречит всему опыту мировой педагогики.
В основе качеств личности всегда лежало отношение человека к другому, к обществу. Но чтобы оно сложилось и закрепилось, отношение должно долго функционировать, и тогда оно закрепится как качество личности. Для этого необходимо общение, оно дает возможность получить и пережить более широкий опыт, усвоить ценностные отношения. Условием общения должны быть свобода, равноправие, независимость участников общения.
А. Газман в статье "Ответственность школы за воспитание детей" предлагает идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях:
1. Воспитание - это органическая часть целостной "образования личности", оно осуществляется под воздействием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности.
Процесс воспитания - это взаимодействие взрослых и детей (их сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов.
3. "Реализм целей воспитания" означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности.
Базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания.
Идея жизненного самоопределения личности воспитанника становится основной для гуманистической ориентации педагога.
Участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть добровольным.
Коллективная творческая деятельность - это совокупность задач и методов, обеспечивающих гуманистическую самоуправляемой общность детей и взрослых.
Школа всегда часть общества, в школе рождается завтрашний день Украины.
Вот почему судьба школы - дело не одного лишь узкого круга специалистов по педагогике. Семья закладывает фундамент личности, на школу падает главный труд по ее строительству, причем нередко приходится заниматься и укреплением и перестроением самого фундамента. Один из главных аспектов мировоззрения воспитания - развитие у человека способности самостоятельно оценивать социальные явления. Эта способность необходима современной молодежи и как предпосылка социальной правильности его поведения в обстановке ослабления традиционных форм общественного регулирования и контроля.
Даже существенно повышая воспитательную отдачу обучения, школа не имеет права отказываться от воспитания как первичной и более масштабной цели, достижение которой призвано поднять на новую качественную высоту отношение учителя к ученикам.
Поэтому задача уже начальной школы - начинать воспитание культуры поведения и мышления, уважительного отношения к труду и старших.
Работа подростков, организуется школой, - не единственный способ приобщить к трудовой деятельности. Как показали социологические исследования, дети мало трудятся дома, и школе в этом направлении также необходимо работать. Дети мало читают, больше смотрят телевизор, а это большая разница. Большое значение имеет такая организация профессиональной ориентации, гораздо увеличила бы трудовую отдачу каждого, повысила удовлетворенность трудом, потому что только труд человека, который нашел себя, может стать творческой, принести ей уважение товарищей. Общественность может способствовать воспитательной деятельности семьи и школы в разных направлениях. Это развитие неформальных контактов с подростками; важно в этом случае, чтобы взрослые выступали перед детьми в качестве образца.
В настоящее время, в период научно-технической революции, обновления общества, эффективно готовить молодежь к жизни может только школа, воспитывающая. Хочется закончить словами ректора Рязанского педагогического университета А. Лиферова: "Чтобы стать центром сообщества (микрорайона), школа сама должна стать глобальной сообществом, где вклад каждого в общее дело, где отношение учеников и родителей к учебному процессу не потребительское, а конструктивное и творческое. разработка концепции школы от ее общей миссии и портрета выпускника к разработке планов, программ и требований к уроку, к оценке результатов - процесс длительный и непрерывный, потому что требования жизни и новые наработки учителей вносят в него свои коррективы ".
Существующая уже несколько лет общественно-экономический кризис в нашей стране тесно связана с низким уровнем образовательной и воспитательной систем в условиях реально существующего социализма. Прежде всего имеет место особый воспитательный диссонанс.
Педагогический диссонанс понимается как отсутствие гармонии и согласования, как расхождение между предполагаемыми и существующими итогам воспитания. Преднамеренные цели воспитания остаются в диссонансе с результатами, которые реально оказываются, - взглядами и поведением молодежи. Например, в системе общественных ценностей, принятых современной молодежью, преобладают те, которые касаются личных, индивидуальных дел, а такие, как культурная и общественная активность, политическая неравнодушие или даже профессиональный труд, далеко не на первом плане. Имеем дело с адаптацией молодежи к существующим условиям социалистического образа жизни, но в принципе другими, чем допущенные представления.
Чем же объясняется педагогический диссонанс? Почему так произошло, несмотря на существующий действующий раньше так называемый единый воспитательный фронт? Есть смысл в этом месте указать на более общие педагогические закономерности, с которыми имеем дело в этом отношении в современных условиях.
Это объясняется прежде всего явлениями общественного диссонанса, оказывается в отношениях между воспитанием (социализацией) и воспитанием, которое широко понимается в узком смысле. В широком смысле воспитания охватывает все явления и процессы, связанные с влиянием общественно-культурного и природной среды на человека, которое воспитывает его личность.
В узком смысле это только осознанные и умышленные действия учреждений или лиц, специализирующихся в этой деятельности, и формируют личности в соответствии с принятыми образцов или воспитательного идеала. Учет такой дифференциации и сосредоточение внимания на воспитании, организованно целостно и заранее, имеет смысл до тех пор, пока в данном широком общественной среде царят относительный порядок и гармония, а негативные явления, влияющие на людей стихийно, неконтролируемым способом, не превышают определенного тревожного уровня.
