Учитель как субъект педагогической деятельности
Педагог –лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения: учитель школы, воспитатель дошкольного учреждения, преподаватель лицея, колледжа, техникума, вуза и т.д.
Структура готовности к педагогической деятельности
Сформированное педагогическое сознание · Я – концепция · В – концепция (концепция воспитанника) · Д – концепция (концепция деятельности) |
Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения |
Владение педагогической техникой |
Наличие педагогических способностей коммуникативных перцептивных прогностических конструктивных дидактических гностических организаторских экспрессивных |
2.Профессиональная компетентность педагога: сущность, содержание и структура.
Под компетенциейв общем смысле понимают личные возможности должностного лица, его квалификацию (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию у него определенных знаний, навыков.
Профессиональная компетентность педагога– личные возможности учителя, воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Для этого нужно знать педагогическую теорию, уметь и быть готовым применять ее на практике.
Таким образом, педагогическая компетентность учителя– единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (В.А. Сластенин и др.).
Содержание необходимых психолого-педагогических знаний определяется государственным образовательным стандартом по высшему (педагогическому ) образованию и конкретизируется в соответствующих учебных программах. В данном контексте психолого-педагогическая подготовленность выпускника педвуза состоит в наличии знаний методологических основ и категорий педагогики: закономерностей социализации и развития личности: сущности, целей и технологий воспитания и обучения, законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества.
Структура профессиональной компетентности педагогараскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.
Наиболее общим умением учителя является умение профессионально мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением анализировать факты и явления педагогической действительности.
Содержание теоретической готовностиучителя проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у педагога аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений.
Аналитические умениясостоят из ряда частных умений:
-анализировать педагогические явления;
-осмысливать каждый элемент в связи с целым и во взаимодействии с другими;
-находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям;
- правильно диагностировать педагогическое явление;
- формулировать доминирующую педагогическую задачу;
- находить оптимальные способы ее решения.
Прогностические умениясвязаны с управлением образовательного процесса и предполагают ориентацию на четкое представление в сознании учителя, являющегося субъектом управления, цели его деятельности в виде предвидимого результата. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся.
В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения В.А. Сластенин объединяет в три группы:
- прогнозирование развития коллектива: динамики, его структуры, развитие системы взаимоотношений, изменение положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений и т.д.;
- прогнозирование развития личности: ее личностно-деловых качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии личности, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками и т.п.;
- прогнозирование педагогического процесса: образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений учащихся в учении и в других видах деятельности; результатов применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания и т.п.;
Педагогическое прогнозирование требует от учителя овладения такими прогностическими методами, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и др.
Проективные уменияосуществляются в виде разработки проекта образовательного процесса и означают:
-конкретизацию целей обучения и воспитания;
- обоснование способов их поэтапной реализации;
- планирования содержание и видов деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, собственного опыта и личностно-деловых качеств;
- определение формы и структуры образовательного процесса в соответствии с поставленными задачами и с учетом особенностей участников образовательного процесса;
- определение ранжированного комплекса целей и задач для каждого этапа педагогического процесса;
- планирование индивидуального работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований;
- отбор форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
- планирование системы приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;
- планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.
Рефлексивные уменияимеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя.
Рефлексияпонимается нами как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных действий.
Для педагога очень важно установить, в какой мере полученные результаты (положительные и отрицательные) являются следствием его деятельности.
Содержание практической готовности учителявыражается во внешних (предметных) умениях, то есть в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.
Организаторская деятельность педагогаобеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания.
К организаторским умениям относят:
мобилизационные;
информационные;
развивающие;