Система образования включает компоненты
1. дошкольное образование
2. школьное образовании
3. профессиональное среднее образование
4. профессиональное высшее образование
5. послевузовское образование
6. дополнительное образование (дома ю.техников, кружки)
Сегодня в России создается многовариативная разноуровневая многопроф-ая система образования. В основе ее базовые принципы:
1. демократизация
2. альтернативность
3. открытость
4. гуманизация
5. гуманитаризация
6. принцип дифференциации и т.д.
Современная школа должна ориентироваться на удовлетворение образовательных потребностей личности, семьи, общества. Д.б.направлена на развитие и совершенствование наклонностей, интересов школьника, способствовать самоопределению, самореализации. Для этого школа должна быть многовариантной, диф-ной
Для того, чтобы школа была разной она должна различаться основаниями:
Виды образовательных учереждений
Типы: общеобразовательные, проффесиональные
Гимназия-общеобразовательное учереждение повышенного уровня образования, разных профилей, на базе широкого гуманитарного образования. Цель-подготовка выпускников с компетентным уровнем образованности для поступления в ВУЗы. Прогимназия 5-9, собственно гимназия 10-11. Можно с любой ступени, система отбора учащихся. 2 языка минимум
Лицей может быть общеобразовательный и профессиональный. Общеобр учереждение повышенного уровня образования, имеющее опр специализацию и профильную направленность. 4 и 2 года. 1 язык
Образовательный центр – разноуровневое и многопрофильное общеобр учреждение, предоставляющее учащимся выбор образовательных программ, соответствующих их потребностям и возможностям. Обр программ: базовые, повышенные, корреляционно-компетентностные, дополнительные.
Авторская школа - общеобр уч-ие, где пед коллективом разрабатывается и реализуется специфическая пед с-ма, отличающаяся содержанием, организацией обр-го процесса.
Реальная школа - тенденция диверсификации разнообразия
А) школоа, которая предоставляет возможность любому ребенку достигнуть уровня функциональной грамотности пр. основная реальная школа до 9 кл
Б) школа, реализующая обр-ые программы прикладной направленности.
Образовательный комплекс – объединение различных обр-х учреждений, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования (школа-универ, ясли-сад, школа-интернат)
Учереждения дополнительного образования детей – спортивные, музыкальные, ДДЮТ. Цель-расширение общего образования и развития личности, ее задатков, способностей. Есть однопрофильные и многопрофильные.
Колледж – профессионального типа – учреждение профессионального образования, начального, среднего или высшего. Цель-подготовка подготовка выпускников к конкретной проф-й д-ти
Дифференциация образования. Виды и типы образовательных программ в совр.системе образования.
В январе 1992 г. Закон РФ об образовании.
Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания и интересах человеческого общества, государства, сопр. констанцией достижения гражданина, определяемых государственным уровня знаний.(сов-ть знаний и компетенций, которыми владеет человек, специально организованный процесс овладения, социальный институт воспроизводства культуры, сфера прфф д-сти специалистов, становление качеств личности)
Дифференциация – это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т. д.
З-н РФ об образовании
Образовательные программы определяют содержание образования,определенного уровня и направленности.
1 Нормативный документ, определяющий содержание и организацию образовательного процесса на конкретном этапе и уровне развития.
2. Образовательный маршрут самого учащегося
Структура
1. Цели программы
2 Учебный план (инвариантная часть-общая для всех, вариантная различная)
3. Комплект учебных программ – отображает материал, основные дидактические единицы, подзаголовки
4. Набор программ внеучебной д-ти
5 Описание организационно-пед условий и пед технологий (способы преподавания, обед, перерывы)
6. Система методик пед д-ти Способы, с помощью которых педагоги получают инфо о качестве усвоения материала
7 Описание ожидаемых результатов и дальнейших направлений обр-го маршрута
Типы:
общего, профессионального, дополнительного
Начальное, основного, среднего, высшего
: начальное, среднее, высшее
Образовательные программы общего образования:
Начального: базовая, расширенная, компенсирующая, индивидуальная, реабилитационная.
Основного: базовая, углубленная, профильная, компенсирующая, индивидуальная, реабилитационная (лиц, гим)
Среднего: профильная, углубленная, лицейская, гимназическая, специализированная.
Типы образовательных программ:
1. ориентационная – формирование личностных ориентиров
2. фундаментальная – освоение фунд.знаний в опр.научной области
3. прикладная (технологическая) – создает условия для совокупности умений, способов действия
4. смешанная