Вместе с превышением определенного критического или тревожного уровня в валовом обществе деятельность воспитательных учреждений нарушается и может даже способствовать увеличению количества негативных явлений. Именно такой процесс наблюдается в воспитании, так как живем мы в эпоху больших перемен и общественного напряжения.
Давление и темпы преобразующих процессов в обществе, их взаимодействие и усиление негативных явлений вызывают то, что запланированные цели, содержание, ценности и воспитательные процессы в духе гуманных идеалов социализма ослабляются или даже отменяются. Побеждают спонтанные процессы приспособления отдельных единиц и общественных групп к настоящему образа жизни в семье, трудовой среде и месте жительства. Мы убедились, что в быстро изменяющемся мире влияние социализации становится не только более интенсивным, а вместе с тем и противоречивым, что может ослабить или уничтожить планируемые условия воспитания.
Что должны принять педагоги в этой обстановке? Кажется, что единственно правильным будет творческое использование имеющихся теоретических достижений психолого-педагогических наук и отдельных индивидуальных концепций для возбуждения или регулирования образовательных изменений.
Эта директива касается в первую очередь модернизации воспитательной деятельности современной школы. Школьное воспитание станет действующей силой крепкого восстановления и саморегулирования, если сначала произойдет смена стиля программирования каждой школы. Школа, как и другие просветительско-воспитательные учреждения, должна получить определенное поле свободы, должна быть лишена "сверхконтроля" - главным образом административного - как явления, вредного для воспитания.
Надо сделать все, чтобы школа стала местом, где будут культивироваться общечеловеческие ценности, прежде всего гуманные, где, несмотря на кризис веры, доверия и всевозможных авторитетов, есть время и место задуматься над организацией своей жизни. Путем воспитательных и других воздействий необходима переориентация в области признанных образцов жизни и общественного повышения: с вертикального ориентирования на горизонтальное, по ориентированию «мать» на ориентирование "быть", из интересов притязания на устремления.
В школьном воспитании должна наступить концентрация внимания на задачах и конкретных действиях, а не только на личности воспитанника. В воспитании надо акцентировать внимание на перспективе, на будущем, не только на прошлом и современности. Это даст молодежи возможность принять позицию антиципации идеального состояния и стремление к его осуществлению. В воспитательной деятельности надо отдавать предпочтение направлении на развитие альтернативных решений. Это будет обозначать воспитание людей, склонных планировать изменения в окружающей среде и в собственной личности, а не только поддерживать существующую действительность, является важным в связи с необходимой перестройкой мышления и действий, формирования ориентировки об общественных поведения молодежи. Благодаря достижению этих свойств возможной становится готовность людей к сотрудничеству и принятия действий на благо других людей или учреждений.
В отношении к школе, ее воспитательной деятельности надо принять принцип партнерства. Обновления требует и теория воспитания, роль которой в формировании общественно-воспитательной практики будет гораздо больше, если учесть предпосылки, вытекающие из явлений общественной диссонанса. Ее основой должны быть прежде всего общественные реальные факты, вытекающие из общественной и экономического кризиса в стране. Ведь воспитание является действующим фактором общественных изменений и прогресса в различных сферах нашей жизни.
Норма личности - это способность личности в своем развитии находить социальную сущность человека, который имеет следующие особенности: отношение к другому человеку как к самоценности; способность к самоотдаче; творческий характер жизнедеятельности, способность к свободному волеизъявлению; возможность проектировать свое будущее; внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим; стремление к обретению смысла жизни.
Искоренение причин психологического кризиса несовершеннолетних, что приводит к противоправной, в том числе преступной, поведения, можно достичь только при коренном оздоровлении общества (экономической, социальной, духовной), что гарантирует защиту прав и интересов детей и подростков. При этом необходимо такое изменение системы воспитания, которая бы обеспечивала оптимальные условия для саморазвития личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.
Понятно, что эти задачи через сформирован состояние экономики и науки, правового сознания и уровня моральной, психологической и педагогической культуры общества в ближайшее время в полной мере невыполнимы.
Задачи оздоровления общества, в том числе и системы воспитания (включая и решение проблемы преступности), являются первостепенными и должны быть представлены в долгосрочных программах развития нашего общества.
Необходима кардинальная реформа социальной системы помощи детям и подросткам, предусматривает защиту их нравственности, здоровья и конституционных прав, предупреждения и корректировки отклонений и деформаций в поведении подростков.
Должны быть преодолены такие принципиальные недостатки, как разобщенность социальных, психологических, педагогических, медицинских и правовых мер; смешение в-воспитательных и специализированных функций, несоответствие между поставленными перед органами власти задачами и возможностями их решения (финансового, кадрового, методического, правового, информационного) и др.
Помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть гарантирована государством путем организации специальной государственной социальной службы. Она всесторонне помогает подросткам и детям в реализации их конституционных прав на образование, труд, охрану здоровья; охраняет права ребенка, используя при этом силу закона, социальные институты, общественные структуры.
