НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ. 1. Мы намеренно не ввели в последнюю тему рубрики:
1. Мы намеренно не ввели в последнюю тему рубрики:
Г ДОЛЖЕНЗНАТЬ...
Мы полагаем,
что вы уже способны
самостоятельно
наполнить содержанием
этот подраздел пособия.
♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ...
fe^ |
Мы полагаем,
что вы уже способны
самостоятельно
наполнить содержанием
этот подраздел пособия.
2. В разделе «Проблемно-аналитический материал» представ
лены Концепция воспитательной работы классных руководителей
Ярославской области, Базисный учебный план Свердловской об
ласти и краткие характеристики ряда воспитательных систем.
Предлагаем вам на основе анализа этих документов выполнить
следующие задания:
2.1. Составить концепцию (т.е. описать как систему) и раз
работать учебный план школы, директором которой вас избра
ли. Разумеется, что эта будет школа «нового типа», отражаю
щая современные требования и удовлетворяющая ожидания...
А вот чьи ожидания — на этот вопрос ответите вы.
2.2. Попробуйте построить структуру (т.е. кратко и емко
описать основные черты, желательно в форме некоей схемы)
тех образовательно-воспитательных учреждений, с которыми
вас познакомили тексты из книги В.А. Караковского, Л.И. Но
виковой, Н.Л. Селивановой. Какие общие черты воспроизво
дятся во всех описанных воспитательных системах?
2.3. Вы уже знакомы с методологией и методикой научно-педагогического исследования. Перед вами стоит задача — изучить передовой опыт организации воспитательных систем. Сформулируйте цель, задачи, гипотезу вашего исследования, охарактеризуйте методы, с помощью которых вы будете его осуществлять. Спрогнозируйте, какие, предположительно, результаты вы можете получить при изучении одной или нескольких систем, и как вы распорядитесь полученной информацией, т.е. как ее используете.
2.4. Попытайтесь обнаружить основные закономерности в работе инновационных воспитательных учреждений и построить на основе этих закономерностей систему требований к организации деятельности воспитательных систем.
2.5. Как реализуются в описанных воспитательных системах основные принципы организации и осуществления педагогического процесса?
3. Попробуйте осуществить анализ любого учебного занятия в вашем учебном заведении или в школе с учетом логики и структуры педагогического процесса и структуры урока, представленной в табл. 11 данной темы. В какой мере реализуются на практике заложенные в этих материалах требования?
4. С какими закономерностями, принципами и методами воспитания в их сегодняшней интерпретации вы могли бы соотнести рассуждения П.Ф.Лесгафта о использовании практического и систематического методов воспитания?
5. И последнее. Пришла пора провести ревизию вашего краткого педагогического словаря. Посмотрите, какие новые понятия вы встретили в текстах, дайте им определения и включите в словарь.
Хочется надеяться, что у вам появился вкус к словарной работе. И в целом очень хочется, чтобы у вас возник интерес к этой сложной и противоречивой, этой умной и глубокой науке — педагогике.
Успехов вам, уважаемые коллеги!
10 ОбЩа,
♦ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ3»
1. Региональные особенности базисного учебного плана Свердловской области
Базисный учебный план Свердловской области составлен на основе «Закона об образовании РФ», Федеральной программы развития образования, федерального Базисного учебного плана, Концепции и Программы развития образования Свердловской области, Концепции формирования национально-регионального компонента содержания образования, Программы регионализации образования Свердловской области, с учетом итогов апробации Базисного плана в образовательных учреждениях Свердловской области в течение 1994/95 учебного года.
Своеобразие Базисного учебного плана Свердловской области заключается в том, что он:
- предлагает один из вариантов соединения мирового, федерального и регионального опыта в развитии содержания образования и образовательных технологий;
- отражает приоритеты развития образовательного пространства региона, определяемые концепцией формирования национально-регионального компонента Свердловской области;
- предоставляет субрегионам и образовательным учреждениям области значительную самостоятельность в выборе вариантов учебных планов с целью повышения качества образования и максимального обеспечения возможностей самоопределения с учетом многообразия региональных условий;
- основан на открытой региональной политике, соединяющей регионализацию образования с демократическим характером развития региона.
2. Место Базисного учебного плана Свердловской области в системе государственных образовательных стандартов
Базисный учебный план дает интегральное представление о структуре и содержании общего среднего образования, фиксирует комплекс основных нормативов образования, в соответствии с которыми разрабатываются конкретные планы образовательных учреждений. Базисный учебный план — это генеральный уровень представления стандарта.
30 Базисный учебный план среднего (полного) обшего образования Сверд ловской области. Екатеринбург, 1995.
Базисный учебный план общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:
а) продолжительность обучения (в учебных часах) общая по каждой
из его ступеней;
б) недельная учебная нагрузка для:
- базовых образовательных областей каждой из ступеней общего среднего образования;
- обязательных занятий по выбору учащихся;
- факультативных занятий;
в) максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащего
ся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия
по выбору;
г) итоговое количество учебных часов, финансируемое государством
(максимальная обязательная нагрузка школьников, факультативные за
нятия, индивидуальные и групповые занятия, деление учебных групп на
подгруппы);
д) структура образовательного процесса (соотношение базовой инва
риантной и вариативной частей, федерального, национально-региональ
ного и школьного компонентов).
Базисный учебный план можно считать государственным стандартом структуры процесса образования (организации содержания образования), который должен быть дополнен стандартом содержания образования.
Государственный стандарт содержания образования включает федеральный и национально-региональный компоненты.
В целом государственный образовательный стандарт общего среднего (полного) образования состоит из следующего пакета документов:
1. Базисный учебный план (стандарт структуры образовательного
процесса).
2. Стандарт содержания общего среднего (полного) образования
(федеральный и национально-региональный компоненты).
В стандарт содержания общего среднего (полного) образования (национально-региональный компонент входят:
1. Стандарты уровня подготовки учащихся.
2. Стандарт образовательной программы национально-регионального
компонента.
3. Система измерителей достижения государственного стандарта для
выпускников образовательных учреждений по инвариантной части нацио
нально-регионального компонента.
3. Структура и функции Базисного учебного плана