На практических занятиях

1. Попробуйте построить генеалогическое древо своей семьи. Мы ведь с вами не согласны с тем, что только аристократия мо­жет гордиться своими корнями? Разве наши пращуры не заслу­жили того, чтобы их потомки не уподобились «Иванам, родства не помнящим»?

Не хочется, очень не хочется пророчествовать, но все же выскажу предположение, что многие из тех, кто попытается это задание выполнить, не сумеют проникнуть в историю своего рода больше, чем на три поколения... Вы не согласны?

Докажите несправедливость предположения автора, и он с ра­достью принесет извинения... Полагаю, что ваши близкие, если вы обратитесь к ним за помощью, только обрадуются вниманию к прошлому семьи и охотно вам эту помощь окажут.

2. Попытайтесь проанализировать, что вы унаследовали от
своих родителей и прародителей. Воспользуйтесь представлен­
ным в тексте перечнем свойств, которые могут передаваться ге­
нетически. Особенно обратите внимание на задатки к опреде­
ленным видам деятельности.

3. Как решается и как может быть решена рассматриваемая в
статье В.П. Кащенко (см.: раздел «Проблемно-аналитический
материал») проблема воспитания «даровитых детей» в современ­
ной школе? Разработайте краткие рекомендации для образова­
тельных учреждений о работе с детьми, обнаружившими особые
способности. При разработке таких рекомендаций вам поможет
ваш собственный школьный и вузовский опыт.

4. Как вы понимаете декларированный Е.С. Левицкой прин­цип «школа не перевоспитывает»! Если вы согласны с этим прин-

ципом, то предложите краткие педагогические нормы-правила, выполнение которых обеспечило бы реализацию этого принципа.

5. Напишите рецензию на приведенные в разделе «Проблем­но-аналитический материал» фрагменты работы П.Ф. Каптерева «Образовательный процесс как выражение внутренней самодея­тельности организма».

6. Вспомните о собственных попытках (вероятно неоднократ­ных!) заняться самовоспитанием и напишите небольшое сочине­ние-эссе об одной из попыток. Желательно, чтобы в сочинении была выдержана следующая логика: что побудило (кто побудил) к самовоспитанию, к каким выводам привел самоанализ, какие были приняты самообязательства, какие приемы и средства ис­пользовались, как долго вы шли к цели и куда (к чему) в итоге пришли. Если вы расскажете обо всем в юмористическом ключе, то это не только никто не осудит, но и... Известно, что юмор — непременный атрибут высокоразвитого интеллекта; вспомните, кстати, что ответственно за юмор левое полушарие мозга, и оно же обеспечивает реализацию интеллектуальной функции. Так что деликатная самоирония — это еще одно ваше достоинство!

7. Надо полагать, что вам был бы чрезвычайно признателен Буратино, если бы вы помогли ему проанализировать его досто­инства и недостатки, сформулировать самообязательства и наме­тить программу их реализации. Выполняя задания по предыду­щей теме, вы уже выявили его половозрастные особенности, сравнили их с соответствующими особенностями Мальвины — так, глядишь, на радость детям у «Золотого ключика» появится продолжение. Впрочем, если вам по каким-либо причинам не­симпатичен этот персонаж, вы можете избрать любой другой.

8. Попробуйте совместно (в группе) сформулировать и напи­сать: а) правила для начинающих заниматься самовоспитанием; б) рекомендации для них. Вы, безусловно, понимаете, что прави­ла отличаются от рекомендаций степенью обязательности испол­нения.

9. И последнее — традиционное задание: в схеме «Методы,
приемы, средства деятельности по самовоспитанию» есть много
сравнительно новых понятий — в текст пособия намеренно не
введены их дефиниции. Выполнить эту работу придется — увы! —
вам. А почему, собственно, — «увы»? Ведь известно, что состав­
ление словаря — это такая гимнастика ума, с которой никакая
математика не сравнится. А еще и развитие речи! А еще и воз­
можность вникнуть в проблему, хорошо в ней разобраться, проч­
но сохранить в памяти!.. Ну и, конечно, возможность избавить

себя от необходимости запоминать неудобоваримые вербальные конструкции, которые старается построить едва ли не каждый ав­тор дефиниций, надеясь, очевидно, что его не поймут, а потому и не уличат в, скажем так, ненаучности. Итак, ваш краткий педаго­гический словарь пополняется!

на практических занятиях - student2.ru

♦ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТЕКСТЫ)

И.А. Донцов,

философ Самовоспитание личности

(1984 г.)

