Итоговый тест самоконтроля. За правильный ответ начисляется один балл
За правильный ответ начисляется один балл. Сумма баллов – ваша оценка.
1. Что представляет собой педагогический процесс?
2. Назовите компоненты педагогического процесса.
3. Что понимается под целостностью педагогического процесса?
4. В чем заключается специфика педагогического процесса?
5. Назовите характеристики педагогического труда как трудового процесса.
6. От чего зависит динамика педагогического процесса?
7. В чем суть закона развития личности в педагогическом процессе?
8. Чем определяется закон управления учебно-воспитательным процессом?
9. Сформулируйте закономерность обусловленности течения и результатов педагогического процесса.
10. О чем свидетельствует закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе?
11. В чем проявляется закономерность единства педагогической и познавательной деятельности?
12. Какие этапы выделяются в педагогическом процессе?
13. Что представляет собой педагогическая диагностика?
14. Какое значение в педагогической науке имеет педагогическое прогнозирование?
15. В чем заключается сущность педагогического проектирования?
16. Что включает в себя этап осуществления педагогического процесса?
17. Зачем нужен анализ достигнутых результатов в педагогическом процессе?
18. Что такое педагогические инновации?
19. Назовите основные направления инновационных обновлений педагогической системы.
20. Что следует понимать под оптимизацией педагогического процесса?
Р а з д е л II. Тема 5. Основные этапы
развития педагогической мысли
Тест самоконтроля
1. Заполните таблицу: внесите недостающие имена, даты, названия работ и основные идеи.
Имена | Даты жизни | Названия работ. Деятельность. Идеи |
Педагогические взгляды древнегреческих философов | ||
551–479 гг. до н.э. | Редактирование книг. Основа обучения – чтение старинных книг | |
Демокрит | Афоризмы, обобщающие труды в области знаний | |
469–399 гг. до н.э., 427–347 гг. до н.э., 384–322 гг. до н.э. | ||
35–96 | “Образование оратора” | |
М.Тертуллиан | Педагогические трактаты | |
А. Блаженный | 353–430 | |
Педагогическая мысль в эпоху Средневековья | ||
1053–1125 | “Поучения”. Основные идеи: отношение к богу; отношение к власти и самому себе | |
К.Туровский | “Притча о человеческой душе и теле” | |
Нестор | Автор первой редакции “Повести временных лет” | |
Ф.Аквинский | 1225–1274 | |
1378–1446 | Идеи гуманизма воплощены в “Школе радости” | |
1466–1536 | Памфлет “Похвальное слово глупости” | |
Роман “Гаргантюа и Пантагрюэль”; предложена система нового воспитания | ||
Н.Гусовский | 1480–1533 | |
Ф.Скорина | Издание 23 книг Старого Завета Библии. Основание первой типографии на территории Беларуси | |
И.Лойола | 1491–1556 | |
Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения | ||
1510–1583 | “Букварь для детей и родителей”. Основание книгопечатания на Руси | |
С.Будный | 1530–1593 | |
1592–1670 | “Великая дидактика” | |
Ф.М.Ртищев | 1626–1673 | |
С.Полоцкий | 1629–1680 | |
1632–1704 | “Мысли о воспитании” | |
С.Медведев | 1641–1691 | |
1650–1717 | Составление первого букваря; написание грамматики; “Домострой” – правила поведения; “Вразумления”; идея создания высших школ | |
Педагогическая мысль и просвещение в ХVIII – начале ХХ в. | ||
Л.Магницкий | 1669–1739 | |
1711–1765 | “Краткое руководство к риторике”, “Риторика”, “Российская грамматика”, “Краткий Российский летописец с родословием”, “Древняя Российская история”, “Слово похвальное блаженной памяти государю императору Петру Великому” | |
Ж.-Ж.Руссо | 1712–1778 | |
1713–1784 | “Толковый словарь наук, искусств, ремесел” | |
1715–1771 | “Об уме”, “О человеке и его умственных способностях и его воспитании” | |
П.Гольбах | 1723–1789 | |
И.-Г.Песталоцци | 1746–1827 | |
1771–1858 | “Новый взгляд на общество” | |
1776–1841 | Разработаны фундаментальные основы науки педагогики (предмет, категории, структура, идеи) | |
А.В.Дистервег | 1790–1886 | |
1810–1881 | Предложена концепция общеобразовательной школы и ее ступенчатый характер | |
Я.Чечот | 1796–1847 | |
В.Г.Белинский | 1811–1848 | |
А.И.Герцен | Программа переустройства русского просвещения | |
1824–1871 | “О камеральном образовании”, “Педагогическая антропология”, “Родное слово”. Разработаны основы научной педагогики | |
Л.Н.Толстой | 1828–1910 | |
Н.Г.Чернышевский | 1828–1889 | |
Н.А.Добролюбов | 1836–1861 | |
Ф.Богушевич | 1840–1900 | |
1851–1897 | Поэт-демократ; синтез реализма и романтизма | |
1859–1952 | Создание прагматической педагогики; идеи педоцентризма | |
Н.К.Крупская | 1869–1939 | |
Э.Торндайк | 1874–1949 | |
1876–1916 | “Гасцінец для маленькіх дзяцей”. “Першае чытанне для дзетак беларусаў” | |
Народное образование и педагогическая мысль в советское время | ||
Руководство первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса | ||
1882–1956 | “Песни неволи”, “Новая земля”, “Хата рыбака”, “На перепутье” | |
Я.Купала | 1882–1942 | |
“Педагогика”; идея интегрированных предметов | ||
П.П.Блонский | “Педагогика”, “Основы педагогики” | |
З.Бядуля | 1886–1941 | |
Т.Гартный | 1887–1937 | |
1888–1939 | “Педагогическая поэма” | |
М.Богданович | 1891–1917 | |
“Сердце отдаю детям”, “Павлышская средняя школа”, “Разговор с молодым директором школы”, “Рождение гражданина”, “Мудрая власть коллектива”, “Родительская педагогика” | ||
Ш.А.Амонашвили | ||
И.П.Волков | ||
Е.Н.Ильин | ||
С.Н.Лысенкова | ||
В.Ф.Шаталов |
2. Что является общим и оригинальным для деятельности белорусских ученых и просветителей ХIV–ХVII вв. Н.Гусовского, Ф.Скорины, С.Будного, В.Тяпинского, Л. и С.Зизания, М.Смотрицкого, Я.Намысловского, М.Сарбевского, С.Полоцкого, К.Лещинского, И.Капиевича, К.Нарбута и др.?
3. Назовите основные педагогические и просвещенческие идеи, характерные для творчества И.Хрептовича, М.Пачобута, И.Яленского, А.Довгирда, Ф.Бохнина и других, которые послужили основанием для школьных реформ ХVIII ст. в Беларуси.
4. Какой вклад в развитие педагогической науки и практики в ХIХ–ХХ вв. внесли известные ученые Европы и Америки (Г.Кершенштейнер, В.-А.Лай, Э.Торндайк, Э.Мейман, Д.Дьюи)?
5.Назовите основоположников педагогической теории и практики в России, дайте характеристику их трудам. Определите их роль в развитии советской педагогики, современного состояния педагогической науки и профессионального образования.
6. Назовите известных педагогов и просветителей, которые внесли вклад в народное образование и педагогическую мысль в ХIХ–ХХ вв. в Беларуси, периоды их жизни, названия работ и идеи.