Методические особенности. Проблемно-диалогический метод

Проблемно-диалогический метод.

Первая часть прилагательного «проблемно-диалогическое» означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

Вторая часть прилагательного «проблемно-диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников.

Проблемный диалог прописан в учебниках и методических рекомендациях.

Предтечи, разновидности, последователи

& Учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истоминой).

Первой особенностьюкомплекта «Гармония» является стремление преодолеть объективно сложивше­еся разделение традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших жиз­ненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.

Вторая особенностькомплекта находит выражение в том, что в нем нашли методическое воплощение основные направления модернизации школьного образования (гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и личностно-ориентированный подход к процессу обучения).

Методические подходы к организации учебной деятельности школьников создают условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, обеспечивают ситуации успеха за счет мер по целенаправленному преодолению трудностей обучения.

1) Логика построения содержания курсов, нацеленных на усвоение понятий и общих способов действий, которая на доступном для младшего школьника уровне обеспечивает осознание им причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей в рамках содержания каждого учебного предмета.

2) Система учебных заданий, которая учи­тывает как особенности содержания учебных предметов, так и психологические особенности младших школьников и соблюдает баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.

Математика отличается новым методическим подходом к изучению математических понятий, свойств и способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, словесными, графическими (схематическими) и сим­волическими моделями, их выбор, преобразование и конструирование, в соответствии с заданными условиями.

Новый методический подход использован в обучении младших школьников решению текстовых задач: дети знакомятся с текстовой задачей только после того, как у них сформированы те знания, умения и навыки, которые необходимы им для овладения умениями решать текстовые задачи.

Становление грамотного письма направляется коммуникативным мотивом и осуществляется в единстве с воспи­танием у школьников желания безошибочно выражать мысли на русском языке. Для формирования орфографических умений и одновременно для психологической разгрузки учащихся (снятия страха перед ошибкой) предусмотрена систе­ма обучения особому способу письма – письму «с окошками».

В комплекте с учебником используется тетрадь-задачник – средство обучения, позволяющее не только совер­шенствовать отдельные умения школьников, закладывать основы их учебной самостоятельности, но и более экономно расходовать время и силы каждого ученика.

Основными положениями курса «Литературное чтение»являются:

– активная направленность курса на формирование мировоззрения детей;

– развитие творческих способностей учащихся;

– обогащение умственного потенциала детей путем целенаправленного формирования у них типа правильной читатель­ской деятельности, заключающегося в обдумывании предстоящего чтения, осмыслении читаемого в процессе и по окончании чтения;

– развитие эмоциональной сферы;

– развитие речи читателя.

Курс «Окружающий мир»является интегративным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе на основе следующих концептуальных положений:

– окружающий ребенка мир многогранен, прекрасен и все время изменяется, его можно наблюдать и познавать, интересоваться тем, каким он был;

– опыт человечества и предков каждого ребенка богат и пригодится человеку в жизни, его нужно уважать и изучать;

– природа жизненно необходима человеку и ранима - об этом нужно знать и беречь ее красоту и гармонию.

Особенность авторского курса «Художественно-конструкторская деятельность (трудовое обучение)» состоит в том, что он впервые в практике отечественной школы выводит уроки труда из узких рамок ремесленно-технологической подготовки учащихся и приобщает их к системе общего образования.

Организация деятельности учащихся в формировании духовно-нравственных установок осуществляется от общего к частному, а при формировании конкретных знаний и способов работы – от частного к общему.

& Учебно-методический комплект «Начальная школа – XXI век» (под ред. Н.Ф. Ви­но­гра­довой). Важнейшей отли­чительной чертой всего учебно-методического комплекса является его единая внутренняя архитекту­ра.

В учебно-методическом комплекте реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной,то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продук­тивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

Методика обучения строится на приоритетном использовании наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста, на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учебного процесса, которая обеспечивает ситуа­цию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Обновление начальной школы означает переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской. В учебно-методическим комплекте «Начальная школа XXI века» это достигает­ся методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль – не просто «зритель», «слушатель», «реп­родуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника «Выскажи предположение»), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания «Выскажи свое мнение»).

Преобладают задания проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), имеется система спе­циальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. В учебно-методическом комплекте впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность разви­вать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по окружающему миру, особенно в 1-х и 2-х классах.

Это приоритет­ные цели образования для составителей учебников по всем предметам, рабочих тетрадей, интегрированных курсов «Грамота», «Русский язык», «Литературное чтение», «Мате­матика», «Окружающиймир».

