Учебно-исследовательские задания. 1. Обратитесь к журналам: «Вопросы психологии», «Пралеска»
1. Обратитесь к журналам: «Вопросы психологии», «Пралеска», «Дошкольное воспитание», «Педагогика», «Психологическая наука и образование» и др. Составьте каталог статей за последние три года, в которых обсуждаются проблемы, связанные с развитием связной речи и навыков речевого общения детей дошкольного возраста.
2. Разработать конспект обобщающей беседы в старшей группе.
Рекомендуемая литература
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. Пособие для вузов и сред. пед. учеб. заведений /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.; Академия, 2000.
2. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 1999.
3. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П.Короткова.— М., 1982.
4. Крылова, Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей /Н.М.Крылова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М.: Академия, 1999.
5. Методика развития связной речи детей дошкольного возраста: учеб.метод.комплекс для студентов пед. фак. / сост.Н.А.Королева. — Барановичи: РИО БарГУ, 2008
6. Радина, Е.И. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М.: Академия, 1999.
7. Стародубова, Н.В. Методика развития речи детей дошкольного возраста./ Н.В. Стародубова.— М., 2007.
8. Флерина, Е.А. Беседа в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М.: Академия, 1999.
Занятие 13
ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ
Ролевая игра «Консультирование воспитателей»
Студенты выступают в роли «методиста» и проводят консультации по проблеме обучения детей дошкольного возраста рассказыванию на наглядной основе.
«Воспитатели» (студенты) задают им вопросы на уточнение и систематизацию знаний по данной теме.
После выступлений проводится обсуждение содержания и проведения консультаций.
Учебно-исследовательские задания
1. Напишите текст консультации по выбранной теме:
ü Методика обучения рассказыванию о предмете, игрушке.
ü Метод моделирования в обучении дошкольников описанию.
ü Методика обучения рассказыванию по картине.
2. Подготовьте необходимый наглядный материал, соответствующую литературу.
Рекомендуемая литература
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. Пособие для вузов и сред. пед. учеб. заведений /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.; Академия, 2000. – С.295 – 305.
2. Гербова, В.В. Рассказывание по восприятию. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 1999 –– С.420 – 424.
3. Гризик, Т.И. Обучение детей описанию предметов /Т.И. Гризик // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 5.
4. Дементьева, А.М. Рассказывание на занятиях с игрушками /А.М. Дементьева// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 1999.
5. Методика развития связной речи детей дошкольного возраста: учеб.метод.комплекс для студентов пед. фак. / сост.Н.А.Королева. — Барановичи: РИО БарГУ, 2008.
6. Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / авт.-сост.: Т.А.Лира, Е.И.Мельник. – 2-е изд., Мозырь: Содействие, 2007. – 100 с.
7. Стародубова, Н.В. Методика развития речи детей дошкольного возраста./ Н.В. Стародубова.— М., 2007.
Занятие 14 (практическое)
ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Содержание занятия
1. Наблюдение занятия по развитию связной речи детей дошкольного возраста.
Методические указания к выполнению задания:
1) сделать подробную запись хода занятия, отмечая тему, программное содержание и воспитательные задачи, организацию, структуру, ход занятия, методические приемы руководства детьми, речевые реакции детей;
2) анализ занятия.
Вопросы для анализа занятия:
1) соответствие темы и программного содержания занятия уровню развития монологической речи у детей;
2) место обучения монологической речи в контексте занятия, взаимосвязь обучения монологической речи с работой, направленной на решение других задач;
3) структурные части занятия, их взаимосвязь и роль в решении основных задач;
4) методы и приемы обучения на занятии, направленные на развитие монологической речи;
5) оценка формы организации занятия;
6) оценка занятия с точки зрения умственной нагрузки на детей, учета индивидуальных особенностей развития ребенка.
Анализ и оценка речевого поведения детей и воспитателя проводятся по следующим показателям:
ü умение связно высказываться, точно следуя теме рассказа;
ü умение строить рассказ (соблюдать структуру связного высказывания и последовательность);
ü особенности использования детьми разных типов связей между отдельными предложениями и частями рассказа (местоименные связи, лексический повтор и др.);
ü умение включать в повествовательный рассказ описание, диалог;
ü разнообразие и точность словаря, характеристика синтаксической стороны речи детей;
ü анализ речи воспитателя с точки зрения ее влияния на качество монологической речи детей.
Рекомендуемая литература для работы на занятии
1. Методика развития связной речи детей дошкольного возраста: учеб.метод.комплекс для студентов пед. фак. / сост.Н.А.Королева. — Барановичи: РИО БарГУ, 2008.
2. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ.Беларусь. — Минск: НИО; Аверсэв, 2013.─ 416 с.