Процесс самовоспитания, самосовершенствования в индивидуальном развитии личности неизбежно, закономерно начинается в период под­росткового возраста. Именно в этом возрасте у человека обостряется внимание к своему духовному миру, возникает стремление и активизи­руются поиски возможностей к самовыражению и самоутверждению, проявляется особый интерес к самопознанию, самоиспытанию. Соб­ственно, начинается бурный процесс самовоспитания, который охваты­вает все стороны духовной жизни личности. Это накладывает печать на отношения подростка к другим людям и к себе самому. Учеба, чтение, труд, дружба, самообразование, отношение к родителям, учителям, сверстникам — все протекает под влиянием этого процесса. (...)

Начавшись в подростковом периоде развития личности, процесс са­мовоспитания, по-видимому, не у каждого человека достигает уровня высокого развития, становится систематическим. У некоторых он оста­ется на всю жизнь на стадии, по терминологии психологов, «ситуативно­го самовоспитания». Но так или иначе, возникнув, самовоспитание в той или иной форме сопровождает личность в течение всей ее жизни. (...)

Стремление человека к самовоспитанию порождается общественной жизнью, воспитанием, собственной деятельностью индивида, а не каки­ми-либо сверхъестественными силами. Но сформировавшись в обще­стве, оно, независимо от того, как его происхождение понимают и объясняют люди, становится атрибутом сознательного отношения чело­века к самому себе25.

75 Донцов И.А. Самовоспитание личности: Философско-этическис проблемы. М, 1984. С. 57-60.

Н.П.Дубинин,

академик, генетик

Генетика и педагогика

(1983 г.)

Научное решение вопроса о том, детерминированы ли генетически личностные свойства человека или они формируются в нем по мере активного включения его в сферу общественных отношений, имеет важное значение для педагогики.

Как известно, наиболее пластичны, особо восприимчивы к воспита­тельным воздействиям дети. И это, видимо, не случайно. Именно в период детства осуществляется морфофункциональное (биологическое) развитие человека и усвоение им социального опыта. Совпадение оп­тимальных сроков восприятия социальной программы и биологического развития еще раз свидетельствует о наличии диалектического единства социальной и генетической программ в человеке. Период детства, или, точнее, период достижения социальной зрелости разделяется на ряд этапов — грудной, ясельный, дошкольный, школьный и т.д., каждый из которых обладает некими оптимальными возможностями для обретения ребенком социальных качеств.

Еще на эмбриональной стадии усиленно развивается мозг, в нем очень рано устанавливаются нейронные связи. Функции и структура мозга новорожденного позволяют ему вступить в общественную жизнь. В течение первого года жизни ребенка вес его мозга увеличивается с 300 г до 1 кг. В целом на постнатальный период падает более 80% роста и развития нижнетеменной области. Эта область мозга увеличи­вается только при наличии разнообразных социальных контактов ребен­ка. Поля лобной и височной долей развиваются на протяжении более длительного времени, кора мозга — всю жизнь.

К двум годам ребенок овладевает речью, что свидетельствует об огромных сдвигах в его психике, завершающихся формированием со­знания. (...)

Темпы биологического и социального развития в онтогенезе неоди­наковы. Кроме того, каждый из этих процессов протекает неравномер­но. Периоды ускорения развития сменяются периодами его замедле­ния... Каждая из способностей человека формируется в определенном возрасте, например ходьба — в 1 год, речь — в два года. Соответ­ственно и действие разных социальных факторов (например, воспита­ния и образования) также неравномерно на разных возрастных этапах.

Оптимальные сроки (сензитивные периоды) развития определенных психических функций, обеспечивающих успешную социализацию челове­ка, связаны с соответствующей организацией биологической основы этих функций, т.е. предполагают необходимый уровень морфофуикционапьного развития, и прежде всего мозга, гормональных воздействий и т.д.26.

26 Дубинин Н.П. Что такое человек. М., 1983. С. 293-296.

Развитие генетики человека, установление фактов существенного влияния биологических особенностей на структуру индивидуальности не дают основания отрицать, что человек как личность формируется в си­стеме определенных общественных отношений. При этом важно по­мнить, что хотя в эмбриогенезе и в момент рождения человек есть не больше, чем особого вида животное, целиком подчиненное законам биологии, его биология — человеческая. Человеческое дитя рождается с такой генетической программой, которая обеспечивает его готовность к вступлению в социальную форму движения материи. Это касается строения мозга, готового к развитию мышления, гортани — для члено­раздельной речи, наличия рук, анатомических черт и т.п. И если эти возможности не будут реализованы в общественно-трудовых отношени­ях, человек на всю жизнь останется на уровне существования особого вида животного27.

П.Ф. Каптерев (1849-1922), педагог, историк педагогики, психолог

Наши рекомендации