Методические рекомендации. МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Леонова О.В.

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

Размещается в авторской редакции

Направление подготовки

44.03.02 - Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки

Психология образования

Психология и педагогика дошкольного образования

Психология и педагогика начального образования

Квалификация выпускника

бакалавр

Ставрополь

Предисловие

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Общая педагогика» нацелено на подготовку бакалавра к профессиональной деятель­ности, способного придерживаться культурно-цивилизационной концентра­ции педагогического знания и опыта, учитывая многообразие педагогичес­ких ориентиров современного человека в решении кардинальных проблем нашего времени, поскольку педагогика, как развивающаяся наука, постоян­но пересматривает и расширяет аспекты понимания своих основных катего­рий, на практике непрерывно обогащается опытом воспитания и обучения в силу безграничности и многогранности педагогического творчества. Во всем мире разработкой направлений и стратегических ориентиров в сфере обра­зования и воспитания занимаются как педагоги, психологи, так и социологи, политики, юристы. При всем многообразии современных образовательных доктрин, стратегий и технологий весьма опасно было бы выделять универ­сальные, т.к. педагогическое творчество и инновационная деятельность не­прерывно «подпитывают», обогащают устоявшиеся идеи или модели, дина­мизируя и развивая их. А это, в свою очередь, отражается на развитии соб­ственно педагогической науки — уточняются и обогащаются смыслы и со­держание основных категорий, принципов и закономерностей в обучении и воспитании, педагогических методов и технологий.

Целью освоения дисциплины «Общая педагогика» является формирование готовности бакалавра к профессиональной деятельности, направленной на интеллектуальное, личностное и нравственное развитие личности обучающихся, с использованием научно обоснованных методов обучения и воспитания.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

ЗНАТЬ • основные категории педагогики; • цели, задачи и методы общей педагогики и ее связь с другими науками; • методологию педагогической науки; • требования государственно образовательного стандарта к личности, профессиональной компетентности педагога; • общую характеристику педагогической деятельность, ее структуру и специфику.
УМЕТЬ • выявлять закономерные связи и отношения, существующие между субъектами педагогического процесса; • осознавать сущность и специфику педагогической деятельности как своеобразной метадеятельности, направленной на организацию и управление детской деятельностью; • использовать различные методы педагогического исследования; • анализировать педагогический процесс и определять особенности воспитания; • строить педагогический процесс на основе личностно-ориентированного взаимодействия с детьми; • планировать и осуществлять учебную работу.
ВЛАДЕТЬ   • понятийным аппаратом; • опытом ценностного отношения к педагогической профессии; • подходами и методами критического анализа.

Форма текущего контроля знаний – работа студентов на семинарских занятиях. Итоговая форма контроля знаний студентов – экзамен.

Разработки практических занятий

Тема 2. Основные категории педагогики

Цель занятия:сформировать у студентов представления об основных категориях педагогики.

Организационная форма занятия:

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1.Сущность понятия «воспитание» и разнообразие использования де­финиций воспитания в педагогике.

2.Сущность понятия «обучение». Его основа и взаимосвязь с воспитанием.

3.Образование. Сущность понятия. Критерии. Виды.

Методические рекомендации

1.Сущность понятия «воспитание» и разнообразие использования де­финиций воспитания в педагогике.

При подготовке к данному вопросу студенту необходимо иметь представление о сущности понятий «воспитание», «дефиниция»; знать цели задачи приоритеты воспитания исходя из общечеловеческих ценностей; проанализировать мировоззренческие основы воспитания; знать принципы воспитания. Студент должен знать функции воспитания; иметь представления о классификации видов воспитания в соответствии с основаниями; проанализировать модели воспитания.

Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- СПб., Питер, 2008., Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- М., 2007., Подласый И.П.Педагогика.- М.: Владос, 2009.

2.Сущность понятия «обучение». Его основа и взаимосвязь с воспитанием.

При подготовке к данному вопросу студенту необходимо знать определение понятий «обучение», «преподавание», «учение»; иметь представление о центральной функции обучения; понимать специфику обучения как единства преподавания и учения; проанализировать основные компоненты обучения – знания, умения, навыки и взаимосвязь с воспитанием.

Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- СПб., Питер, 2008., Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- М., 2007.

3.Образование. Сущность понятия. Критерии. Виды.

При подготовке к данному вопросу студенту необходимо иметь представление о смысловых плоскостях термина «образование»; знать главный критерий образованности; выделять типы образования – мифологическое, схоластическое, просветительское; знать модели образования – модель образования как государственно-ведомственной организации, рационалистическая модель образования, неинституциональная модель образования; иметь представление о видах образования.

Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- СПб., Питер, 2008., Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- М., 2007., Подласый И.П.Педагогика.- М.: Владос, 2009.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Леонова О.В. Общая педагогика. Учебно-методическое пособие - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- СПб., Питер, 2008.

3. Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- М., 2007.

4. Подласый И.П.Педагогика.- М.: Владос, 2009.

5. Харламов И.П. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- М., 2007.

Дополнительная

1. Краевский В.В. Общие основы педагогики.- М. – Волгоград, 2009.

2. Общая и профессиональная педагогика / Под ред. В.Д. Симоненко.- М., 2008.

3. Салов Ю.И., Тюников Ю.С. Психолого- педагогическая антропология.- М., 2008.

4. Степашко Л.А. Философия и история образования.- М., 2010.

Интернет-ресурсы

http://www.eduhmao.ru/info/1/3719/Информационно-просветительский портал

http://pedlib.ru/Books/1/0133/1_0133-1.shtml Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т

http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.2.77.1.7 Каталог. Народное образование. Педагогика

http://prof-teacher.ru/pedagogika/tema-10-obshhie-zakonomernosti-i-principy-vospitaniya/ Общие закономерности и принципы воспитания

http://www.videoresursy.ru/ Медиаресурсы для образования и просвещения.

http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych-index.html Психология и педагогика.

http://www.iqlib.ru/ Электронная библиотека образовательных и просветительских изданий. Ресурс предлагает в свободном доступе электронные учебники, справочные и учебные пособия, а также другие материалы.

http://paidagogos.com/ Педагогика. На сайте размещены статьи по педагогике, включая некоторые персоналии, дидактику, методику, содержание обучения и контроль знаний, компьютеризацию образования.

Наши рекомендации