& Учебно-методический комплект «Школа России» (под ред. А.А. Плешакова) представляет собой целостную модель на­чальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. Главная идея комплекса: школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России.

Учебный комплекс построен на сов­ременных достижениях педагогической теории и практики, относящихся прежде всего к области гуманной педагогики, и на исключительно ценных и значимых традициях отечественной школы.

Ядром учебно-методического комплекса «Школа России» является духовно-нравственное развитие ребенка. Учебники комплекса ориентированы прежде всего на развитие у детей качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому. Обучение строится на основе постоянной поддержки творческого начала ученика, поэтому при организации работы по новому комплексу предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств и т.д.

& Учебно-методический комплект «Классическая начальная школа» представляет использование всехлучших наработок, накопленных отече­ственной методической наукой и собранных воедино в соответствии с обновленными программами обучения, учитываю­щими тенденции модернизации российского образования. В мате­риалах комплекса нашли отраже­ние природосообразный, деятельностный, личностно-ориентированный, культуросообразный и техно­логический подходы к процессу обучения.

Веськомп­лекс «Классическая начальная школа» состоит из нескольких кур­сов, тесно взаимодействующих между собой и выстроенных на единой психолого-концептуальной основе.

Созданы реальные условия для организации учебного процесса с учетом возра­стных и психофизических особен­ностей детей, использования мето­дических приемов, связанных с развитием самостоятельности у ребят, реализации их творческих возможностей.

Вхо­дящие в комплекс учебники, учебники-тетради, книги для чтения, рабочие тетради, методические пособия, различного вида дидактические материалы обеспечат учителю воз­можность творческого, индивиду­ального подхода к каждому ребенку.

Учебники комплек­са соответствуют обязательному минимуму содержания образова­ния и возрастным особенностям учащихся. Их яркие цветные иллю­страции органично сопровождают тексты, подключая к усвоению ма­териала зрительную память детей.

Особенностью курса «Чтение и литература» является то, что автор предлагает обучать чтению через книгу.

Курс «Русский язык»автора Т.Г. Рамзаевойзнакомит ребят не только с основами русского языка как науки, но и способствует разви­тию ученика как личности, владею­щей речью в устной и письменной форме.

Цель но­вого курса «Математика», созданного автором Э.И. Александровойдля традиционной школы, – это прежде всего научить ребенка логически мыслить. Предлагаемое математическое содержание пре­доставляет учителю возможность организовать обучение в форме учебно-поисковой деятельности, в которой участвуют все ученики. Это означает, что знания не дают­ся в готовом виде, они должны быть получены ребёнком в совме­стной работе с одноклассниками и учителем.

«Мир и человек» авторов А.А. Вахрушева и др.имеет очень важную сегодня экологическую на­правленность. Основная его цель – воспитание человека, осознающе­го свое место в окружающем его мире.

«Введение в историю» авто­ров Е.В. Саплиной и А.И. Саплинаявляется пропедевтическим кур­сом истории для 3-4 классов на­чальной школы, в котором учени­кам младших классов на доступном уровне дается целостное представление об исто­рическом процессе вообще и об истории Отечества в частности. Поэтому события отечественной истории показаны младшим школьникам через деятельность изобретателей, путешественников, полководцев, ху­дожников и архитекторов.

Курс «Изобразительное искусство»авторов В.С. Кузина и Э.И. Кубышкиной,а также курс «Му­зыка»авторов В.В. Алеева и Т.Н. Кичактесно связа­ны друг с другом и ориентированы на формирование духовной культуры, художественного вкуса, творчес­кого воображения, пространственного мышления, а также на воспитание интереса и любви к искусству.

& Учебно-методический комплект «Сообщество» (в международной версии «Step by Step» - «Шаг за шагом») была разработана специалистами США. Программа «Сообщество» стимулирует развитие каждого ребенка как активного, самостоятельного и творческого деятеля в современном демократическом обществе, закладывает в детях базовые способности, которые будут необходимы им для успешной жизни в стремительно изменяющемся мире:

• принимать и порождать перемены;

• учиться, приобретать новый опыт на протяжении всей своей жизни;

• критично мыслить, осуществлять самостоятельный и осознанный выбор;

• ставить и решать проблемы;

• заботиться об обществе, стране, окружающей среде.

