Промежуточный контроль по дисциплине

«Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов»

1.Возрастные границы пожилого и старческого возраста.

Традиционно выделяют три градации периода геронтогенеза: пожилой возраст (для мужчин — 60-74 года, для женщин — 55-74 года),старческий возраст (75-90 лет) и долгожители(90 лет и старше).

2.Характеристика старости как социального явления

3.Основные предпосылки геронтологических проблем в современном мире:

4.Признаки успешного старения.

Как правило, они ведут здоровый активный образ жизни, прощают своих врагов, терпимо относятся к новшествам, с пониманием – к молодёжи

5.Теории старения: биологические теории

Теория "Программированного" старения Опираясь на закон естественного отбора, приверженцы этой теории утверждают, что старение предусмотрен природой, для естественного уничтожения "биологически бесполезных" особей. По их утверждению, в мире животных не встречаются старые животные - они либо погибают сами, не достигая старости, либо их убивают сородичи. Следовательно, жизнь любого существа длится лишь на время его активности, развития и возможности размножаться. Теория "Непрограммированного" старения Последователи этой теории объясняют регрессивные процессы во время старения "непрограммированным" влиянием вредных веществ на клетки организма. Эти вещества могут появляться в результате повреждения клетки и, соответсвенно, ее функций, структуры. Эти повреждения могут распространяться и на молекулу ДНК. Также при нормальном метаболическом процессе образуются ядовитые вещества, которые также могут повредить строение клетки, вызвать сбой передачи генетической информации. Биологические теории достаточно обоснованно раскрывают механизмы старения. Минусом в них является то, что процессы протикающие в процессе старения не рассматривается с психической и физической стороны. Также в биологических теориях не рассмотрен фактор психики в продлении жизни человека.

6.Теории старения: Социальные теории

7.Когнитивные (психологические) теории

8.Комплексная теория старения

9.Содержание кризиса пожилого возраста

10.Применение в деятельности специалиста по социальной работе знание о типах старения.

11.Классификация типов старения

12.Основные виды ведущей деятельности в пожилом и старческом возрасте.

13.Основные компоненты социальной ситуации развития в пожилом и старческом возрасте.

14.Факторы, влияющие на отношение к собственному старению: социальные макрофакторы.

15.макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших группах людей, живущих в определенных странах;

16.мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (ре

17.гион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

18.микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание – учебные, профессиональные, общественные и др.

19.Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости и число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – и члены их семей. И.С. Кон совершенно справедливо утверждает, что нет иерархии агентов социализации по степени их влияния и значимости, которая бы не зависела от общественного строя, системы родства и структуры семьи.

20.Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфических для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, познание, предметно-практическая и духовно-практическая деятельности, спорт). Однако важнейшие из них – окружающая среда и система отношений между людьми. Так, например И.С. Кон отмечает среди социальных институтов – факторов социализации личности следующие: родительская семья, школа, общество сверстников, средства массовой информации (СМИ) [70, 25-31].

21.Исследования показывают, что чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрастах увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходит сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека - это нация, ментальность, этнос. Об этом говорится в работах И.С. Кона, М. Мида и др. [71].

22.В последние годы все большее значение ученые придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида.

23.Отдавая должное роли социализирующего воздействия макрофакторов, больших и малых групп, необходимо учитывать, что наибольшее влияние на личность оказывает другая личность, являющаяся для нас референтной и авторитетной.

24.Если в течение длительного времени при рассмотрении процессов социализации факторы только назывались, а в лучшем случае моделировалось их влияние на человека, то сейчас чаще говорится о том, что факторы социализации – это развивающая среда, которая не является чем-то спонтанным и случайным. Она должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. В ней должны быть заложены возможности для самореализации свободы творчества, эстетического и нравственного развития, получения наслаждения от совместных действий и общения, от жизнедеятельности в целом. Немаловажное значение при этом играют условия проживания развивающейся личности. Как пишет отечественный ученый-исследователь М. Тажин, проживание формирующейся личности – важнейший фактор ее социализации [72, 82-84].

25.Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Ему в зарубежной педагогике в целом ряде случаев отводится первостепенная роль. Так, по мнению отдельных ученых, среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявление природно-обусловленных психических особенностей. В подтверждение своих выводов они ссылаются на данные сравнительного изучения развития близнецов.

26.Действительно влияние биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому, что человек – это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качество личности, а определенная расположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов – общечеловеческие (строение мозга, центральной системы, рецепторов); индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы, анализаторов и т.п.).

27.Отечественная педагогика не отрицает влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводит ему решающей роли, как это делают бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями – это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Этот тезис верен и в отношении индивидуальных различий, лежащих в основе индивидуальных способностей.

28.Таким образом, природные особенности являются важными предпосылками, факторами, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание – продукт общественного бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей.

29.Природные особенности обусловливают разные пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное. Ни одна врожденная особенность не является нейтральной, так как она социализируется, пронизывается личностным отношением (например, карликовость, хромота и т.п.). Роль природных факторов неодинакова на разных возрастных этапах: чем меньше возраста, тем в большей мере природные особенности сказываются на формировании личности.

30.Факторы, влияющие на отношение к собственному старению: социальные микрофакторы.

31.Факторы, влияющие на отношение к собственному старению: фактор саморазвития.

32.Специфика мотивационно-потребностной сферы в пожилом и старческом возрасте: 55-60 лет.

33.После 70 лет.

34.Специфика мотивационно-потребностной сферы в пожилом и старческом возрасте: после 80 лет.

35.Психологические особенности людей с врожденными дефектами и аномалиями развития: общая характеристика.

36.Психологические особенности людей с приобретенными дефектами: общая характеристика.

37.Стадии переживания человеком близости смерти (Р.Нойес): общая характеристика.

Наши рекомендации