Методические рекомендации. МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Леонова О.В.
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Размещается в авторской редакции
Направление подготовки
44.03.02 - Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки
Психология образования
Психология и педагогика дошкольного образования
Психология и педагогика начального образования
Квалификация выпускника
бакалавр
Ставрополь
Предисловие
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Общая педагогика» нацелено на подготовку бакалавра к профессиональной деятельности, способного придерживаться культурно-цивилизационной концентрации педагогического знания и опыта, учитывая многообразие педагогических ориентиров современного человека в решении кардинальных проблем нашего времени, поскольку педагогика, как развивающаяся наука, постоянно пересматривает и расширяет аспекты понимания своих основных категорий, на практике непрерывно обогащается опытом воспитания и обучения в силу безграничности и многогранности педагогического творчества. Во всем мире разработкой направлений и стратегических ориентиров в сфере образования и воспитания занимаются как педагоги, психологи, так и социологи, политики, юристы. При всем многообразии современных образовательных доктрин, стратегий и технологий весьма опасно было бы выделять универсальные, т.к. педагогическое творчество и инновационная деятельность непрерывно «подпитывают», обогащают устоявшиеся идеи или модели, динамизируя и развивая их. А это, в свою очередь, отражается на развитии собственно педагогической науки — уточняются и обогащаются смыслы и содержание основных категорий, принципов и закономерностей в обучении и воспитании, педагогических методов и технологий.
Целью освоения дисциплины «Общая педагогика» является формирование готовности бакалавра к профессиональной деятельности, направленной на интеллектуальное, личностное и нравственное развитие личности обучающихся, с использованием научно обоснованных методов обучения и воспитания.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ЗНАТЬ | • основные категории педагогики; • цели, задачи и методы общей педагогики и ее связь с другими науками; • методологию педагогической науки; • требования государственно образовательного стандарта к личности, профессиональной компетентности педагога; • общую характеристику педагогической деятельность, ее структуру и специфику. |
УМЕТЬ | • выявлять закономерные связи и отношения, существующие между субъектами педагогического процесса; • осознавать сущность и специфику педагогической деятельности как своеобразной метадеятельности, направленной на организацию и управление детской деятельностью; • использовать различные методы педагогического исследования; • анализировать педагогический процесс и определять особенности воспитания; • строить педагогический процесс на основе личностно-ориентированного взаимодействия с детьми; • планировать и осуществлять учебную работу. |
ВЛАДЕТЬ | • понятийным аппаратом; • опытом ценностного отношения к педагогической профессии; • подходами и методами критического анализа. |
Форма текущего контроля знаний – работа студентов на семинарских занятиях. Итоговая форма контроля знаний студентов – экзамен.
Разработки практических занятий
Тема 2. Основные категории педагогики
Цель занятия:сформировать у студентов представления об основных категориях педагогики.
Организационная форма занятия:
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1.Сущность понятия «воспитание» и разнообразие использования дефиниций воспитания в педагогике.
2.Сущность понятия «обучение». Его основа и взаимосвязь с воспитанием.
3.Образование. Сущность понятия. Критерии. Виды.
Методические рекомендации
1.Сущность понятия «воспитание» и разнообразие использования дефиниций воспитания в педагогике.
При подготовке к данному вопросу студенту необходимо иметь представление о сущности понятий «воспитание», «дефиниция»; знать цели задачи приоритеты воспитания исходя из общечеловеческих ценностей; проанализировать мировоззренческие основы воспитания; знать принципы воспитания. Студент должен знать функции воспитания; иметь представления о классификации видов воспитания в соответствии с основаниями; проанализировать модели воспитания.
Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- СПб., Питер, 2008., Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- М., 2007., Подласый И.П.Педагогика.- М.: Владос, 2009.
2.Сущность понятия «обучение». Его основа и взаимосвязь с воспитанием.
При подготовке к данному вопросу студенту необходимо знать определение понятий «обучение», «преподавание», «учение»; иметь представление о центральной функции обучения; понимать специфику обучения как единства преподавания и учения; проанализировать основные компоненты обучения – знания, умения, навыки и взаимосвязь с воспитанием.
Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- СПб., Питер, 2008., Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- М., 2007.
3.Образование. Сущность понятия. Критерии. Виды.
При подготовке к данному вопросу студенту необходимо иметь представление о смысловых плоскостях термина «образование»; знать главный критерий образованности; выделять типы образования – мифологическое, схоластическое, просветительское; знать модели образования – модель образования как государственно-ведомственной организации, рационалистическая модель образования, неинституциональная модель образования; иметь представление о видах образования.
Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- СПб., Питер, 2008., Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- М., 2007., Подласый И.П.Педагогика.- М.: Владос, 2009.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Леонова О.В. Общая педагогика. Учебно-методическое пособие - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- СПб., Питер, 2008.
3. Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- М., 2007.
4. Подласый И.П.Педагогика.- М.: Владос, 2009.
5. Харламов И.П. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- М., 2007.
Дополнительная
1. Краевский В.В. Общие основы педагогики.- М. – Волгоград, 2009.
2. Общая и профессиональная педагогика / Под ред. В.Д. Симоненко.- М., 2008.
3. Салов Ю.И., Тюников Ю.С. Психолого- педагогическая антропология.- М., 2008.
4. Степашко Л.А. Философия и история образования.- М., 2010.
Интернет-ресурсы
http://www.eduhmao.ru/info/1/3719/Информационно-просветительский портал
http://pedlib.ru/Books/1/0133/1_0133-1.shtml Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.2.77.1.7 Каталог. Народное образование. Педагогика
http://prof-teacher.ru/pedagogika/tema-10-obshhie-zakonomernosti-i-principy-vospitaniya/ Общие закономерности и принципы воспитания
http://www.videoresursy.ru/ Медиаресурсы для образования и просвещения.
http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych-index.html Психология и педагогика.
http://www.iqlib.ru/ Электронная библиотека образовательных и просветительских изданий. Ресурс предлагает в свободном доступе электронные учебники, справочные и учебные пособия, а также другие материалы.
http://paidagogos.com/ Педагогика. На сайте размещены статьи по педагогике, включая некоторые персоналии, дидактику, методику, содержание обучения и контроль знаний, компьютеризацию образования.