Предлагается единая серия уникаль­ных учебных пособий нового поколения – рабочих тетрадей по всем предметам школьной программы. Этот жанр как никакой другой способен чутко и свое­временно реагировать и на самые современные тре­бования системы образования, и на образовательные запросы самих учащихся. Для учите­лей и родителей подготовлен сборник методических рекомендаций под названием «Мето­дика», в котором дается под­робный алгоритм работы с каждой из тетрадей.

& Проект «Перспективная начальная школа» (начальная школа индивидуального общего развития личности).

Предлагаемая в рамках проекта «Перспективная начальная школа» Концепция развивающего учебно-воспитательного процесса в условиях педагогической поддержки индивидуальности ребенка ориентируется на весь комплекс требований, предъявляемых сегодня к начальному образованию (воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; требование развития каждого ребенка; требование гуманитаризации содержания образования, его вариативности и его культуросообразности; требование создания целостного образа мира средствами каждого из предметов и т.д.).

Целевые ориентации. Основная идеяпроектируемой системы начального образования - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

¶ формирование познавательных интересов школьников и готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности;

¶ воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспита­тель­но­му п­роцессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;

¶ воспитание физической культуры младшего школьника: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности;

¶ формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса: эстетической способности обнаруживать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства;

¶ социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и семье, знакомство с этическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости.

Концептуальные позиции. Перспективная начальная школа в своей концепции исходит из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.

Предлагаемая концепция проекта «Перспективная начальная школа» впервыеисходит из того, что опыт ребенка - это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде.

Младший школьник, живущий в селе, должен чувствовать, что тот мир, который его окружает, учитывается автором учебника, что учебник адресован и ему. Каждый учебник нового комплекта оставляет место для реализации регионального компонента.

Специально организованная в рамках всех учебных предметов система сочетания индивидуальной работы с работой в малых группах и коллективной работой, а также продуманная система заданий разного уровня трудности при освоении каждой темы и проблемы позволяет обеспечить условия, при которых обучение идёт впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.

& Учебно-методический комплект авторизованной педагогики.Это индивидуальные учебные пособия,изданные в виде книг и содержащие в себе особым образом сочлененные учебную программу, учебник, задачник, хрестоматийную библиографию и рабочую тетрадьдля самостоятельной работы учащегося. Еще особенность здесь состоит в том, что в «учебниковом отделе» этой книги материал для изучения помещен стратегически неполно и только в следственной его части. Изложен он потемно, так называемыми «содержательными позициями», в состав которых включены таблицы, графики, схемы в виде наглядно-образных графических моделей изучаемых объектов и маршрутов решения их проблем, метафорически ориентированные на свободные творческие ассоциации. Для оперативного овладения материалом здесь приводятся и мнемонические группы в виде фун­кциональных цепей, узлов, опорных конструкций, логических дериватов и баз. Эти «содержательные позиции» расположены на каждой левой странице книжного разворота. А на каждой правой, «тетрадной», странице помещены по три опорных проблемных вопроса, ответы на которые составляют обоснование следственного содержания учебных позиций. Периодически, из соображений дидактики, содержание позиций причинно-следственно меняется. Но в обоих случаях ответы на поставленные вопросы учащиеся продуцируют сами, исключительно по своему усмотрению, авторизованно, какой бы парадоксальной логикой на то они ни пользовались. Для этого они работают с рекомендованной и любой другой литературой, документами, собственными наблюдениями. Это и есть их основная научно-литературная познавательная деятельность, педагоги только руководят ею. В начальных классах и далее она последовательно усложняется и все более самостоятельна. Естественно, здесь читаются лекции, ведутся семинары, беседы, консультации, но только установочно и заявительно по интересам. Получение знания здесь совершается как единственное и непрерывное аналитическое продуцирование собственной образовательной информации как нового особого интеллектуального продукта, одновременно формирующее и навыково закрепляющее аналитическое, синтетическое и прогностическое мышление (подробнее см. п. 12.7.(2)).

Рекомендуемая литература

1. «Школа-2000…». Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. Выпуск 1. – М.: «Баллас», «С-инфо», 1997.

2. «Школа-2000». Концепции, программы, технологии. Выпуск 2. – М.: «Баллас», 1998.

3. «Школа-2100». Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3. – М.: «Баллас», 1999.

4. «Школа-2100». Приоритетные направления развития образовательной программы. Выпуск 4. – М.: «Баллас», 2000.

5. «Школа-2100». Непрерывное образование: начальная, основная и старшая школа. Выпуск 5. – М.: «Баллас», 2001.

6. Бейлинсон В.Г. Вопросы совершенствования школьного учебника. – М., 1975.