Деятельность службы социальной помощи детям и подросткам должна определяться в первую очередь личностным подходом к ним и строиться на основе медико-социально-психологических характеристик личности.
Помощь детям и подросткам может быть непосредственной (улучшение условий проживания и обучения, защиту от посягательств на их права, свободу и здоровье, психолого-педагогическая помощь в трудных ситуациях и т.п.) или опосредованным (через работу с родителями, учителями и другими взрослыми, от которых зависят жизни и благополучия несовершеннолетнего).
Формы оказания помощи не должны унижать честь, достоинство, подрывать самоуважение и самооценку личности несовершеннолетних и их родителей, создавать негативное отношение к родителям. Организацию помощи не следует ограничивать только работой с самим подростком. Обязательно надо привлекать к ней и его окружения, прежде всего его семью.
Работа службы социальной помощи детям и подросткам должна строиться на научно обоснованных принципах. Необходимо организовать постоянно действующий подразделение, осуществляющее прикладные исследования в интересах службы социальной защиты. Социальная служба помощи создается для обеспечения детям и подросткам социально-правовой и психолого-медико-педагогической поддержки через:
содействие оптимизации условий их жизни и воспитания;
охрану и защиту их личных и имущественных прав;
разностороннюю помощь семьям, имеющим трудности в содержании и воспитании несовершеннолетних или попали в экстремальные ситуации (беженцы, пострадавших от катастроф и т. п.);
разностороннюю помощь семьям и несовершеннолетним из групп повышенного риска;
разностороннюю помощь несовершеннолетним, оставшимся (постоянно или имчасово) без родителей, или жертвам экстремальных ситуаций, право нарушений или преступлений, постоянного употребления наркотических веществ;
реадаптацию и ресоциализации несовершеннолетних, потеряли нормальный социальный статус, правонарушителей и преступников после применения к ним предусмотренных законом мер.
Создана служба социальной помощи должна иметь в своем составе:
подразделения, работа которых направлена на предоставление неотложной помощи несовершеннолетним (телефон доверия, бригады неотложной помощи, кабинеты анонимного приема, дома-приюты для детей и подростков, которые требуют срочного изменения микросреды проживания)
Подразделения, предоставляющие несовершеннолетним первичную помощь, изучают условия их жизни, проявляют десоциализуючи факторы и определяют меры помощи и защиты детей и подростков.
Служба социальной помощи должна быть укомплектована штатными педагогами, психологами, врачами, юристами, социальными работниками и другими специалистами. Социальная служба помощи должна быть создана как государственный институт.
Государство гарантирует необходимый минимум разносторонней помощи детям (правовой, материальной, психологической, педагогической и т.д.). Но по характеру работы социальная служба помощи должна быть общественно-государственной, объединяя усилия общественных организаций, государственных служащих и частных лиц.
В районах с большой численностью населения социальная служба помощи создает в каждом микрорайоне комплексные группы по охране прав и интересов несовершеннолетних; по работе с семьями, имеющими трудности в содержании и воспитании детей, семьями беженцев и жителей районов катастроф; неблагополучными семьями; с детьми и подростками, которые требуют педагогической и психологической коррекции личности; с детьми и подростками, которые отстают в развитии, инвалидами, другими детьми и подростками с выраженными психическими и физическими недостатками и заболеваниями, нуждающихся в социальной реабилитации в связи с глубокими конфликтами, бегством из дома, отклонениями в обучении и работе, принадлежностью к антиобщественным группировок, завершением лечения от токсикомании, наркомании, отбыванием наказания.
Основным звеном социальной службы помощи является районная служба. В ее составе - отдельные группы, действующие в микрорайонах. Наряду с этим должны существовать межрайонные или городские подразделения службы, а для помощи при различных катастрофах - областные, краевые, республиканские органы службы. Районные службы создаются и работают на постоянной основе, другие организуются временно, по мере надобности. В районной социальной службе помощи организуются два основных отдела - социально-правовой и психолого-медико-педагогической помощи.
Если это необходимо, для успешной работы службы создаются также отделы полового воспитания и гармонии семейной жизни; методический отдел, отдел консультаций (профессий на выбор), организационно-информационный, консультативной работы с учителями и воспитателями. Руководит работой социальной службы помощи дирекция по финансовым и хозяйственным подразделением.
Если это необходимо, при район ней службе создаются такие подразделения:
Центр психолого-педагогической реабилитации с детским садом и школой (интернатного и напивинтернатного типа) индивидуального обучения, включая обеспечение занятий дома и в медицинских клиниках с детьми, неспособными в течение длительного срока посещать школу.
Центр медико-психологической реабилитации со школой и полирежимним психотерапевтическим стационаром для детей и подростков, которые имеют больные легкие, в начальной стадии отклонения в психическом здравии, которые эпизодически употребляют алкоголь, наркотики и другие одурманивающие вещества. Помещение в этот центр детей и подростков осуществляется по желанию родителей и несовершеннолетних (по заключению диагностической комиссии службы помощи). При центре организуется загородный филиал.