Практическое занятие №1 (по разделу 2 -2 часа)
Тема Идеи гуманистической педагогики в трудах отечественных и зарубежных педагогов.
Цель занятия: В самостоятельной работе подготовить эссе на материалах хрестоматий по педагогике и современных исследований идей гуманистической педагогики в публикациях ученых и практиков за последние 5 лет.
Форма отчетности: выступление на круглом столе, по теме задания.
Литература: (по выбору студента)
Семинар №3 (по разделу 2 – 4 часа)
Тема: Нетрадиционные педагогические технологии обучения и их использование в образовательном процессе.
Вопросы для обсуждения:
1. Процесс обучения и воспитания как целостная система становления личности ребенка
2. Классификация методов обучения.
3. Современные нетрадиционные технологии обучения: сущность и критерии использования.
Задания к семинару:
- раскрыть основные механизмы учебного процесса по материалам научных и литературных источников;
- обосновать классификацию и выбор методов обучения в различных образовательных моделях (по выбору студента);
- описать модели преподавания, с использованием нетрадиционных методов обучения: ассоциативно-рефлекторного, развивающего, проблемного, программированного, дистанционного и т.д.
Форма отчетности: выступление на семинаре, моделирование «первого урока» (тема и модель урока выбираются студентом)
Литература:
1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие / И.Г. Захарова. – М. : Академия, 2003. - 192 с.
2. Звягинский В.И. Теории обучения: современная интерпретация: учебное пособие / В. И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. - 192 с
3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). / М. В. Кларин. - Рига : Эксперимент, 1995. - 176 с.
Практическое занятие №2: (по разделу 3 – 2 часа)
Тема: Урок нравственности (Опыт многовековых традиций в практике семейного воспитания)
Цель занятия: В самостоятельной работе выявить уровень умения планирования и структурирования урока по заданной теме, с использованием классических и нетрадиционных методов обучения (по выбору студента). Изучить и проанализировать детско-родительские отношения в истории семейной педагогики.
Форма отчетности: План урока и готовность к сообщению на диспуте.
Литература:
1. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: учебное пособие; Рекомендовано Советом по психологии УМО / В. Я. Ляудис . - 5-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 192 с.
2. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие./ В.Н. Карандашев— СПб.: Питер, СПб. : Питер, 2007. - 250 с.
3. . Холостова Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. - М. : Дашков и К, 2010. - 292 с.
10. Рекомендуемая литература
Основная литературы
1. Бордовская Н.В. Педагогика: учeбное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.
2. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: учеб. пособие / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2005. – 317 с.
3. Педагогика: учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт, 2011. – 502 с.
4. Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие / И.П. Подласый. – М.: Юрайт, 2011. – 574 с.
Дополнительная литература
1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: учебное пособие. – М.: Пед. общество России, 2001.- 192с.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие / И.Г. Захарова. – М. : Академия, 2003. - 192 с.
3. Звягинский В.И. Теории обучения: современная интерпретация: учебное пособие / В. И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. - 192 с
4. История педагогики в России: хрестоматия / сост. С.Ф. Егоров. – М.: Академия, 2002. – 400 с.
5. Максакова В.И. Педагогическая антропология: учебное пособие / В.И. Максакова. - М. : Академия, 2001. - 208 с.
6. Морозова О.П. Педагогический практикум: Учебные задания, задачи и вопросы: учебное пособие / О. П. Морозова. - М. : Академия, 2002. - 320 с.
7. Семейное воспитание: хрестоматия / сост. П.А. Лебедев. – М.: Академия, 2001. – 408 с.
8. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] : учебное пособие / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М. : Академия, 2003. – 192 с.
Электронные ресурсы удаленного доступа
1. LIBFOR.RU. Электронная педагогическая библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://libfor.ru/readytepo.html
2. Metodkabinet.eu Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.metodkabinet.eu/Bibliopedagog.html
3. Библиотека Гумер – Педагогика [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php
4. Завуч.инфо [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.zavuch.info/
5. Министерство образования и науки российской федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/1249
6. Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru/
7. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/
8. Педобзор.ру: Педагогика и образование прошлых лет [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pedobzor.ru/
9. Проект Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Общественное обсуждение законопроектов. – Режим доступа: http://zakonoproekt2011.ru/#law/edu
10. Российская Газета [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/07/13/obrazovanie-dok.html
Глоссарий
Антропологическая педагогика – научная отрасль и системного использования данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.
Воспитание – это специально организованный и управляемый процесс формирования человека в Учебно-воспитательных учреждениях, направленный на развитие личности. Воспитание это социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни.
Деятельность – внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью; активность субъекта, направленная на изменение и преобразование окружающего мира, как продукта материальной и духовной культуры..
Дидактика – отрасль педагогики, теория образования и обучения, исследующая обучающие «модели», применительно к учащимся, педагогам, учебному предмету, педагогическим системам, видам образовательным учреждениям, и социальным общностям.
Знания – совокупность представлений и понятий о предметах, явлениях и законах действительности, формируемых в результате целенаправленного педагогического процесса и самообразования.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Методология педагогики – учение о принципах, методах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.
Методы воспитания - совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно - мотивационной сферы и сознания учащихся.
Методы обучения – способ организации учебно-познавательной деятельность и учащихся и, отражающих совокупность приёмов и способов совместной деятельности учителя и учащихся.
Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Навыки – компоненты практической деятельности, доведенные до совершенства, путем упражнений.
Образование – процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенном в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие деятельности личности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры.
Образовательное учреждение – это нормативное учреждение, которое ведет Учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе. (Проект Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» Москва 2011 год)
Обучение – система организации способов передачи индивиду общественно-исторического опыта, выработанного в процессе социальной практики; совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание.
Объект науки – область (сфера) действительности, которую изучает данная наука.
Объект педагогики –сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс обучения и воспитьания.
Организационные формы обучения - классифицируются по различным критериям, с учетом поставленных педагогических целей и задач, а также количество учащихся, место учебы, продолжительность учебных занятий.
Педагогика – наука о воспитании, образовании и обучении людей.
Педагогическая деятельность – деятельность, направленная на достижение педагогической цели.
Педагогическая задача – педагогическая цель, поставленная в определенных условиях.
Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности.
Педагогическая технология – воспроизводимый способ диагностично заданных педагогических целей.
Педагогическая цель – цель, предполагающая изменения в личности воспитанника, (обучаемого), которые определяют его развитие.
Педагогический процесс – направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующих цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.
Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт (длительный или кратковременный) воспитателей и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении и деятельности.
Предмет педагогики – является закономерности конкретно-исторического процесса воспитания и обучения, на основе которых строится педагогическая теория и практика.
Преподавание – специальная, профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу знаний, умений, навыков в процессе обучения; упорядоченная деятельность педагога по реализации целей обучения и обеспечения информирования и осознания практического применения знаний.
Принципы обучения – нормативные требования к организации дидактического процесса, следование которым позволяет сделать его оптимальным.
Программированное обучение – вид обучения, осуществляемый по заранее составленной обучающей программе и, реализуемый с помощью программированных учебников и обучающих машин.
Развивающее обучение – направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся с использованием их потенциальных возможностей.
Развитие личности – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Содержание образования – система знаний, умений и навыков, опыта
Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические действия на основе полученных знаний.
Учебная деятельность – один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение знаний, умений и навыков в процессе развития у субъекта теоретического мышления.
Учебно-познавательный процесс – сложный механизм, требующий системного подхода в изучении законов, содержания, методов и технологий обучения, опирающихся на общественные идеалы, социальный заказ, социальные ценности и т. п.
Формы обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.