7. Бейлинсон В.Г. Арсенал образования. – М., 1986.

8. Беседы с учителем. Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» / Под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2002.

9. Беспалько В.П. Теория учебника. – М.: Педагогика, 1988.

10. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения (систе­ма Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). – М.,1998.

11. Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М., 1983.

12. Истоковедение. – Т. 1, 2. – М.: Технологическая школа бизнеса, 2002.

13. Каким быть учебнику: дидактические принципы построения / Под ред. И.Я. Лернера и Н.М. Шахмаева. – Ч. 1‑2. – М., 1992.

14. Куревина О.А.,Петерсон Л.Г.Концепция образования:современный взгляд.М.:АПКиПРО,1999.

15. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. // «Школа 2000...». Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. – Вып. 1. – М., 1997.

16. Леонтьев А.А. Психолого-дидактические основы школьных учебников нового по­коления.// «Школа 2100». – Вып. 3. – М., 1999.

17. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа‑2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов. – М., 2003. – С. 184-199.

18. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. – М.: «Баллас», 2001.

19. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М.: «Баллас», 2003.

20. Перовский Е.И. Методическое построение и язык учебника для ср. школы. – М.: ИАПН РСФСР, 1955. – В. 63.

21. Проблемы школьного учебника. – Вып. 19. – М.: Просвещение, 1989.

22. Психологические проблемы построения школьных учебников / Под ред. Г.Г. Граник. – М., 1979.

23. Халанджан Г.А. Литературное моделирование авторизованного академического процесса./Школьные технологии

24. Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. – М.: ПЕРСЭ, 2002.

25. Ярвилехто Т. Учение, роль учителя и новые технические средства обучения. // «Школа 2000…». Концепции. Про­граммы. Технологии. – Вып. 2. – М., 1998. – С. 23.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие из положений и целевых ориентаций характерны для технологии 1) Н.А. Зайцева; 2) В.Н. Зай­цева:

а) одновременное введение букв и цифр; б) повторение – мать ученья; в) параллельное становление речи и обучение чтению; г) изучение букв алфавита до начала обучения чтению; д) складовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа; е) перевод 90% двоечников на нормативный уровень; ж) обучение с пением (запоминание складов в форме легких складовых песенок-напевок); з) использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной, кинестетической; и) сохранить учебные умения (3, 5-е классы) в период каникул; к) читать и считать к 5 годам; л) чтение через письмо; м) оптимальное чтение во 2-3-м классах – 120 слов в минуту?

2. Какие виды работы с задачами применяются в технологии Р.Г. Хазанкина:

а) решение задачи различными методами; б) решение системы задач; в) проверка решения задач товарищами; г) решение задачи не до конца; д) самостоятельное составление задач: аналогичных, обратных, обобщенных, на применение; е) участие в конкурсах и олимпиадах?

3. Каковы условия высокоэффективного урока по А.А. Окуневу:

а) импровизация учителя; б) теоретический материал должен даваться на доступном уровне; в) принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях; г) талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности; д) принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит; е) мышление должно главенствовать над памятью; ж) принцип наглядности (отработка умения наблюдать); з) принцип оптимизации структуры урока (учет времени)?

4. Концептуальные установки системы поэтапного обучения Н.Н. Палтышева – это:

а) приоритет личности подростка перед всей педагогической системой; б) включение в урок элементов музыки, поэзии, живописи; в) жизнь как главное наглядное пособие; г) отказ от системных знаний; д) разнообразие деятельности и мышления; е) проблемное построение материала?

5. Какое из перечисленных качеств является наиболее характерным для обладателя хрустального пеликана: 1) А.В. Зарубы; 2) О.Г. Парамонова; 3) М.А. Нянковского; 4) З.В. Климентовской; 5) Е.А. Фи­­­лип­повой; 6) А.Е. Глозмана; 7) В.Л. Ильина; 8) В.В. Шилова; 9) В.А. Морара; 10) А.В. Кры­ло­ва; 11) И.Б. Смирнова:

а) знание предмета, дела; б) имидж, красота; в) широкое использование информации; г) настойчи­вость; д) научное обоснование своей технологии; е) доброта; ж) демократизм, справедливость; з) доминанта самосовершенствования; и) сила нравственно-эстетического воздействия; к) интел­ли­гент­ность; л) связь уроков с жизнью; м) предприимчивость; н) системность в работе; о) любовь к детям; п) мастерство общения; р) творчество?

Наши рекомендации